Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Успение. 1190-1200 гг. Великий Новгород
Автор: Неизвестный иконописец XII века
Источник: Государственная Третьяковская галерея
08:38 / 10.12.2014

Успение (1190-1200)
У изголовья и в ногах ложа Богоматери стоят оплакивающие ее кончину двенадцать апостолов. Петр взмахнул кадилом, Павел наклоняется к ногам Марии, Иоанн Богослов приник к ее ложу. Остальные жестами выражают скорбь. Ноги апостолов почти не касаются позема

Изображение Успения возникает в византийском искусстве под влиянием фольклорных представлений, отразившихся в церковных песнопениях и апокрифах. В центре композиции — ложе с умирающей Богоматерью. Вокруг него, у изголовья и в ногах, представлены апостолы, обычно по шести с каждой стороны. Среди них изображаются и святители (число их колеблется от двух до шести и более).

Иногда за апостолами и святителями представлены плачущие жены. Над ложем Богоматери — Христос в славе, принимающий душу ее в виде запеленутой фигурки. Перед ложем в разных изображениях Успения представлены либо скамейка с туфлями или с кувшином, либо свеча. В XV–XVII вв. здесь, согласно апокрифу, ангел отсекает мечом руки Авфонию, пытавшемуся опрокинуть ложе Богоматери.

В верхней части композиции ангелы несут в облаках апостолов, направляющихся со всех концов земли к месту смерти Богоматери. Вверху посредине представлено вознесение Богоматери на небо, в ранних композициях — в виде души, начиная с XV века — «во плоти».

Изображение Успения должно было наглядно показать божественность Богоматери, проявившуюся, согласно текстам, во всей полноте в момент ее смерти. По названию это собственно не смерть, а усыпление, сопровождавшееся сверхъестественными явлениями.

К ложу Богоматери ангелы принесли на облаках со всех концов земли апостолов. Они увидели окруженного ангелами и святыми Христа, принявшего душу Марии.

Вскоре тело ее, подвергнувшееся попытке осквернения Авфонием, отраженной ангелом, было также взято на небо. Об этом свидетельствует апостол Фома, опоздавший к успению: он получил из рук Богоматери, уносимой ангелами на небо, ее пояс. Как в Византии, так и на Руси одновременно появляются и краткие (только с Христом и апостолами у ложа) и более развитые (с «облачными» апостолами, с Авфонием, со взятием на небо) варианты композиции. Впоследствии апокрифические подробности занимают все большее место в изображении, превращающемся в XVI–XVII веках в сложное повествование, иногда с чертами русского быта.

У изголовья и в ногах ложа Богоматери стоят оплакивающие ее кончину двенадцать апостолов. Петр взмахнул кадилом, Павел наклоняется к ногам Марии, Иоанн Богослов приник к ее ложу. Остальные жестами выражают скорбь. Ноги апостолов почти не касаются позема. Среди апостолов находятся три епископа-святителя. Иерофей с ручной кадильницей (кацеей) и Дионисий Ареопагит (с ораторским жестом левой руки) представлены слева.

Справа помещен Иаков брат Божий. На скамейке перед ложем изображены красные туфли Богоматери. За ложем стоят две свечи. Посредине на золоте фона высится фигура Христа в фас. На левой руке, покрытой полой гиматия, он держит душу Богоматери — запеленутого младенца. С обеих сторон к Христу летят два архангела, готовые принять эту душу на покрытые одеждой руки.

В верхней части слева и справа представлены предводимые двумя поколенными ангелами двенадцать апостолов в рост, несущиеся в облаках, подобных раковинам с загнутыми краями. В свободных позах апостолов выражена стремительность полета: одежды их развеваются, края облаков как бы обдуваются ветром. Вверху посредине два архангела вносят душу Богоматери, сохраняющую то же положение, что и внизу, в темно-синий полукруг неба со звездами.

Колорит образуют светлые, разбеленные тона (голубые, розоватые, желтые) и различные оттенки коричневого, сочетаемые с плотным, сияющим золотом. Контур изображений широкий, темный. Вохрение жидкой охрой по оливковому санкирю. Внизу, в отличие от верхних изображений, апостолы представлены без нимбов. Позем темно-зеленый, фон золотой. Лузга черная, с золотым ромбическим орнаментом. У Луки, Филиппа, Андрея и Матфея в облаках — надписи греческие, у остальных — русские. На полях нет левкаса.

Доска липовая. Древние набивные шпонки на тыльной стороне утрачены и заменены такими же новыми. Боковые поля опилены. Паволока, левкас, яичная темпера. 155×128.

Происходит из церкви Успения Десятинного монастыря близ Новгорода. Древнейшее известие об этом монастыре — в летописи Авраамки под 998 годом.

Раскрыта в ГТГ в 1935 году И. И. Сусловым. Поступила в 1933 году из Новгородского музея



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.