Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Болдинская осень (фрагмент). 2015 г.
Автор: Демаков Евгений Александрович
Источник: Яндекс картинки
11:07 / 25.12.2016

Русский язык и приоритеты государственной политики РФ в языковой сфере. Часть II
"Наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический - проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям..", - Путин

В ходе совместного заседания Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству 24 декабря 2014 г. глава государства вновь выразил весьма обоснованную обеспокоенность проблемой сохранения русского языка: «Нужно, конечно, избегать излишней латинизации нашего языка, особенно сейчас обращаюсь к руководителям регионов.

Знаете, иногда приезжаешь в какой-то город, и сразу виден уровень культуры местного чиновничества. На каждом углу названия различных учреждений, реклама исключительно латинскими буквами изображена. Мы в какой стране живем-то? Все хорошо в меру, так же как, собственно говоря, и в использовании различных терминов, слов и так далее».

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г. В.В. Путин отметил: «Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях.

В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы, и задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики».

Наконец, остроактуальные вопросы в сфере государственной языковой политики и важнейшие задачи по сохранению русского языка и языков народов РФ были сформулированы на совместном заседании президентских Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку 19 мая 2015 г.

Президент РФ подчеркнул, что сбалансированная и эффективная языковая политика для России с ее этническим, культурным разнообразием и сложным национально-государственным устройством является одним из очевидных приоритетов:

«Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России».

Отметив, что в РФ проживают представители 193-х национальностей, которые говорят на почти 300-х языках и диалектах, глава государства напомнил о том, что письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских ученых, лингвистов, филологов, а также о богатых традициях литературных переводов на русский книг, стихотворений, чьи авторы писали на своем родном языке, благодаря чему эти произведения становились известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

По словам Президента РФ, «Без всякого преувеличения можно сказать: подобной поддержки, настоящего сбережения национальных языков, как в нашей стране, никто никогда в мире не обеспечивал».

В качестве краеугольного камня государственной языковой политики В.В. Путин назвал положение Конституции РФ, которое «прямо гарантирует право всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

В том числе республики вправе устанавливать свои государственные языки и использовать их в работе органов государственной власти и местного самоуправления наряду с государственным языком России. В качестве примера приведу Крым, где действуют три равноправных языка: русский, украинский, крымско-татарский».

При этом глава государства особо отметил: «Но мы знаем и другие примеры, когда в ряде стран право значительных этнических общин на использование родного языка игнорируется или ограничивается, когда проводится жесткая, агрессивная политика языковой и культурной ассимиляции.

И мы видим, к каким последствиям это приводит: к разделению общества на “полноценных” и “неполноценных” людей, на “граждан” и “неграждан”, а то и к прямым, трагическим внутренним конфликтам».

По словам Президента РФ, «Для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций.

И комплексная, всесторонняя работа по изучению, поддержке языков народов России, безусловно, должна продолжаться. В том числе важны фундаментальные и прикладные исследования в этой области, глубокий научный подход. Это залог качественного образования, продвижения национальных языков, нашей культуры в мире в целом».

Глава государства обратил особое внимание на необходимость дальнейшего развития многоязыкового образовательного, информационного пространства, включая поддержку печатных и электронных СМИ, издания литературы на языках народов России, а также обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на свободный выбор языка школьного обучения.

При этом В.В. Путин подчеркнул: «…мы должны понимать, что информационное, культурное, государственное единство страны, единство российского народа напрямую зависит от освоения нашими молодыми людьми, от состояния, распространения русского языка.

Это государственный язык нашей страны, язык межнационального общения. На русском у нас говорят более 96 процентов граждан. Именно он, русский язык, по сути, вместе с культурой сформировал Россию как единую и многонациональную цивилизацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений, преемственность и взаимообогащение этнических культур.

Свободное, грамотное владение русским языком открывало для представителей любой национальности больше возможностей для самореализации, для образования, для достижения профессионального успеха. И конечно, государство должно постоянно повышать качество обучения наших детей русскому языку независимо от их места жительства и специализации школы».

В качестве конкретных мер поддержки и развития русского языка главой государства были названы в том числе: выделение русского языка и литературы в самостоятельную предметную область в системе общего образования; возрождение интереса к книге и чтению, повышение общего уровня языковой культуры в рамках мероприятий проводимого Года литературы;

улучшение состояния существующей языковой среды, формируемой прежде всего печатными и электронными СМИ, где участились случаи нарушения языковых норм и избыточного использования иностранных заимствований.

Наконец, Президент РФ обратил внимание на недопустимость ведомственного, узкоотраслевого подхода к формированию и реализации языковой политики, подчеркнул важность скоординированных усилий государства, отдельных субъектов РФ и институтов гражданского общества в данной сфере.

Главой государства была подчеркнута необходимость совершенствования концептуально-доктринальных оснований (соответствующие разделы планов по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., а также ФЦП «Культура России», «Русский язык» и «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»)

и нормативно-правовой базы государственной языковой политики (прежде всего ФЗ «О языках народов России» и «О государственном языке»).

В связи с озвученными в ежегодных посланиях и выступлениях главы государства, в том числе недавних, задачами по сохранению и развитию русского языка, а также по совершенствованию языковой политики, представляется целесообразным проанализировать существующую к настоящему моменту в РФ концептуальную базу данного направления государственной деятельности, получившую оформление в виде стратегий, доктрин и т.п. официальных документов.

В частности, в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 и действующих по настоящее время, отмечается, что региональная политика в области национально-этнических отношений в такой важнейшей сфере, как духовная,

должна обеспечивать «государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов, условия для сохранения их языка, традиций и среды обитания; развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего в сфере образования; реальные возможности для функционирования русского языка как общегосударственного языка и как средства межнационального общения».

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г., к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности России в сфере духовной жизни отнесены в том числе

«русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации».

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Президентом РФ 13 июня 2012 г., в качестве основных направлений данной политики выделяет:

в области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности – «создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками»,

а в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом – «содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;

создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов».

Важнейшим концептуальным документом в области государственной языковой политики нашей страны следует считать Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденную Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666.

Согласно ей, первым из числа основных вопросов государственной национальной политики РФ, по-прежнему требующим особого внимания государственных и муниципальных органов, названы «сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности».

Стратегия подчеркнула, что «Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения», а также что «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ.

Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов.

Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру».

Применительно к исследуемой в настоящей статье проблематике целями государственной национальной политики в Стратегии были названы:

государственная поддержка и защита культуры и языков народов РФ; содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;

а в качестве приоритетного направления государственной национальной политики РФ – обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Что же касается конкретных задач, то они были сформулированы в Стратегии следующим образом:

«ж) задачи по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России:

создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;

включение в государственную программу мер по поддержке языков народов России и защите языкового многообразия;

обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;

обеспечение прав граждан на изучение родного языка;

недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества; обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках между субъектами Российской Федерации;

возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной литературы на языки народов России;

содействие соотечественникам, их детям, проживающим за рубежом, в сохранении и развитии русского и других языков народов России;

з) задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:

стимулирование создания в странах происхождения мигрантов курсов по изучению русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации;

обеспечение на основе государственно-частного партнерства участия общественных объединений и религиозных организаций в деятельности многофункциональных культурно-образовательных интеграционных центров, в которых мигранты получают юридические и бытовые услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации;…

л) задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации:

обеспечение изучения, популяризации и распространения за рубежом русского языка и культуры народов России, составляющих уникальный вклад в культурное многообразие современного мира и в партнерство цивилизаций, способствующих формированию позитивного имиджа России за рубежом».

Отдельные аспекты государственной языковой политики нашли отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 февраля 2013 г.

Согласно ей, в соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности – обеспечением защищенности личности, общества и государства – главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении в том числе таких основных целей, как «распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом».

Россия, отмечается в документе, будучи приверженной универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы: «защищать права и законные интересы соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и международных договоров Российской Федерации, рассматривая многомиллионную русскую диаспору в качестве партнера,

в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры;… способствовать изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента международного и межнационального общения».

Согласно Концепции, Россия намерена активно способствовать развитию взаимодействия государств-участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника Содружества в отдельности.

Особое внимание будет уделяться поддержке соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, согласованию договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод.

В этой связи Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству предписано участвовать в выработке предложений и реализации внешней политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию,

международного гуманитарного сотрудничества, поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире, развития сети российских центров науки и культуры за рубежом.

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г, утвержденной Президентом РФ 28 ноября 2014 г., в качестве основных источников угроз экстремизма в современной России названы:

«Наиболее опасные виды экстремизма – националистический, религиозный и политический – проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям,

прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть “Интернет”, в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов».

Наконец, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, отмечается, что для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы:

повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий; активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, прежде всего в государства-участники Содружества Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг.

Согласно Стратегии, «Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры),

пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».

Также в документе отмечается, что «Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации,

основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции».

В целом, даже самый общий анализ основных стратегий, концепций и доктрин РФ показывает, сколь сложным, многоплановым и многоаспектным феноменом является государственная языковая политика, насколько большое число сфер общественной жизни и направлений деятельности государства она затрагивает, каким комплексным и, без преувеличения, всеохватным является ее влияние в современных условиях.

***

«Литературное наследие России и уникальный по своей выразительности и многогранности русский язык – это наше национальное достояние, которым мы по праву гордимся и которое обязаны сохранять», – отметил Президент РФ В.В. Путин.

И в этих словах общенационального лидера выражено четкое понимание российских жизненно важных интересов и приоритетов государственной политики в целом и в языковой сфере в частности.

Есть все основания считать, что данная политика, о необходимости проведения которой в последнее время неоднократно говорилось в президентских посланиях, важнейших программных выступлениях главы государства, и которая обретает сегодня концептуально-доктринальную базу, будет осуществляться последовательно, с учетом исторических отечественных социокультурных традиций, сложившихся современных внутрироссийских реалий и внешнеполитических вызовов.

Список литературы:

1. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию // Вестник Российской нации. 2012. № 6. С. 13–23.

2. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию // Вестник Российской нации. 2014. № 1. С. 8–21.

3. Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества // Вестник Российской нации. 2014. № 2. С. 8–17

4. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию // Вестник Российской нации. 2015. № 1. С. 8–16.

5. Путин В.В. Выступление на заседании Совета по межнациональным отношениям // Вестник Российской нации. 2012. № 4-5. С. 12–16.

6. Путин В.В. Выступление на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку // Вестник Российской нации. 2015. № 3. С. 12–15.

7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // Вестник Российской нации. 2012. № 6. С. 251–270.

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российской нации. 2016. № 1. С. 221–253.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.