Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Спас (Около 1250)
Икона "как бы написана под сурдинку, мечтательно и скромно, но очень тонко, с большим чувством формы". Добрый, типично русский лик Спаса с сильно скошенными зрачками, утратил всякую строгость, подкупая выражением какой-то особой интимности

В 1237 году Ярославль, как и многие другие русские города, подвергся нападению татар, но не был разрушен. Это дало ему возможность довольно быстро оправиться от удара, и при князе Федоре Ростиславиче Черном (1259–1299), умевшем ладить с Ордою, вновь наступает оживление в его экономической и культурной жизни. Серединою XIII века датируется один превосходный образец ярославской станковой живописи — икона Спаса.

Устная легенда относит эту икону к годам правления ярославских князей Василия Всеволодовича (1238–1249) и Константина Всеволодовича (1249–1257) и связывает ее с ними непосредственно как моленный образ, — быть может, потому, что он помещался около их гробниц. Общий характер стиля не противоречит такой датировке.

Икона «не имеет ничего от новгородской шумливой деловитости, как бы написана под сурдинку, мечтательно и скромно, но очень тонко, с большим чувством формы».

Добрый, типично русский лик Спаса с сильно скошенными зрачками, утратил всякую строгость, подкупая выражением какой-то особой интимности.

Икона происходит из Успенского собора в Ярославле, освященного в 1219 году. Сохранность посредственная. Много утрат на фоне, гиматии, книге. Верхние красочные слои на лице и руках частично смыты, из-за чего карнация выглядит более плоской. Борт хитона и клав украшены орнаментом, который особенно широко применялся в ярославских иконах.

Ярославская школа. Размер иконы 44.5 × 37 см



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.