Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Автор: Неизвестный иконописец XIII века
Источник: Государственная Третьяковская галерея
13:15 / 15.12.2014

Богоматерь Печерская (Свенская) (Около 1288)
Икона происходит из Успенского Свенского монастыря на реке Свине близ Брянска. Невысокое качество иконы и ее особняком стоящий стиль не позволяют твердо приписывать икону киевской школе. Возможно, что мы имеем здесь копию с копии, выполненную уже в Свенском монастыре (В.Н. Лазарев)

Сказание об иконе Богоматери Печерской (Свенской) находилось в рукописи Свенского монастыря и в древнем «списке с иконы» с изображениями в клеймах, представляющими ее «чудеса» и «явления». В рукописи говорится о принесении в 1288 г., по просьбе ослепшего брянского князя Романа (сына Михаила Черниговского), иконы Печерской Богоматери из Киево-Печерской лавры на место, находящееся «в пяти поприщах от града» Брянска, и о построении собора Свенского монастыря «чудесно» прозревшим князем (Иерофей, архим., Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии, М., 1866, стр. 2). Икона по стилю относится к концу XIII века и, может быть, является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон.

Богоматери с сидящим на ее коленях Младенцем предстоят помещенные по сторонам трона Феодосий и Антоний. Фигура Богоматери укороченная (так передается ракурс, обусловленный высотой трона). Младенец выпрямлен, голова его приподнята, руки с вытянутыми вверх указательным и средним пальцами распростерты. Мать обеими руками поддерживает сына. Ноги ее покоятся на высоком подножии трона, опирающемся на двухъярусную аркатуру (от нижнего яруса уцелели лишь фрагменты). По сторонам красной, украшенной золотом подушки трона помещены высокие, вытянутых пропорций фигуры преподобных.

Слева стоит с непокрытой головой темноволосый Феодосий (сохранились фрагменты киноварной колончатой надписи «оаг преп Фе…»), справа — Антоний в куколе (от колончатой надписи уцелели лишь следы). Они изображены в мантиях, скрепленных на груди золотыми застежками. Параманды преподобных орнаментированы крестами и полосами. В руках святых — длинные развернутые свитки с плохо читаемыми черными надписями. Вохрение сильно разбеленной охрой с подрумянкой по оливковому санкирю.

Параманд (греч. παραμάντνας — поверх мантии, прибавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх рубашки на груди. Шнуры, пришитые к углам параманда, надеваются на плечи и стягивают монашеские одежды.

В древности, кроме параманда, носимого под рясой, был еще другой параманд — нарядный или служебный, надевавшийся поверх рясы. Этот параманд и изображается на иконах. У схимников, имеющих на голове островерхий куколь (в отличие от облегающего голову округлого клобука), параманд называется аналавом.

Головы предстоящих, по-видимому, с портретными чертами. Краски одежд — красновато-коричневые, коричневые, синие, голубые, красные желтоватого оттенка. Плотные широкие голубые пробела наложены по голубому и синеватому фону. На коричневых одеждах толстые темные описи складок. Фон золотой, позем светло-зеленый, поля коричневые. Позднейшие вставки в верхней части головы Младенца, в правой части фигуры Антония, внизу, по лузге и на полях.

Доска липовая, надставлена сверху и снизу по спиленным полям. Шпонки врезные, встречные. Паволока белого цвета, левкас, яичная темпера. В 1925 году вывезена Н.Н. Померанцевым из Успенского Свенского монастыря на реке Свине, близ Брянска.

Раскрыта до 1927 года в ЦГРМ Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым.

Поступила из ЦГРМ в Государственную Третьяковскую галерею в 1930 году. Киевская школа. Размер 67 × 42 см



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.