Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Богоматерь Подкубенская (1299-1300)
На Север приезжали в основном художники из Новгорода и Ростова. Но работали и местные иконописцы, одним из которых была написана «Богоматерь Подкубенская». Мария дана в типе Умиления. Карнация имеет белый оттенок, черты лица крупные и тяжелые
 
Русским Севером обычно называют обширную территорию от границ Карелии до Уральского хребта и от побережья Белого моря до земель, расположенных по водоразделу бассейнов рек Ледовитого океана и Волги. Населенная первоначально угро-финнскими племенами, эта обширнейшая территория стала постепенно осваиваться славянами. Данный процесс начался с XI века и к концу XII столетия большая часть северных районов оказалась в зависимости от Новгорода и Ростова.

Иконы доставлялись на Север из епархиальных центров, чаще всего по случаю больших торжеств, в связи, например, с освящением какого-либо вновь построенного храма. Из письменных источников известно, что в 1290 году князем Дмитрием Васильевичем были посланы из Ростова в Успенский собор Великого Устюга колокол и икона Одигитрии, сделавшаяся главной святыней храма и покровительницей города.

Сохранились аналогичные сведения, примерно того же времени, о присылке из Новгорода в церкви на Северной Двине рукописных книг с орнаментом.

На Север приезжали в основном художники из Новгорода и Ростова. Но работали и местные иконописцы, одним из которых была написана примитивная по стилю «Богоматерь Подкубенская» (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Здесь Мария дана в типе Умиления. Карнация имеет белый оттенок, черты лица крупные и тяжелые.

Икона представляет собой доску вертикального формата с ковчегом, состоящую из древней срединной части и двух новых (1970-е годы) боковых частей. Срединная часть состоит из двух досок — липовой и сосновой. На торцах древних досок — остатки деревянных гвоздей, крепивших накладные торцовые шпонки; следы накладных тыльных шпонок; две поздние врезные шпонки. Живописный слой — темпера на левкасе и паволоке, сохранился только на срединной части

Богоматерь изображена по пояс, чуть склонённой вправо. Младенец полусидит на её левой руке. Склонив голову, она левой рукой поддерживает спину младенца, правой — его ноги около колен. Ступня правой ножки поднята и обращена к зрителю. Левая ножка вытянута и упирается в правую руку Богоматери. Запрокинув голову, младенец щекой и подбородком прикасается к щеке Богоматери.

Одежды Богоматери и младенца традиционны, за исключением светлой рубашечки Христа, украшенной многочисленными свободно разбросанными мелкими геометрическими фигурками (ромбиками, точками и т. п.).

Икона происходит из Воскресенской Подкубенской церкви близ села Кубенское бывшего Вологодского уезда. Поступила в ВОКМ в 1929. Реставрация: ВОКМ, 1929 и 1930, реставратор А.И. Брягин; ГЦХРМ, 1966—1974, реставратор А.Н.Овчинников. Размер иконы 147x105,5 см


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.