Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Автортрет художника Александра Яковлевича Головина. 1926г.
Автор: Головин А. Я.
Источник: Яндекс картинки
09:32 / 07.03.2015

Головин Александр Яковлевич (1863-1930), художник
В каждом из жанров мастер создает неповторимый мир, ярко окрашенный своеобразной авторской манерой художника, для которой характерна витиеватая орнаментальность, подчинение цвета плоскостной декоративной трактовке. Большинство работ служили своего рода натурным материалом для теартральных постановок

Александр Яковлевич Головин выдающийся русский художник театра, живописец, график. Автор декоративных панно, пейзажей, портретов, натюрмортов. Работал в декоративно-прикладном искусстве. Родился в Москве в семье священника. Первые художественные навыки получил в Катковском лицее в Москве у И.А. Нерадовского

С 1881 года учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где первоначально занимался на архитектурном отделении, что повлияло на формирование будущего творческого метода художника, в котором преобладают графическое и конструктивное начала. С 1883 учился на живописном отделении под руководством И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского, Е.С. Сорокина и П.С. Сорокина, В.Д. Поленова.

Посещая рисовальные вечера своего любимого учителя В.Д. Поленова, Головин увлекся изучением «библейских эскизов» А.А. Иванова, под влиянием которых создает ряд религиозных композиций. В 1889 году за картину «Снятие со креста» был удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника. В начале 1890-ых занимался декоративной росписью Московских интерьеров. Впоследствии эта практическая школа сыграла решающую роль в обращении к работе в качестве театрального художника.

В том же 1889 году Головин продолжил свое образование в Париже, в школе Ф. Коларосси, а с 1897 в Академии Витти. В Париже испытытал влияние современных течений в искусстве и, прежде всего стилистики модерна. Последовательным приверженцем этого декоративного стиля Головин будет на протяжении всего своего творческого пути. В 1890-ые годы художник неоднократно путешествовал по Европе, был в Италии, где в 1898 году изучал технику майолики.

В конце 1890-ых годов художник сблизился с деятелями Абрамцевского кружка, где совместно с Е.Д. Поленовой создал эскизы мебели, а также работал в гончарной мастерской С.И. Мамонтова. В атмосфере абрамцевских мастерских испытал сильное влияние монументально-декоративного стиля М.А. Врубеля.

Головин стал ярким мастером, формирующим принципы неорусского стиля. В 1898 году художник участвовал в оформлении интерьеров Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки в Париже совместно с К.А. Коровиным, Е.Д. Поленовой, М.В. Якунчиковой. За эту работу награжден золотой медалью по разделу прикладного искусства, серебряной за майолики.

Сформировавшись как художник универсал, Головин работает в различных станковых, монументальных и декоративных формах живописи. С 1898 года становится декоратором Императорских театров, оформляя спектакли Большего театра. Решающим поворотом в его жизни стало приглашение для работы в Большом театре.

Первые же работы – декорации к опере А.Н. Корещенко "Ледяной дом" (1900) и к опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка" (1901) оказались новаторскими и имели успех. В 1902 Головин был приглашен в Петербург на должность главного декоратора императорских театров. С тех пор его творчество и лучшие достижения надолго связаны с двумя столичными театрами – Мариинским (музыкальным) и Александрийским (драматическим).

Работая над эскизами театральных декораций, Головин создает станковые произведения, в которых стремится к пластическому осмыслению театральных образов. Так произошло с испанской темой, впервые к которой мастер обращается в 1898 году, оформляя балет Л. Минкуса «Дон Кихот».

Одной из лучших работ, заставивших говорить о Головине как о смелом новаторе, было исполненное в 1906 оформление "Кармен" для Мариинского театра, в котором он разрушил стереотипы восприятия известной оперы Ж. Бизе. Вокруг этих постановок появляется серия полотен, решенных в декоративном ключе под названием «Испанки»(1902-1906).

С 1899 был привлечен С.П. Дягилевым к участию в выставках объединения «Мир искусства» и издании одноименного журнала. Под влиянием своих друзей, «мирискуссников» Головин увлекается стилизацией искусства минувших эпох.

В 1900 вместе с М.А. Врубелем художник создает декоративные панно для гостиницы Метрополь в Москве.

В 1908 году Дягилев приглашает Головина для оформления спектакля в неорусском стиле «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, открывшего знаменитые «Русские сезоны» в Париже. Участие в «Русских сезонах» приносит Головину международное признание.

Параллельно с работой над театральными декорациями Головин создает рад театрализованных портретов певца Ф.И. Шаляпина.

Образ одного из них навеян непосредственно постановкой оперы Борис Годунов. На нем певец представлен в роли царя Бориса во весь рост в великолепных, в тщательной графической манере, исполненных одеждах.
В другом портрете Ф.И. Шаляпин представлен в роли библейского царя Олоферна.

Оперу «Юдифь и Олоферн» на музыку своего отца, композитора А.Н. Серова, поставил и оформил в 1908 году художник В.А. Серов. Головин под влиянием Серова создал портрет в более свободной живописной манере, но с характерным для него акцентом на графическом, декоративном начале.

Самой значительной постановкой, оформленной Головиным в «Русских сезонах» становится «Жар-птица» на музыку И.Ф. Стравинского, либретто А. Ремизова (1910). Головин создал эскиз декорации «Кащеево царство», по которому была исполнена декорация, выполнявшая роль гигантского декоративного панно, на фоне которого разворачивалось хореографическое действо, задуманное М.М. Фокиным.

Орнаментальный стиль декорации, превращавший ее в сплошной ковер, состоявший из причудливых фантастических образов, в которых угадывались очертания сказочного города, окруженного буйной растительностью, создавал ощущение, что звуки порождены красками, а краски порождены музыкой. В этом спектакле был достигнут впечатляющий синтез различных искусств на основе художественного образа, созданного Головиным.
 
В 1910-ых годах Головин сотрудничал с режиссером-новатором В.Э. Мейерхольдом. Начало их сотрудничеству положил спектакль "У врат царства" К. Гамсуна (Александрийский театр, 1908); затем были поставлены "Дон-Жуан" Ж.-Б.Мольера (Александрийский театр, 1910) и опера "Орфей и Эвридика" К.В. Глюка (Мариинский театр, 1911) – в этих постановках последовательно воплощается принцип эстетизирующей стилизации старых традиций для обновления театральной эстетики.

В спектакле Александрийского театра "Гроза" (1916) по пьесе А.Н.Островского, Головин новаторским подходом к сценографии изменил эмоциональное звучание спектакля, превратив бытовую драму Островского в символистский спектакль.

В опере А.С. Даргомыжского "Каменный гость" (Мариинский театр, 1917) в изображении Испании художник опирался на свой богатый опыт в декоративном осмыслении испанского стиля. Вершиной творческого содружества Головина и Мейерхольда был спектакль по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" в Александрийском театре. Эта постановка прозвучала мрачным реквиемом России уходящей в прошлое.

Спектакль поражал пышным великолепием и зрелищностью благодаря декорациям Головина, перенасыщенным стилевыми цитатами. "Маскарад" Головина, завершил целую эпоху русской сценографии.

В 1912 году Головин избран действительным членом Императорской Академии Художеств. С 1913 года художник поселяется в Царском Селе под Петербургом.

Параллельно работе в театре Головин в эти годы много занимается станковой живописью, которая становится своеобразной художественной лабораторией мастера. В середине 1910-ых годов появляются серии пейзажей, портретов, натюрмортов.

В каждом из этих жанров мастер создает неповторимый мир, ярко окрашенный своеобразной авторской манерой художника, для которой характерна витиеватая орнаментальность, подчинение цвета плоскостной декоративной трактовке. Большинство этих работ служили своего рода натурным материалом для постановок.

При этом они воспринимаются как вполне самостоятельные станковые произведения с декоративным звучанием. В частности в натюрмортах Головин разыгрывал своеобразные маленькие спектакли, превращая мир цветов и фарфора в замысловатые фантастические замки, в которых словно оживают таинственные обитатели». «Фарфор и фарфор», «Девочка и фарфор» (Фрося).

В серии пейзажей Головин стремится к созданию своеобразных декоративных панно, окрашенных элегическим настроением. Он пишет заросшие, заброшенные парки, погруженные в сумерки или освещенные последними закатными лучами, часто включая в пейзаж мотив руин. «В старом парке». Путешествуя по Италии, создает картину-панно «Умбрийская долина», в которой синтезирует жанры пейзажа и натюрморта.

Портретное мастерство Головина достигает зрелости. Он создает серию автопортретов, а также деятелей русской культуры, среди которых особенно новаторским по художественному решению воспринимается портрет В.Э. Мейерхольда.

После 1917 г. Головин в театре был занят гораздо меньше, чем прежде, утонченный язык художественной стилизации русского Серебряного века уходил в прошлое, сметаемый вихрем авангардных течений. Головин в последние годы жизни занимался журнальной и книжной графикой и живописью, работал над мемуарами, изданными после смерти художника в 1960.

С 1926 года сотрудничал с К.С. Станиславским в МХАТ. В 1928 году Головин был удостоен звания народного артиста РСФСР.

Умер 17 апреля 1930 года в Детском Селе (Царском Селе). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.