Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883), художник
Леонид Иванович Соломаткин русский художник, оригинальное и неповторимое явление в русской живописи 1860-х–1880-х годов. Выходец из простого народа, он был наделен редким талантом. Своеобразное дарование художника раскрылось в картинах из окружающей его жизни, которую он переживал как драму и комедию одновременно.
Соломаткин родился в 1837 году в городе Суджа Курской губернии. Точных сведений о том, кто были его родители, не имеется, известно лишь, что он был малороссом и происходил из мещанского сословия. Рано осиротев, мальчиком работал подпаском, погонщиком скота, подростком сопровождал с чумаками обозы по малороссийским степям в порты Черного и Азовского морей, три года служил у странствующего торговца, с которым объездил многие города, включая Таганрог, Одессу, Феодосию, а также сельские ярмарки Украины и Новороссийского края.
С юных лет в мальчике пробудилась страсть к искусству. Об этом сам он писал так: «Не знаю, навеяна ли она красотами южной природы, или другой какой причиною, но и в лавке с аршином в руках в Одессе, и на возу чумака, с ящиком разносчика на доках Николаева я все думал или о красивых местностях, или передо мною рисовались сцены народной жизни моей родины».
По совету художника Меликова, служившего в Морском училище в Николаеве, Соломаткин отправился в Москву и поступил в 1855 году в Московское Училище Живописи и Ваяния, где был определен на бесплатное обучение. Скульптор Н.А. Рамазанов подметил природный талант молодого художника и поддерживал его. Этого все-таки было недостаточно, и Соломаткин работал церковным сторожем и звонарем.
Учился Соломаткин у А.Н. Мокрицкого и С.К. Зарянко, но, по его собственному признанию, искусство начал понимать только с тех пор, как увидел работы В.Г. Перова, в те же годы учившегося в Училище. Проходя все ступени обучения, он не раз отмечался среди учеников, «показавших хорошие успехи».
Уже в стенах Училища у Соломаткина возник интерес к бытописательству, которое позднее в его творчестве приобретет своеобразное преломление. Первая из известных его картин. Созданная в 1860 – «Постой войск» (Солдаты, пришедшие на постой в деревню), хотя во многом еще носила ученический характер и ей присуща некоторая условность в трактовке сцены, обнаруживала черты, свойственные творчеству Соломаткина. Правдивость ситуации сочеталась с юмором, в ней много точно подмеченных «говорящих» деталей, позы, жесты, выражения лиц персонажей остро характерны.
В 1860 году Соломаткин покинул Училище, и в 1861 был принят в число вольноприходящих учеников Академии художеств в Петербурге. В 1862 на годичной выставке в Академии художеств экспонировалась его картина «Именины дьячка». Она показывала не только возросшее мастерство художника – умение четко и ясно построить сцену в интерьере, наполнить ее предметами и деталями, умело сгруппировать персонажи, но и наделить картину внутренним содержанием.
Вся сцена, в которой художник изображает детей, пришедших поздравить дьячка с именинами, так же, как и все персонажи и многие предметы обстановки типичны и ярко обрисованы художником. При общем сентиментально-идиллическом тоне картины в ней присутствует оттенок иронии – то, что будет звучать в последующих работах художника и станет одной из особенностей таланта Соломаткина. За эту картину художник был награжден малой серебряной медалью, что было значительным успехом.
В 1864 году Соломаткиным была написана полная юмора и острой наблюдательности картина, сделавшая его имя известным – «Славильщики–городовые», бытующая также под названием «Городовые–христославы», в которой занимательна и общая ситуация, и исключительная выразительность характеров, особенно городовых, пришедших поздравить купца с праздником. Удостоенная Академией художеств большой серебряной медали, она была показана на академической выставке, и с восторгом принята критикой.
Художественный критик В.В. Стасов, отмечая картины других художников, писал: «Еще лучше, еще талантливее <…> «Славильщики в праздник Рождества Христова» <…>. Во всем, в каждой подробности комнатки, в лицах, позах столько комизма, разнообразной правды, что нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный, свежий отпрыск федотовской школы». Имя Федотова, оказавшего большое влияние на жанристов 1860-х годов, вспомнилось Стасову не случайно.
От Федотова, через сатирическую журнальную графику 1850-х–1860-х годов и ее яркого представителя П.М. Шмелькова, протягиваются зримые нити к творчеству Соломаткина. Картина «Славильщики–городовые» стала необычайно популярной, художнику неоднократно заказывались ее повторения, и он повторял ее много раз, варьируя как основную сцену, так и ее детали.
Мягкий юмор, присущий ранним произведениям Соломаткина, в середине 1860-х годов уступает место сатирической трактовке в картинах «Губернаторша, входящая в церковь» и «Купец, читающий «Апостола» в церкви», где дается острая характеристика власть имущим. Сцены, подмеченные в жизни, утрируются художником и приобретают характер гротеска, что впоследствии часто будет встречаться в его работах.
Эти картины сближают искусство Соломаткина с произведениями обличительного жанра, яркими представителями которого в 1860-е годы были В.Г. Перов, Н.В. Неврев, И.М. Прянишников. Но критика темных сторон жизни, людских пороков и слабостей не имела в искусстве Соломаткина резкого обличительного характера. Она скрашивалась элементами забавности или беззлобного юмора, и тем самым «обличение» переводилось в план «сожаления», сокрушения о несовершенстве человеческой природы.
В 1866 году Соломаткин подает прошение в Академию художеств о невозможности посещать классы, ссылаясь на необходимость поправить расстроенное здоровье в южных губерниях, и просит удостоить его звания художника «по достоинству». Тогда же «за внимание к хорошим познаниям его в живописи» получил звание художника 3-й степени. Живописное мастерство Соломаткина к этому времени неоспоримо. Мастер композиций, в своих зрелых произведениях 1860-х–середины 1870-х годов он тщательно выписывал и оттачивал детали, для его живописи характерно тонкое лессировочное письмо, незаурядное колористическое дарование, где цвет, освещение несут немалую эмоциональную нагрузку.
Покинув Академию, Соломаткин жил в основном в Петербурге, возможно, бывая на Украине и в провинции. Хотя в 1860-х годах он экспонировал свои картины на выставках Общества поощрения художеств, помогавшего художникам в реализации их произведений, его имя все реже появлялось в печати. К началу 1870-х, не связанный с какими-либо художественными объединениями, он сам вынужден был продавать свои картины, отдавая их за бесценок.
Это состояние художника обнаруживает себя в картинах 1870 года – «Нужда скачет, нужда плачет, нужда песенки поет. (Скрипач)», где странно одетый и обутый в лапти человек играет на дудочке и приплясывает перед окнами хорошего городского дома, и однофигурной композиции «Торговка», в которой художник изображает, очевидно, самого себя в образе торгующей на улице женщины.
Дальнейшая его судьба складывалась драматически, он пристрастился к вину, бедствовал, скитался по разным домам. Тем не менее, творчество было для него единственным источником существования. В 1870-е–начале 1880-х годов он пишет множество картин, преимущественно небольшого размера на самые разные темы, зачастую повторяя и варьируя полюбившиеся сюжеты.
Сформировавшись как художник в конце 1850-х – начале 1860-х годов среди жанристов московской школы, он жил в 1870-х годах в искусстве в своем особом мире, вне всяких течений и направлений. В эти годы он перестает работать с натуры. Обладая исключительной зрительной памятью и полагаясь на запас впечатлений разного времени, он сочиняет картины, отличающиеся необыкновенной жизненностью ситуаций и множеством достоверных деталей.
Мир сюжетов и образов картин Соломаткина чрезвычайно разнообразен. В его творчестве можно выделить целый цикл произведений, посвященных бродячим артистам. Это большая и глубоко лирическая тема в его искусстве, в которой воплотились, с одной стороны, наиболее светлые воспоминания его детства и юности, с другой – горькие раздумья о тяжелой судьбе людей творчества, талантов, гибнущих в борьбе за существование.
Одна из первых таких картин – «В погребке», написанная еще в годы обучения художника в Академии художеств, изображает старика, играющего на флейте, и девочку–подростка в нарядном платье, развлекающих в кабачке подгулявшего городового. Тонкая поэтическая душа художника раскрывается в картине «По канату. Канатоходка», метафоричной по внутреннему содержанию и напряженно–трагической по эмоциональному звучанию.
Одна из лучших картин этой темы – «Артисты на привале». В изображении сцены, где в обстановке бездомного ночлега актеры в театральных костюмах вдохновенно репетируют сцену из спектакля, художник с грустью передает всю противоречивость жизни бродячего актера.
Такова же картина «Странствующие музыканты». Бродящие по пыльным дорогам от селения к селению, давая представления перед народом и зарабатывая этим себе на пропитание, они вызывают большую симпатию художника. Их образы – худой человек с тяжелой шарманкой за плечами и обезьянкой, юноша с котомкой, толстяк с тюком кукол и имущества, ведущий на привязи трех собачек, обряженных в платья и капоты, – с множеством подробностей охарактеризованы художником. Вся сцена строится на сочетании грустного и смешного.
Юношеские воспоминания о жизни на Украине, ярмарочные представления и затеи нашли своеобразное воплощение в нескольких ярких и праздничных по цвету работах художника, отличающихся детским радостным взглядом на мир. Бесхитростна и полна забавных подробностей картина «Репетиция в сарае» («Детский праздник»), в которой художник показывает жителей небольшого украинского городка, собравшихся в пристройке дома и с интересом наблюдающих выступления самодеятельных актеров на импровизированной сцене. Таковы же совсем маленькие картинки 1878 года – «Петрушка» и «На ярмарке».
Продолжателем традиций Федотова с его драматическим ощущением мира, полного противоречий, человеческих страстей выступает Соломаткин в таких картинах, как «Невеста», «Свадьба», и в одной из наиболее пронзительных картин «Ряженые», изображающих события из жизни мещанства и чиновничества. Наделенные чертами метафоричности, они приоткрывают внутренний мир художника, воспринимающего жизнь как театр, в которой он видит фальшь, всеобщее лицедейство.
Так радостное событие свадьбы окрашено ощущением какого-то безумия. В картине «Ряженые» хозяева вроде бы благополучного дома, с интересом взирающие на пляски святочных ряженых, оказываются такими же «ряжеными». Характерные для творчества художника черты гротеска, когда в целях наибольшей выразительности искажаются, деформируются чеовеческие лица, фигуры, в этих произведениях проявляются с наибольшей силой. К ним примыкают глубоко ироничные, остро выразительные картины «Открытие памятника Екатерины II» и «Любители изящного».
Работы второй половины 1870-х – начала 1880-х годов заметно теряют то высокое живописное мастерство, которое отличало Соломаткина в прежние годы. Сложные жизненные обстоятельства заставляли его писать картины быстро, без тщательной отделки, порой небрежно.
В его искусстве нарастают черты упрощения, примитива, иногда граничащие с лубком. Мастерски выстраивая композиции своих картин, он в то же время не уделяет должного внимания индивидуальной трактовке персонажей, ограничиваясь условностью в трактовке лиц и жестов.
Но, вынужденный работать в невыносимых для художника условиях, он никогда не терял в своем творчестве остроты мысли, удивительной изобретательности в трактовке различных сюжетов, умения изобразить человеческую фигуру в любом ракурсе, придавая ей необходимую выразительность, чувство цвета.
В конце 1860-х годов в творчестве Соломаткина появляется тема жизни города и городских низов. Уличные сцены нашли свое выражение в таких картинах, как «Угощение сбитнем», «Продавец икон», «Препровождение арестованных». Город с его контрастами в сознании художника, много жившего среди природы и сельских просторов, запечатлевался резкими картинами.
«Маленький» человек, сцены у трактиров, уличные музыканты, бедность, бездомность становятся «героями» его произведений. Тема эта вобрала в себя горестные, безотрадные впечатления жизни самого художника, нередко не имевшего даже ночлега.
Картина «Шарманщики», однофигурные композиции «Бродячий музыкант», «Кобзарь» 1871 года, свидетельствуют о том, что тяжкая жизнь городских бродяг была Соломаткину хорошо знакома. Особенно пронзительна картина «У забора», в которой изображен покрытый рогожей человек, идущий зимой вдоль забора, окружающего городской особняк.
Горькой иронией полны картины, изображающие многочисленные сцены у питейного дома («Утро у трактира», «У питейного заведения. Перепляс», «У деревенского кабака. Ночная сцена»). Кабаки, трактиры и их обитатели – это мир, который оказался Соломаткину слишком хорошо знаком.
Героев его картин, да и судьбу самого Соломаткина часто сравнивают с судьбой героев писателей–разночинцев А.И.Левитова, автора сборника рассказов «Горе сел, дорог и городов», Николая и Глеба Успенских, рассказывающих о мятущихся и страдающих представителях городских бедняков.
Своеобразное преломление в творчестве Соломаткина нашла тема Русско-Турецкой войны. В картине «Чтение военной телеграммы» он изобразил трех плотников, пришедших из деревни на заработки и остановившихся перед вывешенной на стене дома телеграммой о взятии Плевны. Нерадостные размышления художника о судьбе инвалидов этой войны находят свое выражение в картинах этого же времени «За пенсией» и «Инвалиды у столовой».
Не раз художник обращался к деревенской жизни. Им было написано несколько довольно больших картин с изображением деревенских пожаров – сложно композиционно разработанных многофигурных сцен («Пожар ночью в селе», «Пожар в деревне», «Ночной пожар»).
Первая из них была отмечена премией Общества поощрения художников. Мастерски изображая стихию огня, всполохи пламени, эффекты ночного освещения, художник раскрывал тему в разных вариантах, показывая различную реакцию людей на бедствие, где трагическое соседствует с комическим.
В конце жизни больной туберкулезом, оглохший и почти ослепший художник, влачащий жалкое существование написал два варианта деревенских крестных ходов. Последнее известное его произведение – «Крестьянин с сохой», изображающее крестьянина с лошадью, стоящего на краю огромного непаханого поля и испрашивающего у Бога благословения на свой труд.
Соломаткин умер 4 (16 июня) 1883 года в одной из петербургских больниц. Похоронен на Смоленском кладбище.