Прянишников Илларион Михайлович (1840–1894), художник
Русский художник Илларион Михайлович Прянишников вошел в историю русского искусства как талантливый жанрист-шестидесятник, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вместе с тем он работал и как рисовальщик, офортист, иллюстратор, писал портреты, пейзажи, картины на военно-исторические темы, исполнял композиции на религиозные сюжеты.
Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Калужской губернии в семье небогатого купца.
С детских лет проявив наклонности к рисованию, он уже в возрасте 12 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, однако год спустя он оставил училище: нужно было зарабатывать на хлеб, и ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку.
В 1856 году Прянишников вновь поступил в МУЖВ, он учился у преподавателей С.К. Зарянко, Е.С. Сорокина и Е.А. Васильева. Каждый из них оставил заметный след в судьбе ученика. Так, например, от Е.С. Сорокина, уделявшего огромное значение в системе обучения именно рисунку, Прянишников унаследовал высокую культуру рисунка, и впоследствии сумел передать эти знания уже собственным ученикам.
Во многом благодаря бескорыстной помощи Е.А. Васильева Прянишникову удалось закончить художественное образование, т.к. именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему «и кров, и стол».
Как известно, он также оказывал существенную поддержку и другому ученику, будущему известному художнику-жанристу В.Г. Перову, с которым Прянишникова связывала долгая дружба. В 1857 году, когда Перов работал над одним из своих первых критических произведений, Прянишников ему позировал для создания образа главного героя. В 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в овощной лавке» был награжден малой серебряной медалью. Уже в этой ранней работе проявилась главная черта, характерная для творческой манеры художника. Это – острая психологическая наблюдательность.
В 1865 году, в год окончания Училища, Прянишников за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» получил большую серебряную медаль и звание классного художника III-ей степени. Картина посвящена судьбе маленького человека, потерявшегося среди самодовольного хамства «московских толстосумов и гостинодворцев» в огромной и жестоком городе, являющим образ «темного царства».
Картина принесла художнику широкую известность. Она даже «попала в лубок и раскупалась в тысячах экземпляров в народе». Театр, литература и живопись в эти годы находились в тесном взаимодействии, привлекая к себе внимание публики постановкой «серьезных» вопросов жизни.
Для зрителей близость картины Прянишникова и постановки одноименной пьесы А.Н. Островского в Малом театре в Москве (она состоялась 12 октября 1864 года) была очевидна, хотя в спектакле именно такой сцены и не было. (Пьеса Островского была опубликована в сентябрьском номера журнала «Современник»). Любопытно отметить, что картина в числе других была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В.В. Стасова «из-за боязни показывать свои язвы Европе». С середины 1860-х годов Прянишников прочно занял одно из первых мест художников критического реализма.
После окончания Училища Прянишников остался в Москве, которая привлекла его не столько древнейшими памятниками, сколько колоритной и самобытной жизнью. «Для нас, русских жанристов, Москва – клад, – говорил Прянишников, – тут так много оригинального, своеобразного, такой обильный материал, что художникам и пера и кисти есть над чем поработать. Интерес к жизни большого города сближал Прянишникова с В.Е. Маковским. Их дружба продолжалась всю жизнь.
В произведениях конца 1860–1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта, изображая бездомных и нищих («Калики перехожие», «У церкви»), измученных непосильным трудом женщин («Швея»), высмеивал тип богатого поклонника «изящного» («Любитель»). В 1870 году за картины «Швея» и «Калики перехожие» художник был удостоен звания классного художника 1-ой степени.
Всякий раз в его искусстве звучало сочувственное отношение к униженным и угнетенным, была видна тонкая наблюдательность и знание народной жизни. В то же время этот период стал для художника временем роста мастерства, напряженных поисков и расширения тематических рамок произведений бытового жанра.
В конце 1860 – начале 1870-х Прянишников принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, в деятельности которого впоследствии активно участвовал: он выставлялся почти на всех передвижных выставках, неоднократно избирался членом правления московского отделения ТПХВ.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла художнику новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Образ озябшего студента, возвращающегося в свою деревню с небольшой связкой купленных в городе книг, эмоционально дополнен бесприютным зимним пейзажем с догорающим закатом.
Это произведение было приобретено одним коллекционером задолго до открытия выставки. П.М. Третьяков, в эти годы активно формировавший свой музей русского искусства, будущую Третьяковскую галерею, заказал художнику повторение, нарушив собственное правило: не иметь повторений и копий в своем собрании.
В конце 1860-х Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года, а в 1874 году завершил свое знаменитое полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвертый) находится в Третьяковской галерее.
В изображении Прянишникова война 1812 года лишена академической нарочитой помпезности и представлена войной народной, войной самых простых людей. Подобный взгляд был близок позиции Л.Н.Толстого, высказанный им в романе «Война и мир», опубликованном в 1868 году, когда Прянишников начинал работать над своей картиной. Крамской восхищенно писал Репину о ней: «Прянишников написал хорошую вещь – «Пленные французы в 1812 году».
В 1871–1872 годы по заказу севастопольского отделения Политехнической выставки в Москве Прянишников работал вместе с В.Е. Маковским, Г.Г. Мясоедовым, В.О. Шервудом и другими художниками над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне и включивших 97 сюжетов боевой и военно-бытовой жизни осажденного города, из которых Прянишниковым написано 18.
Они писались жидким маслом по картону в короткий срок, что отразилось на качестве работы, потому их как правило называли рисунками. Работая над ними, Прянишников, как впрочем и другие художники, привлеченные к серии, использовал не только рассказы очевидцев – офицеров и моряков, «поживших геройской жизнью в Севастополе», но руководствовался и «Севастопольскими рассказами» Л.Н. Толстого.
Любопытно отметить, что изображений сражений в севастопольской серии практически не встречается, преобладают сцены после боя и сцены будней севастопольской жизни («Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе»).
В 1874 году вместе с К.А. Трутовским, В.Е. Маковским, И.Н. Крамским, иллюстрировал повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 1875–1877 годах принял участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве.
В 1880-е годы Прянишников снова обращается к бытовому жанру. Лучшим произведением этого времени считается картина «Жестокие романсы», в которой открылись в полной мере его сатирические наклонности. В эти годы Прянишников также увлечен разработкой охотничьей темы, в которой программным представляется органичное слияние человека и природы («Охота пуще неволи», «Конец охоты», «На тяге»).
Во второй половине 1880-х – первой половине 1890-х годов Прянишников исполнил несколько монументальных полотен, посвященных бытовому укладу и традициям русской деревни («Крестный ход», «Общий жертвенный котел в престольный праздник», «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии»).
Сюжет картины «Спасов день на Севере» связан с празднованием православной церковью 1 августа по старому стилю двух праздников. Один посвящен изнесению Животворящего креста, второй – Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В этот день крест вместе с иконами и другими святынями выносили из церкви для поклонения и освящения воды в реках, источниках и колодцах. Благодаря этому обычаю вода становилась животворящей для всего живого. Совершая обряд омовения, люди снимали с себя грехи и болезни.
С 1873 года по год смерти Прянишников состоял в должности преподавателя МУЖВЗ, возглавляя фигурный класс, сменив на этом месте В.В. Пукирева. Среди его учеников – В.К. Бялыницкий-Бируля, С.В. Иванов, В.Н. Бакшеев, А.Е. Архипов, А.С. Степанов, М.В. Нестеров, С.И. Светославский и др.
Ученики любили его, ласково называли «пряником», оставили множество теплых воспоминаний о своем учителе: «остроумный, искренний, прямой, немного грубоватый» (М.В. Нестеров), «прямой, резковатый, вспыльчивый» (А.Я. Головин). А К.А. Коровин писал: «Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы… Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник».
В 1891–1892 годах, заболев туберкулезом, переселился в Крым, в Алупку, где жил в имении П.И. Губонина, крупного землевладельца, благотворителя и мецената. По возвращении в Москву вновь преподавал в Училище, в 1893 избран действительным членом Академии художеств.
12 марта 1894 года умер в Москве, похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря в Москве.