Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет художника Николая Александровича Ярошенко. 1874г.
Автор: Крамской И. Н.
Источник: Яндекс картинки
10:01 / 16.02.2015

Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), художник
Душой компании, по воспоминаниям Нестерова, был «то серьезный, то остроумный и милый хозяин… При военной выправке в нем было какое-то своеобразное изящество... Его лицо внушало доверие… ». По отзывам знавших его людей, Ярошенко был энциклопедически образован, кристально честным, открытым, сердечным человеком

Николай Александрович Ярошенко русский художник вошел в историю отечественного искусства второй половины ХIХ века как художник, создавший типические портреты разночинной молодежи. Он также первым ввел в иконографию русской школы образ рабочего. Однако, на протяжении своей творческой жизни Ярошенко выступал не столько как жанрист, но более как мастер психологического портрета и тонкий пейзажист.

Родившись в Полтаве 14 декабря 1846 в семье дворянина, занятого на военной службе, Ярошенко был вынужден продолжить карьеру отца. Он учился в Петербурге в первом кадетском корпусе, затем в Михайловской артиллерийской академии и в то же время получал художественное образование: брал частные уроки у А.М. Волкова, с 1864 посещал Рисовальную школу Общества Поощрения Художеств, где преподавал И.Н. Крамской, с 1867 по 1873 числился вольнослушателем Академии Художеств.

По окончании военной академии в 1870 Ярошенко более 20 лет проработал на Петербургском патронном заводе. Получив в 1892 чин генерал-майора, он вышел в отставку и переехал на Кавказ в Кисловодск на Белую дачу, приобретенную в 1885 году, где провел последние годы жизни. Многие рассматривали его отъезд из столицы как вынужденный, связанный состоянием здоровья, хотя сам Ярошенко говорил: «…я ухожу в отставку не потому, что я болен, а потому что мне хочется свободно заняться живописью».

Белую дачу художника посещали певцы Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов, композиторы С.И. Танеев и молодой С.В. Рахманинов, артисты К.С. Станиславский и М.Г. Савина. Собрания близких по духу людей в Кисловодске стали продолжением знаменитых «ярошенковских суббот», которые художник и его жена Мария Павловна, выпускница Бестужевских курсов по естественному отделению, устраивали в своей петербургской квартире.

В течение 20 лет (с 1873) на рисовальные вечера на Сергеевской улице приходили люди науки, писатели, художники. Среди них химик Д.И. Менделеев, хирург И.П. Павлов, актриса П.А. Стрепетова, писатели В.М. Гаршин, Г.И. Успенский, В.Г. Короленко, художники И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.Е. Репин, В.М. Максимов, М.В. Нестеров.

Душой «суббот» по воспоминаниям Нестерова был «то серьезный, то остроумный и милый хозяин… При военной выправке в нем было какое-то своеобразное изящество... Его лицо внушало доверие… ». По отзывам знавших его людей, Ярошенко был энциклопедически образован, кристально честным, открытым, сердечным человеком.
       
Военная карьера не помешала Ярошенко реализоваться в качестве художника и общественного деятеля. Член ТПХВ с 1876, он был избран в правление Товарищества передвижников в 1879, и стал одним из его признанных лидеров. Роль Ярошенко как идейного руководителя ТПХВ (его называли «совестью» художников) особенно возросла после смерти Крамского в 1887 году. Однако в отличие от последнего, принимавшего новаторские опыты молодого поколения, Ярошенко на протяжении 1890-х выступал консерватором, так и не пожелавшим принять поиски Левитана, Серова и других живописцев нового поколения.

Первая картина художника «Невский проспект ночью» не сохранилась, сегодня известна лишь по фотографиям. Показанная в 1875 на 4-ой ТПХВ она не похожа на все, что было создано впоследствии и поэтому воспринимается как своего рода прелюдия к дальнейшим творческим устремлениям. Ярошенко, определяя собственную художественную задачу в первой картине, немного смягчил социальный вектор полотна: «Картина имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно, моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку на двор не выгонит».

Признание и известность пришли к Ярошенко после демонстрации двух произведений «Кочегара» и «Заключенного», показанных на 6-ой ТПХВ в 1878, в которых в полной мере прозвучала профессиональная зрелость художника.
Картина «Кочегар» открыла новую страницу в искусстве второй половины ХIХ века и нашла свое дальнейшее развитие в творчестве А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, С.В. Иванова.

Тема простого мастерового, изнуренного бесчеловечным трудом, проживающего безрадостную жизнь, но сохранившего чувство собственного достоинства, впервые развернута Ярошенко «крупным планом». По типу картина Ярошенко, изображающая человека из народа, близка большому парадному портрету в рост.

До «Кочегара» русское искусство подобного приближения к жизни рабочих не знало. Он изображен не за работой как землекопы Савицкого или бурлаки Репина, он позирует, держа в руках «орудие производства» на фоне огненного освещения заводской печи. Избранная Ярошенко форма парадного портрета представила русскому обществу нового персонажа, и тем произвела сильнейшее впечатление на публику.

Картина имела также широкий резонанс в печати. Критик Адриан Прахов, выражавший мнение определенной части русской интеллигенции, писал: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал, и не в состоянии возвратить своего долга. Ба, да это «Кочегар» – вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу: всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг….».

«Тяжелое, грубое письмо» отмечали современники, вместе с тем, понимая, что эта живописная «грубость» добавляет жизненной правдивости образу. Под впечатлением «Кочегара» был написан рассказ В.М. Гаршина «Художники», в котором выведен образ заводского рабочего – «глухаря», полный большого трагизма.

Новаторской представлялась современникам и картина «Заключенный». Справедливости ради, надо сказать, что революционно-освободительная или народовольческая тема (исследователи определяют ее по-разному) впервые была обозначена Репиным в маленькой картине «Под конвоем. По грязной дороге».

Однако, картины этой серии, задуманные Репиным в конце 1870-х, долгое время находились в мастерской художника, тогда как картина «Заключенный» Ярошенко стала первой серьезной и громкой композицией, посвященной остро-политической теме и сразу показанной публике в 1878. Для заключенного художнику позировал его друг – писатель Глеб Успенский.

В 1880-е Ярошенко исполнил серию однофигурных композиций, по образному выражению Прахова «исторические портреты», представлявшие типические изображения современников, главным образом молодежи. Самые знаменитые из них – «Студент» и «Курсистка». К ним примыкали портреты известных и неизвестных ныне вполне конкретных людей – знакомых и приятелей художника. Они составили целостный портрет поколения учащейся молодежи, с которой Ярошенко особенно был дружен в 1880-е.

Надо сказать, что вся жизнь Ярошенко проходила среди учащейся молодежи. Написанные с большой симпатией и проникновенностью, эти произведения свидетельствовали о глубоком знании психологии современника. Формально однофигурная композиция находится между портретом (как известно, художнику всякий раз позировали конкретные модели) и жанром. Они и стали излюбленной формой Ярошенко, в отличие, например, от Репина, предпочитавшего большее композиционное многообразие.

В однофигурных композициях Ярошенко как правило отсутствовала сюжетная завязка, свойственная жанровым полотнам передвижников. Его герои почти всегда бездействуют, являя себя зрителю. С одной стороны, каждый из созданных им образов самодостаточен, с другой – является подробно разработанным образом-типом и мог бы стать частью жанровой композиции.

Закутавшись в клетчатый плед, ставший характерной приметой бедного студенчества той поры, словно закрывшись от холодной и неуютной действительности (даже рука спрятана под полой пальто) «Студент» Ярошенко выражает, таким образом, свое недоверие миру. Элегантная простота и волевое начало привлекали в образе «Курсистки», идущей по городской мостовой с «книжками под мышкой».

Казалось бы самые обыкновенные черты современной молодой женщины, порвавшей с предрассудками и ведущей борьбу за свои права, – коротко стриженные волосы, скромное темное платье, мужская шапочка, плед и внутренняя устремленность – ничего выдающегося – между тем, создан образ, ставший визитной карточкой эпохи 1880-х.

Женский вопрос и связанная с ним проблема женского образования звучали чрезвычайно актуально в эти годы, поэтому «Курсистка», став первым изображением учащейся женщины, нашла признание у публики.

Ярошенко утвердил в русском искусстве новый «образ – тип», выражавший характер и жизненные устои современника, и ставший важным художественным документом времени, ведь каждый из них непосредственно связан с бытом эпохи.

В конце 1870-х-1880-е Ярошенко разрабатывал несколько бытовых картин, пробуя свой талант и в сфере многофигурных композиций. В большинстве своем его картины иллюстративны, лишены пластической выразительности и перегружены подробностями.

В 1878, по-видимому, была задумана композиция «В пересыльной тюрьме», в которой одним из жанровых мотивов был образ заключенного, смотрящего в окно. Картина «Слепые калеки под Киевом» композиционно несколько выбивается из привычного представления об искусстве Ярошенко.

В конце 1870-х было задумано полотно «У Литовского замка», непосредственно связанное выстрелом Веры Засулич. Картина посвящена образу гордой и решительной революционерки, задумавшей отомстить петербургскому градоначальнику Трепову. Впоследствии под давлением общественного мнения она была оправдана присяжным судом.

Сама картина не сохранилась, известна лишь по карандашным наброскам и эскизам. Выставленная на 9-й ТПХВ в 1881, она была снята с выставки, исключена из каталога, а Ярошенко был подвернут домашнему аресту. Острый психологический конфликт поколений отражен художником в картине «Старое и молодое», которая выглядела несколько нарочито и даже прямолинейно.

В конце 1880-х в большом жанровом произведении «Всюду жизнь» Ярошенко вновь обратился к теме заключенных, но теперь он решил ее иным образом. Если в 1870-е годы художник смотрел на своего заключенного как бы «изнутри» одиночной камеры, то теперь в 1880-е, когда многое изменилось в художественном сознании эпохи, он смотрел на заключенных извне, из «другого» мира.

При этом композиционно соединил оба мира, настаивая, таким образом, на их неделимости и связи и продолжив свою мысль многозначительным названием – «Всюду жизнь». Идея картины возникла у Ярошенко под впечатлением рассказа Л.Н. Толстого «Чем люди живы?», а первоначально название картины было «Где любовь, там и Бог». Однако особенности реалистического художественного языка, стремящегося к правдоподобию, вошли в известное противоречие с желанием художника выразить отвлеченные философские размышления.

Расцвет портретного творчества Ярошенко пришелся на 1880-е, когда им были исполнены портреты Г.И. Успенского, П.А. Стрепетовой, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Менделеева, А.Н. Плещеева, Н.Н. Ге, В.С. Соловьева, В.Г. Короленко. В его портретах на первое место выступал внутренний облик человека эпохи, их композиции просты, лаконичны и чрезвычайно выразительны.

Модели изображены как правило на нейтральном фоне и лишены разного рода предметов, отвлекающих зрителя от главного – внешнего и внутреннего сходства человека. Порою художник использовал пониженную точку зрения для придания большей значительности образу. В 1880 – 1890-е годы художник также работал в жанре пейзажа, в основном его привлекали виды природы Кавказа.

Умер Ярошенко в 1898 г. в Кисловодске.

В 1962 г. в усадьбе Н.А. Ярошенко был открыт Дом-музей художника (Музей-усадьба Ярошенко). 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.