Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Юон Константин Фёдорович (1875-1958), художник
Он любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры, любил русскую старину, ее декоративность и красочность. Юон был живописцем, графиком и театральным художником, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись

Юон Константин Федорович русский художник, яркий представитель русского символизма и модерна, органично продолживший эти традиции в советскую эпоху, замечательный мастер пейзажа. Родился 12 (24) октября 1875 года в Москве в семье банковского служащего немецкого происхождения, мать музыкант-любитель.

Судьба всячески благоволила К.Ф. Юону. Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами.

Невзгод было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.

В 1892 г. Юон поступил в МУЖВЗ, где занимался у К.А. Савицкого, Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, В.А. Серова.

Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе.

Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников, и на выставках "Мира искусства" и СРХ (членом которого он был). О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени -А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, потом А.М. Эфрос, Д.Е. Аркин.

Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании.

Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были В.И. Мухина, скульптор-анималист В.А. Ватагин и др.

Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.

Как и другие мастера СРХ, Юон усвоил некоторые принципы французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма второй половины XIX в., то есть не "растворяя" форму предметов в среде. Подобно А.П. Рябушкину и Б.М. Кустодиеву, он любил русскую старину, ее декоративность и красочность.

На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование манеры Юона. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры ("Троицкая лавра зимой", "Весенний солнечный день", обе 1910; "Мартовское солнце", 1915).

Большой известностью пользуется его картина "Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры" (1921). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещенные солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью.

К историческим темам - революции и Отечественной войны - Юон также подходит через пейзаж, причем, обобщая, стремится быть предельно достоверным ("Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года", 1926; "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942).

Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 по 1958 г. ("Конец зимы. Полдень", 1929; "Русская зима. Лигачево", "Раскрытое окно. Лигачево", оба 1947), и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической стороной жизни и быта старой Москвы, воспитавшей художника ("Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах", 1946).

К.Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.