Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин
Источник: Яндекс картинки
10:24 / 28.09.2016

Александр Шохин: "Прогноз по ВВП неутешителен"
Среднемировые темпы роста - это где-то 3,5 процента. Прогнозы ухудшаются и по мировой экономике - то 3,5 процента, то 3,3 процента. Но в любом случае всегда больше 3 процентов. Так вот, чтобы сохранить место России в мировой экономике, в мировой торговле, нам надо развиваться не меньшими темпами. Как минимум, 3,5 процента в год

В России сейчас наблюдается неопределенность экономической политики - как внешней, так и внутренней. Никто не знает, что будет завтра с пенсионной системой, НДС и социальными выплатами. Между тем, прогнозы по ВВП неутешительны - стагнация не позволяет экономике развиваться и выполнять социальные обязательства.

Об этом нам в эксклюзивном интервью рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин

Неопределенное будущее российского бизнеса

Последние несколько лет, три года точно, у нас снижаются инвестиции в основной капитал. А инвестиции в капитал - это модернизация, технологическое обновление, использование лучших технологий. Поэтому отставание будет и технологическим тоже.

Сейчас доля инвестиций в основной капитал не превышает 20 процентов, а нужно 24 процента. Чтобы это сделать, необходимо заинтересовать бизнес и предпринимателей. Оказалось, что за прошлый год у компаний - неплохой финансовый результат. Прибыль компаний увеличилась более чем на 50 процентов, а инвестиций нет.

Почему? Неопределенность экономической политики. Никто не знает, что будет завтра. С точки зрения геополитики - неясно. С точки зрения мировых цен на нефть, на другие сырьевые ресурсы и товары - тоже.
Неопределенность касается и внутренней экономической политики. Дискуссии последних лет - что будем с пенсионной системой делать?

Накопительную часть отменим, переведем из обязательной в добровольную, налоги повысим - а может, не будем повышать. Повысим НДС или социально-страховые платежи. Может, все обойдется, и в итоге будут приняты приемлемые для бизнеса решения. Но бизнес, мягко говоря, уже не очень доверяет обещаниям.

И в этой связи многие не торопятся инвестировать, потому что не знают, какой все-таки будет реальная политика. Бизнесу нужно то, что принято называть дедушкиной оговоркой: если я инвестировал в проект, то хотел бы, чтобы на период окупаемости этого проекта не менялись налоги и различные платежи. А гарантий никаких нет.

Когда в товарищах согласья нет


Согласия нет в разных ведомствах. Одно ведомство тянет одеяло на финансовую стабильность и бюджетную консолидацию. Другое ведомство хочет простимулировать инвестиции и так далее. И, к сожалению, многие члены правительства, влиятельные политики торопятся с теми или иными заявлениями.

Может быть это и неплохо, когда они вбрасывают их в публичное пространство через СМИ. Хуже, когда в коридорах власти бизнес чувствует, что что-то варится, но не всегда удается, даже принюхавшись, узнать, что же именно: острое или сладкое?

Мне кажется, было бы правильнее следовать тому, что называется Программой действий правительства. Такой документ есть, но он не является основой - ни деятельности правительства, ни оценки деятельности правительства. Нужно, видимо, политизировать этот документ - сделать его оценкой политики правительства.

Ключевая ставка под ключ

Неплохо, наверное, что Центральный банк таргетирует инфляцию. Но он до сих пор уверен, что в 2017 году инфляция будет 4 процента. Так он решил три года назад. Не исключено, что эта цель будет достигнута - 4 с хвостиком, но будет. Да и в этом году меньше 6 процентов будет. Но сложилась такая ситуация, когда инфляция снижается, а ключевая ставка стоит на месте.

Если инфляция действительно будет 6 процентов, что мешает ЦБ к концу года снизить ключевую ставку на пару процентных пунктов как минимум? Тогда у хороших заемщиков ставка будет однозначной цифрой выражаться - меньше 10 процентов.

Но проблема в том, что и ЦБ, видимо, до конца не знает, что будет с экономической политикой, которая, конечно, не от него зависит, но от того же правительства. Например, НДС повысят с 2018 года - это сразу как минимум 1 процент к инфляции: не 4 процента, а 5 в следующем году; не 6 процентов, а 7 в нынешнем.

Налог с продаж обсуждался. Это еще как минимум 1 процент. Поскольку ЦБ не отвечает за всю экономическую политику, он осторожничает и закладывает риски на худший сценарий проинфляционной политики властей.

Где взять длинные деньги?

Можно было бы применять инструменты селективной поддержки отраслей. В частности, и Фонд развития промышленности, и Фонд моногородов, и Фонд развития Дальнего Востока... Это инструменты, которые показали свою эффективность, но они явно недофинансированы.

Стоило бы подумать, действительно ли эти механизмы основаны на эффективных технологиях принятия решений. И почему бы не дофинансировать эти институты. Та же Корпорация малого и среднего предпринимательства работает по программе 6,5 процента. ЦБ дает деньги под 6,5 процента.

И если эти механизмы дофинансировать - может быть, частично это будет скомпенсировано. Хотя нужны и универсальные средства. Любой заемщик должен иметь возможность прийти в коммерческий банк. И если проект у него хороший, должен дождаться. Ведь у банков тоже большая прибыль.

Они на самом деле не кредитуют в силу того, что хотят получать по крайней мере возврат, а хороших заемщиков не так много. Многие компании перезаложили свои активы, привлекая кредиты прошлых лет. А поскольку дешевых зарубежных кредитов нет, вот такая ситуация.

Ведь раньше была такая отдушина - рефинансирование за счет иностранных кредитов по очень низким ставкам. Многие компании могли работать в этом режиме. Сейчас этой возможности нет, а обслуживать старые кредиты нужно. Та же накопительная пенсионная система - это длинные деньги.

И если сейчас мы откажемся от обязательной накопительной системы, то очевидно, что несколько лет, пока будет формироваться добровольная система и доверие людей к финансовым инструментам (а это не 3-5 лет, а десятки лет)... Безусловно, нехватка этих инструментов тоже препятствует появлению длинных денег.

Место России в мировой экономике

Все согласны с тем, что мы от рецессии перешли к стагнации. Но хотелось бы перейти к восстановлению экономического роста в стране. Стагнация - это топтание на месте. Прогноз на следующий год - выше нуля, но меньше единицы роста ВВП. К 2018-2019 годам - 1,5-2 процента при самом хорошем раскладе.

Но это не тот уровень, который нам нужен. Дело в том, что среднемировые темпы роста - это где-то 3,5 процента. Прогнозы ухудшаются и по мировой экономике - то 3,5 процента, то 3,3 процента. Но в любом случае всегда больше 3 процентов. Так вот, чтобы сохранить место России в мировой экономике, в мировой торговле, нам надо развиваться не меньшими темпами. Как минимум, 3,5 процента в год.

Иначе доля России будет все время снижаться. Есть образная формула, что нам хорошо бы быть между Германией и Китаем по темпам роста. Германия - это 2 процента, Китай - 6,5 процента. Амбициозная цель. Но без нее трудно выполнять социальные обязательства, трудно осуществлять модернизацию экономики.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.