Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Царские врата (1275-1299)
Это самые ранние из сохранившихся на русской почве царских врат. Их обычно украшали изображениями Благовещения и апостолов либо отцов церкви. От первоначальной живописи уцелели лишь фрагменты «Благовещения» и фигура Василия Великого в рост
Царские врата — центральные двухстворчатые двери иконостаса, ведущие в алтарь. Наиболее распространенным видом царских врат были врата деревянные с иконописными изображениями. На створках врат писали: вверху Благовещение (на одной створке архангел Гавриил, на другой Богоматерь), ниже Иоанна Златоуста и Василия Великого или пишущих евангелистов (Иоанн Богослов с учеником Прохором, Лука, Марк, Матфей). На некоторых вратах, кроме названных обязательных фигур, изображалась Евхаристия и очень редко праздники.

В верхней закругленной части врат — Благовещение, ниже два святителя в рост. На левой створке сохранились голова, крыло и фрагменты фигуры архангела, незначительная часть нижней одежды святителя и его правая ступня; на правой створке Богоматерь, стоящая около престола, на фоне архитектурного пейзажа, и Василий Великий в фас. Вохрение светло-коричневое, однотонное, без санкиря; описи черт лица красноватые; белильные движки немногочисленные, резкие.

Плоскостно трактованные одежды богаты орнаментом: на хитонах Богоматери и архангела узор из расположенных по три белильных точек, узор епитрахили Василия напоминает вышивку геометрического характера; на его набедреннике рисунок ткани в виде клеток с точкой в центре; на его поруче и на престоле в сцене Благовещения S-образный орнамент. Кресты на омофоре Василия с округлыми концами.

Красочная гамма построена на сочетании яркой киновари, белил, темно-коричневого цвета, черного, серовато-синего, блекло-зеленого и блекло-желтого. Валик, объединяющий обе створки, и позем «писаны аспидом» по белому черными и красными мазками. Фон киноварный, вверху в композиции Благовещения — белый.

Новгородская школа. Доска левой створки — липовая с деревянными гвоздями от утраченной шпонки. 137×35; доска правой створки — сосновая с одной накладной шпонкой, прибитой деревянными гвоздями. 139×32.

Без паволоки, левкас, яичная темпера.

Происходит из церкви Троицы с. Кривого (Кривецкого погоста), Холмогорского района, Архангельской области.

Раскрыты в ЦГРМ в 1920-х годах. Поступила в Государственную Третьяковскую галерею из ГИМ в 1930 году.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.