Рерих Николай Константинович (1874-1947), художник
Русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих был одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна, человеком-легендой. Он родился 9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса. Его предками со стороны отца, Константина Федоровича, были представители древнего шведского рода, поселившиеся на прибалтийских землях при Екатерине II. Мать художника, Мария Васильевна (в девичестве Калашникова), происходила из псковского купеческого рода.
Сама атмосфера в родительском доме, в котором бывали химик Д.И. Менделеев, востоковед К.Ф. Голстунский, историк Н.И. Костомаров, известный живописец и график М.О. Микшеин, была пронизана художественными и научными интересами, что, безусловно, оказало огромное влияние на развитие личности молодого человека.
Окончательно стать художником Рерих решил еще учась в гимназии К.И. Мая. Первым его учителем рисования был М.О. Микшеин.
После окончания гимназии Рерих учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и, несмотря на недовольство отца, посещал классы Академии художеств (1893 — 97). Учителем Николая Константиновича в Академии Художеств был А.И. Куинджи, сыгравший огромную роль в жизни Рериха. “Мощный Куинджи был не только великим художником, но так же был великим учителем жизни” — вспоминал Рерих. Он считал художественному содержанию образа должны быть подчинены и композиция картины и техника исполнения.
Рерих с детских лет интересовался археологией. В студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества и ежегодно выступал на его собраниях с отчетами о проведенных им раскопках. В 1899 — 1904 гг. он занимался изучением славянских и угро-финских древностей. Художник уже в это время мечтал о возрождении монументальной живописи — он хотел написать “Начало Руси”, подробно толкующее об этой эпохе.
Темы из древнерусской жизни предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: “Укушуйник”, “Пскович”, “Иван-царевич наезжает на убогую избушку” (1894), “Гонец. Восста род на род” (1897). “Город строят” (1902) и др. Истоки художественного метода Рериха — в неразрывной связи с природой. Соединив археологию с искусством, Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов.
В 1895 году Рерих знакомиться с музыкальным и художественным критиком, специалистом в области древней культуры стран Востока В.В. Стасовым, личность которого оказала огромное влияние на творчество Рериха. Знакомство со Стасовым укрепило возрастающий интерес молодого художника к Востоку. У Стасова Рерих знакомиться с кумиром молодежи того времени, философом В.С. Соловьевым, мировоззрение которого было пронизано идеей нравственного самоусовершенствования, провозглашенной Л.Н. Толстым, и было близко художнику.
В 1898 году Рерих окончил университет и поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и помощником редактора нового журнала “Художественная промышленность”, в котором он публиковал свои статьи о задачах творчества.
В 1900 — 1901 гг. Рерих совершенствовался в живописи в студии исторического живописца академического направления Фернана Кормона в Париже. Кормону очень нравились русские эскизы Рериха и он поддержал молодого художника в его стремлениях в искусстве.
Рерих считал своим духовным учителем известного французского художника-монументалиста Пюви де Шавана, который оказал большое влияние на стилистическую манеру художника. Одной из первых работ, начатых Рерихом в Париже, была картина “Идолы” 1901 г., в работе над которой проявились новые черты его творчества: стремление к декоративности цветовых отношений и обобщенности форм.
Его картины “Иноземные гости” и “Заморские гости”, написанные в начале 1900-х гг., это стилизация славянской древности. Рерих — яркий представитель стиля модерн, которому присущи декоративность, изысканные живописные эффекты, преобладание растительных орнаментов.
В 1901 году Рерих вернулся в Россию и 28 октября женился на Е.И. Шапошниковой. В этом же году он становится Секретарем общества поощрения художеств. В это время он пишет такие картины как “Город. Утро”, “Городок”, “Городок зимой” и др., в которых использует традиции народного творчества. Произведения, выполненные в 1900 — 1902 гг. были показаны на академической весенней выставке в Петербурге и выставке “Мира искусства” в Москве, а в 1903 г. — на выставках “Мир искусства” “Современное искусств” в Петербурге.
В 1904 году Рерих увлекся прикладным искусством и оформлением интерьеров. В конце XIX века этот вид творчества был особенно популярен. Для церкви в Талашкине Смоленской губернии, имении меценатки и художницы М. К. Тенишевой, Рерих разработал три панно для интерьера комнаты, выполненные в духе искусства народов севера: “Охота”, “Пляски” и “Олени”. Дальнейшая деятельность художника в Талашкине продолжалась в стиле модерн.
После выставки “Мира искусства” в 1902 г., на которой были представлены четыре его картины, Рерих сближается с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, эстетические позиции которых импонировали ему. Начинается его сотрудничество с “Миром искусства”.
В 1903 году Рерих становится участником только что образованного “Союза русских художников”.
В 1903 — 1904 гг. Рерих совершает поездку по старинным русским городам, результатом которой стала серия “архитектурных пейзажей”: картина “Смоленск. Крыльцо женского монастыря” (1903), этюды “Ростов Великий” и “Вознесенский монастырь в Угличе” и т.д.. В 1904 г. он работает над эскизом для мозаики “Александр Невский поражает ярла Биргера”, колористическая гамма которого отличается декоративностью и красотой.
Рериху были близки просветительские цели символистов. Он был убежден в высоком предназначении художника и искусства. В 1904 году художник сотрудничает с брюсовским журналом “Весы”, для которого пишет две статьи о задачах искусства.
Рерих полностью оформил августовский номер “Весов” за 1905 г., создав обложку “Царь”, заставку “После грозы” и виньетки. В этом же номере — его иллюстрации к “Принцессе Мален” М. Меттерлинка, сказка и рисунки на индийскую тему “Девассари Абунту с птицами” и “Девассари Абунту превращается в камень”.
В 1905 году художник принимает участие в оформлении фасада дома Общества “Россия” на большой Морской улице Петербурге. В этом же году художник снова обращается к разработке принципов монументального искусства (“Славяне на Днепре”), работает над эскизом стенописи “Сокровище ангелов”, занявшим особое место в творчестве художника.
Эта картина, ставшая первой работой Рериха на тему индийских легенд, была представлена на выставке “Мира искусства” в 1911 г. и сопровождалась в каталоге словами автора: “За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на камень опирается”.
Весной 1905 г. в Праге состоялась первая выставка Рериха за рубежом. Впоследствии эта выставка экспонировалась в Вене, Венеции, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, на “Осеннем салоне” в Париже и имела большой успех.
С 1906 года Рерих перешел к работе с темперой, которая больше всего подходила для декоративно-прикладной живописи. В это время художник путешествовал по Италии и Швейцарии, выразив свои впечатления в целой серии рисунков и этюдов; участвовал в международных выставках в Венеции, Вене, Берлине, Париже, благодаря которым его творчество стало широко известно за рубежом.
По возвращении в Петербург Рерих был назначен директором художественной школы при Обществе поощрения художников, в должности которого он находился до 1918 г.
В 1906 г. Рерих вместе со своим другом мозаичистом В.А. Фроловым создал свое первое произведение в мозаике “Бой”, в котором выразил понимание единства всего сущего.
С 1906 по 1914 гг. художник активно работает в сфере монументально-декоративной живописи. Художнику посчастливилось сотрудничать с крупнейшими архитекторами — А.В. Щусевым, В.А. Покровским. В 1906 — 1908 гг. Рерих, выполняет мозаику “Спас и князья святые” для южного портала Троицкого собора Почаевской Лавры Тернопольской губернии (архитектор А.В. Щусев).
Художником была выполнена частичная роспись пяти церквей и более 30-ти эскизов для них, однако наиболее значительные его произведения в этой области — росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском (1911 — 1914); панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве (1915 — 1916) не сохранились.
Интересен эскиз “Царица Небесная над рекой жизни”, выполненный для церкви Покрова Богоматери в селе Пархомовка Киевской губернии, который является синтезом разных религиозно-философских систем, основанный художником на знании мифологий Индии и Тибета, мифологий язычества и христианства.
В 1909 году Рерих оформил издание пьес М. Метерлинка. В этом же году Рерих выполнил, а в 1912 г. повторил картину “Небесный бой”, покоряющую одухотворенностью и динамичностью созданного образа. В этой картине воплотились мировоззренческая и эстетическая позиции Рериха.
В 1910 году на выставках в Брюсселе, Москве и Петербурге были представлены 39 его работ: “Варяжское море”, “Световитовы кони”, “За морями — земли великие”, “Старый король” и др. В этом же году он создает серию панно “Богатырский фриз”, ставшую высшей точкой его романтических увлечений былинами.
В 1912 г. Рерих работает над эскизами мозаик и росписей для храма-усыпальницы Святого Духа во Фленове под Талашкином, повествующих о вечных духовных и нравственных ценностях (мозаика “Спас нерукотворный”).
1914 г. стал годом окончания работы художника над эскизами фресок для часовни Святой Анастасии во Пскове (архитектор А.В. Щусев). В этом же году в Ницце, в сотрудничестве со своим братом, архитектором Борисом Константиновичем Рерихом, художник выполняет сложную и многозначную работу — серию панно для молельни на вилле мецената, пропагандиста русского искусства Л.С. Лившица, который был близок кругу мироискусстников. В этом же 1914 году в издательстве Сытина в Москве вышел в свет первый том собрания сочинений Рериха, содержащий статьи по вопросам искусства и философские сказки.
В 1915 г. Рерих создает одухотворенные и динамичные картины “Веления неба” и “Знамение”, “Стрелы неба — копья земли” и др., в которых показана неразрывная связь человеческой жизни с космическими силами. На выставке “Мира искусства” в Петрограде в 1915 г. Рерих представил целый ряд картин и театральных эскизов: “Прокопий Праведный за неведомых плавающих молиться”, “Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого”, “Крик Змия”, “Зарево”, “Град обреченный” и др.
Феерически-красочный театральный дизайн Рериха стал отправной точкой для сценографии модерна. Рерих не раз обращался к музыке Вагнера. Еще в 1907 году он создает три эскиза к опере “Валькирия”, а в 1912 — около 30-ти эскизов к опере “Тристан и Изольда”.
В 1908 году художник выполнил эскизы декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, поставленной в Париже. Затем с 1911 по 1913 гг. Рерих работает над созданием балета “Весна священная” И.Ф. Стравинского для антрепризы С.П. Дягилева в Париже, где художник выступил соавтором либретто.
Для этой же антрепризы в Лондоне в 1914 году художник работает над эскизами к опере “Князь Игорь” А.П. Бородина. Перу Рериха принадлежит оформление пьесы Г. Ибсена “Пер Гюнт”, поставленной в 1912 г. в МХТ. В 1913 —1914 гг. Рерих создал эскизы декораций к пьесам М. Метерлинка “Принцесса Мален” и “Сестра Беатрис”.
Зрелое литературное творчестве Рериха, представлено в его единственной книге — “Собрания сочинений” (1914) и сборнике стихов “Цветы Мории” (1921), где на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Рерих, по словам М. Горького, стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.
Николай Константинович углубленно изучал культуру и философию Индии и был признанным специалистом в научных кругах. В 1914 и 1916 гг. в русском переводе появились книги С. Вивекананды “Провозвестие Рамакришны”, “Бхакти-йога” и “Карма-йога”, которые произвели на него огромное впечатление.
В 1916 году Николай Константинович по состоянию здоровья уехал в Карелию, в Сердоболь, где его застала Февральская революция 1917 года. Но ему приходилось приезжать в Петроград, так как он входил в образованную в марте 1917 г. комиссию по делам искусства, главной задачей которой была охрана культурных ценностей. Во время жизни в Карелии Рерих выполнил пастелью и темперой целый ряд пейзажей и картин на темы карельских легенд: “Вечное ожидание” (1917), “Святой остров”.
Октябрьскую революцию 1917 года Рерих не принял, выразив свое отношение к ней в символической драме “Милосердие” (1918). В мае 1918 г. была закрыта граница между Финляндией и Россией, художник оказался за рубежом.
В этом же 1918 году Рерих решил осуществить поездку в Индию. Но по приглашению профессора Оскара Биорка он уезжает с семьей в Стокгольм. Осенью 1919 г. он был уже в Англии.
В 1920 г. художник, по приглашению директора Чикагского института искусств Р. Харше, переехал в США, где 4 декабря 1920 г. в Нью-Йорке состоялась его выставка в Галерее Кингор.
В 1921 году он создал Институт объединенных искусств. В это же время по инициативе Рериха было создано художественное объединение “Cor Arden” (Пылающее сердце), а сентябре 1922 года — культурный центр “Corona Mundi” (Корона Мира), который способствовал сотрудничеству деятелей культуры разных стран.
В произведениях 1920 —1922 годов Рерих воплощает свои мечты об Индии.
В Америке Рерих вместе с женой Е. И. Шапошниковой основал “Общество Агни-Йоги” для распространения “Живой Этики” — учения о моральном усовершенствовании человечества, основанного на буддизме и современной теософии.
17 ноября 1923 года почитателями Рериха был основан его музей, который открылся в марте 1924 в Нью-Йорке. Для этого музея художник передал более 300 своих картин.
В 1923 году он начинает свою Трансгималайскую экспедицию, целью которой было историческое и топографическое изучение Центральной Азии. 2 декабря 1923 года Рерих добрался до вожделенной Индии, в конце декабря он остановился в Сиккиме.
Здесь Рерих вместе со своим старшим сыном Юрием изучал и записывал древние предания. Юрий Николаевич Рерих, закончивший Гарвардский и Парижский университеты по кафедре индийской и тибетской филологии, владел многими европейскими и восточными языками и оказал огромную помощь отцу.
В сентябре 1924 года Рерих отправляется в Америку, где добивается разрешения вести экспедицию под американским флагом.
Экспедиция отправляется из Сиккима, дважды пересекает Центральную Азию, проходит через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета, и, приехав в 1925 г. через Синьцзян в Москву, устанавливает контакты с советским руководством. В 1926 — 1928 гг. экспедиция возвращается через Алтай обратно в Сикким.
В 1924 г. художник создает огромную серию “Гималаи”, включающую в себя около 40 произведений. В этом же году он выполняет большую серию “Учителя Востока”. В 1925 г. — серию “Майтрейя”, главного героя которой народы Северной Индии, Тибета и Монголии считали грядущим Буддой.
В сентябре 1926 года художник создал картину “Ригден Джапо — Владыка Шамбалы”, стилизованную под средневековую монгольскую живопись. В 1927 г. — картину “Приказ Ригден Джапо”.
Весной 1928 года Рерих поселился в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия). Институт гималайских исследований Урусвати [утренняя заря (санскрит)], организованный Рерихом в 1929 г. становится его постоянной резиденцией.
Духовным итогом путешествий явились книги “Алтай-Гималаи”, “Сердце Азии и Шамбала” (1927 — 1930), написанные в “мистико-археологическом” жанре, полном ярких поэтических образов. Живописные работы этого времени: сюиты “Его страна”, “Сикким”, “Тибетский путь”; серия “Учителя Востока” и др. — яркие, одухотворенные, “самоцветные” пейзажи написанные темперой, на которых величественная горная природа сочетается с символами древних вер.
Рерих отразил в своем творчестве впечатления от памятников прошлого: картины “Меч Гесэр-хана” (1932), “Знаки Гесэра” (1932) и “Великий дух Гималаев” (1934) и т.д.; цикл работ, посвященный Шамбале: “Путь в Шамбалу” (1933), “Вход в Шамбалу” (1935-36).
В своей картине “Армагеддон” (1935-36, 1940-41) художник отразил свое предчувствие войны.
В 1938 г. Рерих создает национально-романтический цикл на темы русских былин: “Святогор”, “Настасья Микулична”, “Микула”.
Много сил Рерихи отдают теософии, они ведут просветительскую работу в разных странах, призывая к охране памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах “Держава Света” (1931) и “Твердыня пламенная” (1933).
В специальном рериховском Пакте, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 г., были воплощены его идеи “Мира через культуру”.
В последние годы жизни Рерих активно работал как живописец. В 1942 1943 годах он создает огромное количество пейзажей Гималайских гор. Героями его картин становятся русские полководцы Князь Игорь, Борис и Глеб, Александр Невский, Мстислав Удалой.
В 1947 году художник пишет картину “Огни на Ганге”, олицетворяющую единство мира. Одной из последних работ художника является картина “Приказ Учителя”. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков “Листы дневника” (1934 — 1935); “Моя жизнь” (1936 — 1947).
Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья — выдающийся историк-востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902 — 1960) и художник Святослав Николаевич Рерих (1904 — 1993).
Умер Николай Константинович Рерих в Кулу 13 декабря 1947.