Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет художника Ильи Ефимовича Репина. 1892г.
Автор: Серов В. А.
Источник: Яндекс картинки
06:57 / 06.03.2015

Репин Илья Ефимович (1844-1930), художник
Илья Ефимович Репин - выдающийся русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен, академик Императорской Академии художеств. Репин является автором ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств

Илья Ефимович Репин выдающийся русский художник родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова. Мать мальчика подрабатывала, расписывая пасхальные яйца. Илья помогал ей в этом. Позже он поступил в мастерскую иконописца Бунакова.

Через некоторое время Репин уже принимает участие в росписи сельских церквей. Скопив на заказах 100 рублей, он в 1863 году отправился в Петербург, где стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского.

В рисовальной школе его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: ему казалось, что его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя “посредственным тружеником” и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.

В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. В Академии знакомство и общение с Крамским продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство. “Художник есть критик общественных явлений, — говорил он ему, — он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни”. В период учения Репин общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее “четвергах”. О чуткости Репина к общественным событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д. В. Каракозова перед казнью.

Раннее творчество художника весьма разносторонне. Он работал над академическими “программами” религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина “Иов и его друзья” (1869), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре “Приготовление к экзамену” (1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). В портрете В. А. Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений.

В ноябре 1863 года тринадцать академистов во главе с Крамским просили у совета Академии разрешения на выполнение конкурсной программы на Большую золотую медаль по собственным сюжетам. Совет единогласно отказал. Тогда все товарищи Крамского вышли из Академии. Благодаря поддержке, оказанной им Третьяковым, они смогли утвердить свой взгляд на искусство. В это время в Москве по инициативе Мясоедова было образовано Товарищество передвижных и художественных выставок, к которому примкнули члены артели Крамского.

Под влиянием Крамского Репин начал работу над своей картиной “Бурлаки”. Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом 1868 года. Внимание Репина привлекли две группы: одна из них — пестрый “цветник” барышень и кавалеров, и другая — оборванные бурлаки, которые тянули баржу по Неве. Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на Волгу, где выполнил множество портретных зарисовок. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург. После трех лет работы появилась картина “Бурлаки на Волге” (1873), впервые прославившая имя Репина.

Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

Когда Репин работал над “Бурлаками”, подошел срок окончания Академии, и он должен был делать картину на соискание премии — первой золотой медали. Тема была библейская — “Воскрешение дочери Иаира”. Сюжет долго не давался ему, до тех пор, пока он не вспомнил ощущение, охватившее его после смерти маленькой сестры Усти. Эта картина, равно восхищавшая профессоров-академиков и художников-передвижников, была признана лучшей из дипломных живописных работ, и Репин был удостоен за нее высшей награды — первой золотой медали.

В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных живописцев. “Французы совсем не интересуются людьми, — замечал он. Костюмы, краски, освещение — вот что их привлекает”. За границей написаны “Парижское кафе” (1875), “Садко” (1876) (за эту картину Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов. В 1876 году Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву.

Поселившись в Москве, посещает Ново-Девичий монастырь и знакомится с портретом царевны Софьи, старшей сестры Петра Первого, жившей тут в заключении. Позже Репин напишет картину: “Царевна Софья в Ново-Девичьем монастыре”. На этом полотне, по словам Крамского, Софья походит на запертую в железной клетке тигрицу.

В эти же годы по заказу Третьякова Репин написал портреты Аксакова, Писемского, Мусоргского, Рубинштейна, Пирогова, Стрепетовой.

Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: “Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно…” — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: “Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие”.

В эти годы он часто и подолгу гостит в подмосковном Абрамцеве и оказывается одним из самых деятельных участников мамонтовского кружка — дружеского сообщества, которое как раз в это время становится очень важным очагом русской художественной жизни.

В 80-ые годы начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества, продолжающийся и после того, как в 1882 году художник переезжает в Петербург. За какие-нибудь десять — двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Появление репинских картин на ежегодных выставках превращается каждый раз в событие общественной и художественной жизни.

В 1883 году был закончен “Крестный ход в Курской губернии”. Современники видели в этой картине один из лучших образов пореформенной России. Третьяков за большую сумму купил картину для своей галереи.

В крестьянских полотнах Репина сказывается широта художественных интересов автора. Вынашивая замысел эпического, многофигурного “Крестного хода”, он мог одновременно увлекаться и решением более частных задач. Так возникают, например, его известные портретные работы “Мужик с дурным глазом” и “Мужичок из робких” (обе 1877) подчеркнуто “объективные”, социально определенные образы-типы, много дающие для понимания сложности народного характера.

Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ, посвященных революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем желании писать картины “из самой животрепещущей жизни”.

Интерес Репина к русскому освободительному движению той поры и его участникам, интерес, который он разделял и с писателями, и с некоторыми своими коллегами-передвижниками, говорил, прежде всего, о жизненной активности его творческой позиции, о его социальной чуткости. Начав с беглых этюдных набросков, художник последовательно углублял эту тему, поворачивая ее разными жизненными гранями, выявлял в ней различные психологические аспекты. Даже один и тот же сюжет, “Арест пропагандиста”, в нескольких графических эскизах и живописных вариантах обретал каждый раз особый человеческий смысл, свою интонацию. Картину не хотели разрешать к показу. Дело дошло до царя.

Репин вспоминает, что устроители выставки пригласили царя осмотреть экспозицию накануне вернисажа: “Александр III все рассмотрел”. Далее он пишет: “Даже “Арест пропагандиста” вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему это я писал так тонко и старательно”.

Самым значительным произведением на революционную тематику стало полотно “Не ждали”. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах революционера и членов его семьи. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца), изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. А на лице мальчика — радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит перед ним.

Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов, художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи.

Картину, показанную на XII Передвижной выставке, зрители встретили восторженно. К полотну невозможно было подойти, так как возле него всегда толпились люди. Стасов ликовал: “Репин не почил на лаврах после “Бурлаков”, он пошел дальше вперед. Я думаю, что нынешняя картина Репина — самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание”. Равнодушных не было.

Своего высочайшего творческого подъема Репин достиг в картине “Иван Грозный и сын его Иван” (1885). На ней изображен царь после того, как он нанес смертельную рану сыну, в ту минуту, когда к нему приходит осознание чудовищности совершенного им преступления.

Выделяется своей колоритностью полотно “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году.

Многие произведения Репина имеют двойную дату — интервал между началом и завершением работы иногда превышает десять лет. Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины. Очевидцы же, наблюдавшие за изменениями в полотнах, отмечают, что эти изменения отнюдь не всегда были к лучшему. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством “изменчивости”, которое было присуще ему самому, заставить “жить” эти картины.

Однако современная Репину критика, включая Стасова, считала, что амплуа “историка”, картины на исторические темы — не его призвание. Между тем Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин. Работая над “Царевной Софьей”, “Иваном Грозным”, “Запорожцами”, он выяснял мельчайшие детали: костюмы, оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глаз царевны Софьи. Но при этом в исторических картинах Репина совершенно отсутствует временная дистанция: несмотря на тщательно воссозданный антураж, происходящее показывается как совершающееся в настоящем, а не прошедшем времени.

В пору работы над “Запорожцами” Репин пережил душевную драму — в 1887 году он развелся с женой. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В 1894 году Репин принял предложение Академии занять место профессора, а в 1901 году получил заказ от Министерства двора написать картину торжественного заседания Государственного совета по случаю его 100-летнего юбилея. По оригинальности и в то же время естественности композиции “Государственный совет” — лучший из групповых портретов, появившихся в XIX — XX веках.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой. В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней на дачу “Пенаты” в местечке Куоккала в Финляндии. В 1907 году Репин подал в отставку и ушел из Академии.

Умер он в сентябре 1930 года и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Позже он писал о себе: “Я человек 60-х годов… я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует”. Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии “живыми” портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.