Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
13:10 / 24.12.2014

Богоматерь Одигитрия (1299-1300)
Ярославская «Одигитрия» принадлежит к особому варианту иконографии, и поэтому некоторые особенности памятника не имеют аналогий в русском искусстве древнейшего периода. К числу этих особенностей относится изображение мафория Богоматери
По преданию, первая икона Богоматери с Младенцем, позднее получившая наименование Одигитрии, была написана апостолом и евангелистом Лукой. На всех иконах этого типа Младенец изображен восседающим на левой руке Богоматери, правая рука которой обращена к нему в молитвенном жесте. Правой рукой Младенец благословляет, а в левой держит свиток. Существует множество вариантов иконографии Одигитрии, отличающихся друг от друга деталями.

Икона «Богоматерь Одигитрия» из Ярославля — один из древнейших русских образцов этой иконографии. По стилю и по материальным особенностям доски ярославскую икону датируют рубежом XIII–XIV веков. Происходит из церкви Рождества Богоматери города Ярославля.

Первоначальная живопись иконы сохранилась не полностью. На ликах уцелели лишь ее фрагменты, позволившие определить, что личное письмо было исполнено тончайшими плавями охры по оливково-серому санкирю. При реставрации здесь в основном была оставлена живопись XVI столетия. К рубежу XIII–XIV веков относятся одежды Младенца, часть одежд Богоматери и проглядывающий в некоторых местах подготовительный рисунок рефтью. Существующий золотой фон и надписи выполнены в XIX веке.

Богоматерь изображена по пояс; левой рукой она держит младенца, правая — перед грудью. Древняя живопись почти везде стерта, и сохранились только ее фрагменты. Фон, буквы и обводка нимбов новые. Видны старые очертания нимбов. Рисунок ликов и рук искажен, но общий контур фигур, вероятно, древний. Доска липовая, из трех частей. Вверху торцовая шпонка. На обороте следы накладных шпонок и гнезда от деревянных гвоздей, ласточки. Ковчег, паволока, левкас, яичная темпера.

По мнению Э.К. Гусевой, ярославская «Одигитрия» принадлежит к особому варианту иконографии, и поэтому некоторые особенности памятника не имеют аналогий в русском искусстве древнейшего периода. К числу этих особенностей относится изображение мафория Богоматери, который показан расходящимся на груди и открывающим горловину хитона с каймой. Необычно трактованы одежды Младенца Христа, облаченного лишь в хитон с клавами на плечах, а также положение его левой ножки с разведенными большим и вторым пальцами. Не находят параллелей в русском искусстве XIII–XIV веков и крупные цветные камни, украшающие чепец и кайму мафория Богоматери. Подобный орнамент часто встречается в романских памятниках.

Как предположила Э.К. Гусева, икона «Богоматерь Одигитрия» могла оказать влияние на иконы XVI века из местного ряда собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле — «Богоматерь Одигитрия» и «Благовещение с Акафистом» (изображение Богоматери с Младенцем в предпоследнем клейме иконы). Это может свидетельствовать о том, что древняя икона Одигитрии (или ее прообраз) особо почиталась в средневековом Ярославле.

Происхождение не установлено. Поступила Ярославский художественный музей в 1970 г. Реставрировалась в 1952–1955 гг. Ф.А. Модоровым. Раскрыта в ГЦХРМ в 1952 году. Дерево, темпера.
Ярославская школа. Размер иконы 109,7x66 см


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.