Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Лесная обитель (фрагмент). 2017 г.
Автор: Трошин Сергей Николаевич
10:39 / 19.02.2020

"Человеческое в человеке испытывается на излом"
Потоп это не столько само "наводнение", сколько в первую очередь определенное внутреннее наше состояние, такое, при котором, как бы жестоко это ни  прозвучало, человечество обречено на "смывание" с лица земли. Мы вступили в эпоху, когда само сохранение человека как духовно-биофизической сущности встает под вопрос, а человеческое в человеке испытывается на излом

Русский Ковчег. Альтернативная стратегия мирового развития. Часть I

Коллективный труд под редакцией В.В. Аверьянова.

Коллектив авторов:
В. Аверьянов (автор-составитель), В. Багдасарян, С. Баранов, В. Даренский, А. Елисеев, А. Жуков, Л. Ивашов, Максим Калашников, А. Кобяков, А. Комогорцев, Н. Куркин, В. Можегов, М. Моисеев, А. Отырба, К. Черемных.
В работе использованы экспертные материалы и публикации: С. Батчикова, С. Глазьева, Д. Голубовского , М. Делягина, В. Кошкина, С. Кретова, Г. Малинецкого, А. Миняйло, П. Олексенко, В. Симчеры, Т. Фадеевой, М. Чернавского.

Оглавление

От авторов

Вводное слово. Ковчег Русской Мечты

Часть 1. Накануне нового Потопа

Часть 2. Актуальность библейского мифа. Люди Потопа

Часть 3. Новый Ковчег. Идеологическая основа

Часть 4. Взгляд с Ковчега:

4.1. Новая деколонизация

4.2. Многополярность. Евразийский Союз трех

4.3. Триада «Образование Воспитание Наука»

4.4. От умных технологий к мудрым

4.5. Корпоративизм. Солидарное общество. Инфономика

4.6. От Мегалополии к Новой Гардарике

4.7. Природосбережение. Город-сад

4.8. Здоровье народа и возрождение Русского мира

Заключение

От авторов

Идея России как Ноева Ковчега для современного человечества пробивает себе дорогу уже много лет. В самое последнее время ее ростки становятся более заметными. Известные политические персоны высказываются о перспективе Русского ковчега. А в 2019 году стали появляться крупные разработки.

Так наши коллеги из Института опережающих исследований им. Шифферса выпустили целую монографию «Россия — Ноев Ковчег человечества»[1]. Эта книга явилась «первой ласточкой» широкого обсуждения идеи, впервые высказанной более чем 10 лет назад нашим другом и коллегой, постоянным членом Изборского клуба Сергеем Писаревым.

Восемь лет назад он достаточно подробно изложил свои взгляды на строительство Ковчега как идеологический и социально-экономический путь России[2]. Был даже создан специальный сайт RNK-concept.ru, на котором собирались все материалы, полезные для развития этого замысла.

Идею России-Ковчега Писарев предлагал для такого авторитетного общественного форума как Всемирный Русский Народный Собор, но в тот момент она не нашла там поддержки.

И вот в 2019 году сообществом Изборского клуба было принято решение включиться в осмысление и разработку доктрины Русского Ковчега. Результат этого решения — работа, которую вы читаете. В предыстории нашего труда — создание в 2005 году Русской доктрины, коллективного произведения, получившего широкую известность и признание в обществе.

Тогда в нем приняли участие и ключевые разработчики Русского Ковчега. Сергей Писарев выступил одним из главных инициаторов Русской доктрины, а возглавляемый им Фонд «Русский предприниматель» (Екатеринбург) помогал авторам в ее создании и продвижении.

В определенном смысле нынешняя работа является следующим шагом, следующей ступенью по отношению к Русской доктрине. «Русский Ковчег» также создан по инициативе фонда «Русский предприниматель», при поддержке Александра Давыдова (компания «Наумен»).

Важным результатом предыдущего этапа стало формирование большой команды людей, которая не распалась, а продолжала действовать на ниве общественной мысли и творческой консолидации патриотического сообщества экспертов.

В итоге в 2009 году родилась такая организация как Институт динамического консерватизма, а затем в 2012 году на основе той же идеологии той же командой в союзе с другими патриотами России закладывались основы Изборского движения.

Наш Ковчег фактически открывает новое измерение той же идеологии, что мы развивали все эти 15 лет[3], на этот раз уже не только для внутрироссийского пользования, но и «на экспорт», как альтернативную стратегию мирового развития.

Поэтому работа «Русский Ковчег» содержит набор посылов, обладающих, как мы надеемся, качествами универсальности, внятности для других народов и культур. В то же время не стоит преувеличивать необходимость подстраиваться под вкусы и привычки зарубежной аудитории. Чтобы быть понятым и воспринятым — самое главное оставаться самим собой. В этом один из секретов Русского Ковчега.

Печальное обстоятельство состоит в том, что политические и экономические элиты России по своему мироощущению до сих пор, к сожалению, не соответствуют масштабу задач, которые стоят перед Русской цивилизацией. По крайней мере, если судить по плодам, по реальным действиям — они еще не осознали этого масштаба.

Для нас это означает: необходимость данной инициативы еще более актуальна. Нужна весомая, убедительная альтернатива кризису, в который скатывается весь мир.

В то же время Россия в начале XXI века сделала на международной арене целый ряд шагов в нужном направлении, так что многие люди доброй воли в разных частях света все чаще обращают свои взоры в нашу сторону с надеждой, что Россия скажет свое веское слово.

Мы убеждены: создание подобных трудов и осмысление таких вопросов, как необходимость строительства Ковчега спасения, является требованием времени.

Вводное слово. Ковчег Русской Мечты

Мы вновь видим приближение Потопа. Уже не того, библейского, обновившего древнюю землю, но потопа невидимого, ментального, потопа информации, образов, мысленного хаоса, растления, который изнутри самого человечества грозит затопить последний живой клочок его сердца, растворить его жизненные смыслы…

Вероятно, не все еще потеряно для нас. Сакральный символ Ковчега является наиболее адекватным для обозначения альтернативного цивилизационного проекта, разворота человечества или хотя бы его части на спасительный курс. Тем более что этот проект изначально имеет своей целью не только физическое выживание, но и спасение сакральных оснований жизни.

Таким Ковчегом может стать Россия. Конечно, не Россия в ее нынешнем состоянии. Но Россия в ее потенциалах, Россия извечная, та, которая выстрадала в своей истории бесценный опыт светлого оптимизма и здравого смысла, ждущий теперь извлечения из тайников народной премудрости.

Эти мысли, так же как и само название нашего проекта, не означают, что Ковчег может быть только русским и что только из России следует ждать спасительную весть. Другие культуры и цивилизации вполне могут участвовать в «конкурсе» на идеологию выживания человечества.

Россия как таковая сама по себе еще не Ковчег, но его возможность. Мы утверждаем: сегодня нужны как никогда люди Ковчега. И в своей работе мы постараемся объяснить, в чем принципиальная разница между доминирующей ныне Цивилизацией Потопа и вполне достижимой, мерцающей в будущем Цивилизацией Ковчега.

Библейское сказание о Потопе сообщает о появлении особой породы существ — исполинов. Это слово производно от еврейского «нефилим», корень которого обозначал буквально «заставить падать, соблазнять, развращать». Это были, согласно преданиям, люди с выдающимися физическими возможностями, но попирающие божественные установления, предававшиеся невиданному разврату.

Обладая особыми способностями, силой и невероятной гордыней, они стали угнетать всех остальных. Говоря современным языком, сложилась система неравенства не только социального, но и антропологического, и биологического.

К этой же черте выведения породы «исполинов» подошел и современный мир. Новые биотехнологии, исследования, связанные с геномом, уже позволяют ставить вопрос о целевом улучшении возможностей организма человека, радикальном увеличении продолжительности жизни.

Однако, в условиях капитализма — это удел не для всех. Итогом было бы разделение всего человечества, фактически — распад единства человеческого вида. Учитывая особую развращенность именно того сегмента общества, где имеются деньги под улучшение человеческой породы, по сути, может дословно повториться история с библейскими исполинами.

Западная цивилизация в последние 500 лет и без генетического вмешательства в природу человека вела себя таким образом, что все более и более напоминала собой цивилизацию времен Потопа: попирая другие народы и культуры, стремительно насаждая вседозволенность, поставив магию денег и информации выше человека…

Мировые экономические кризисы в XX веке уместно рассматривать как результат гордыни узкого сообщества, присвоившего себе право диктовать всем странам мира как экономическую политику, так и нормы общественной жизни.

Ненасытность, безумная алчность, расточительство, неспособность остановить свою страсть к экспансии связаны с самой сущностью глобального капитализма. Аксиома о необходимости постоянного экономического роста родилась из жажды процентного капитала получать стабильно возрастающий доход по кредитам и инвестициям.

Иными словами, мотивация безудержного потребления, ставшая бичом современного мира, навязана идеологией ростовщичества. Стратегия «роста ради самого роста» является основной причиной глобальных экономических кризисов и необратимых тенденций социальной и духовной деградации.

Западные закрытые институты и сообщества исходят из модели «фаустовского человека» и «Новой Атлантиды» Бэкона, — планов, которые в значительной мере уже воплощены в жизнь.

Однако внутренняя ущербность логики покорителей природы становится все более очевидной — и на самом Западе на нее реагирует часть элит, создавая всевозможные стратегии «зеленой реформации», «опрощения», остановки индустриального развития и т.д.

Но и сами эти стратегии, будучи реакцией на дурную логику развития, носят извращенный и неполноценный характер. Теория экологической катастрофы вводится в массовое сознание как суррогат Страшного Суда — расплаты за грехи человеческие не по отношению к другим людям, а по отношению к дикой природе.

Такая манипуляция эсхатологическими смыслами более предосудительна, чем игра в обычную «политику», поскольку она эксплуатирует чистые альтруистические мотивы человека — мотивы заботы о братьях меньших.

И здесь Запад верен себе, своему «исполинскому» насильственному характеру — теперь он принуждает все другие цивилизации, им же соблазненные ранее встать на путь безграничного роста, отказываться от роста.

Ни в технократизме, ни в экологическом апокалиптизме нет спасения от Потопа. Мы же, принадлежащие к другой самостоятельной цивилизации, не обязаны выбирать между заботливо подсунутыми нам двумя видами зла. Мы вырабатываем и выбираем иной, альтернативный путь развития, чуждый глобализму.

Проект Ковчега строится вокруг идеи преодоления мутагенной катастрофы и угрозы расчеловечивания, обеспечения духовной безопасности России. Но защищая свою цивилизацию, тем самым мы делаем мировое дело, утверждаем мировую альтернативу.

Доктрина Русского Ковчега базируется на следующих принципах:

– Россия представляет собой самостоятельную цивилизацию с собственным ценностным стержнем. Даже эпохи глубоких кризисов, Смутных времен не отменяют этого принципа. В проекте Русского ковчега наш духовный и цивилизационный суверенитет должен стать осязаемым, раскрыться для всех людей доброй воли.

Важно также отметить, что Русский Ковчег, уже проявивший себя как историческая реальность, является формой не только и не столько русского государства, сколько Русского мира, то есть широкого и открытого для других народов цивилизационного образования. Русская цивилизация, Русский мир шире рамок Российской Федерации и даже того, что называют «исторической Россией».

– Сам факт, что идея Ковчега провозглашается с позиций и от имени суверенной цивилизации выводит ее в разряд идей, которые должны быть востребованы на соответствующем уровне: то есть иными цивилизациями.

В лице идеологии Ноева Ковчега наша цивилизация обретает осмысленную программу взаимодействия с другими державами, народами и религиозными традициями в критической ситуации начала XXI века.

– Из этого следует еще один принцип: решительный разрыв с навязываемой в глобальном мире рамкой мнимой «общечеловеческой цивилизации», где по умолчанию как безальтернативные приняты нормы и догмы трансатлантического проекта с его криптоколониальной закваской.

Этот принцип позволяет освободиться от нигилистических трендов Цивилизации Потопа, которые связаны с разрушением человека и человечества, с разрушением традиционных культур и традиционных ценностей.

(Заметим в скобках, что отрицание тренда Цивилизации Потопа не означает антагонизма со всеми людьми западной цивилизации — там есть и люди Потопа, и люди Ковчега; точно так же как и у нас люди Потопа приобрели немалый вес; однако генератором этот типа людей является Запад.)

– Четвертый принцип, который проистекает из трех предыдущих, — это инициатива России в деле формулирования альтернативного набора ценностей, разделяемых всеми культурами, которые намерены сообща жить на земле дальше; а также в деле выработки соответствующей стратегии развития.

Мы должны ясно начертать свойства Человека Ковчега в противоположность свойствам Человека Потопа — чтобы люди и сообщества смогли сделать свой осознанный выбор.

– Наконец пятый принцип Ковчега: он не претендует на монополию, открыт многополюсному миру с принципиально разными доктринами развития. Ковчеги могут строиться и на других основаниях, главное, чтобы были те, кто их строит.

Гораздо страшнее — если на этот путь не вступит никто, а все человечество покорно согласится с ролью дружно шагающих к гибели «людей Потопа». В известном смысле предназначение Ковчега и состоит в том, чтобы дать возможность разным типам и векторам развития продолжить свой путь на земле, а не быть пожертвованными в пользу единого, безальтернативного пути.

Необратим и безальтернативен лишь путь к гибели. Тем самым мы отрицаем модель транснациональной глобализации на базе западного проекта как единственно верного и единственно возможного пути. Пока мы живем, мыслим и выбираем — альтернатива всегда есть.

Именно Россия имеет все возможности сыграть в наступающей эпохе центральную роль в формировании нового блока стран, гасящих геополитическую конфронтацию, которая способна привести к широкомасштабному военному конфликту.

При этом такой союз реально противостоял бы не какой-то отдельной стране, но самой глобализации — самому Потопу, смывающему на своём пути всё духовное и культурное многообразие планеты.

Подлинный выход из наступившего кризиса лежит не в локальном купировании катастроф, не в аварийной работе по заделыванию дыр и пробоин, а в альтернативном направлении мирового развития, системном преображении, которое за счет энергии мощного рывка в нужном направлении позволило бы исправить наиболее вопиющую кривизну и деформацию современного мира.

Именно такое нужное, целительное направление мы и призываем отыскать. И его обнаружению посвящена настоящая работа. Это означает, что мы начинаем путь к высокой цели, способной придать человечеству новую солидарность, вдохнуть в него новую жизнь.

Переплытие крайне опасного участка истории — а нашему с вами поколению выпала доля оказаться именно на таком участке — потребует мобилизации сил, в первую очередь внутренних, моральных. Ковчег — это не средство переждать наваждение, а проект большого развития.

Всматриваясь в библейское сказание о Потопе, а также в мифы других культур, повествующие о том же событии, невольно приходишь к мысли, что целью той Катастрофы было очищение мира. Ковчег — инструмент спасения, а не идея спасения. Идея же была в том, чтобы через очищение прийти к созданию обновленного человечества.

Была бы по-настоящему высокая, вдохновляющая цель, а решения найдутся. Поэтому мы говорим не только о спасении, мы говорим еще и о долге. Русская история научила нас, что всегда есть лучшее решение, чем покориться воле судьбы.

И если Потоп кажется неизбежным и даже справедливым в отношении погрязшего в мелочности и порочности человечества, в то же время нам не дано знать пределов высшего милосердия.

Мы верим, что не только переплывем опасный участок, но и обновимся в испытаниях и достигнем небывалых новых высот. Ради этого и стоит строить Ковчег. В этом и состоит наша мечта. Да будет нам по вере нашей!

Часть 1. Накануне нового Потопа

Потоп не ожидается, он уже происходит

Масштаб и значимость происходящих в мире сдвигов и вызовов заставляет прибегать к таким мощным метафорам как новый Вселенский Потоп и необходимость строительства нового Ковчега. Эти базовые метафоры нельзя понимать в том смысле — что нас ждет повтор событий, описанных в Библии.

Тем более что и рассказ о них в Книге Бытия завершается заветом, заключенным между Богом и Ноем, согласно которому: «сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека» (Бытие 8, 21). «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Бытие 9, 11).

Ничто не повторяется буквально, особенно пагубно искать выход из тупика теми же методами, которые в этот тупик привели. Да не уподобятся строители нового Ковчега пресловутым генералам, готовящимся ко вчерашней войне.

С другой стороны, стоит вспомнить изречение: «Хочешь знать будущее — ищи его в прошлом». Оно говорит нам о цикличности истории, и о том, что нам есть чему у нее поучиться.

Новый Потоп, о котором идет речь, — это не рассказ о предвидении природных или техногенных катаклизмов, а констатация того, что уже имеет место сейчас, но еще не вполне развернулось. В сущности своей библейский потоп не сводился к какой-то внешней, насылаемой катастрофе.

Его можно и нужно рассматривать в двух основных ипостасях: как кару, расплату, то есть прямое следствие духовной деградации человечества, его разложения и вырождения; и как саму эту деградацию.

В нашем понимании Потоп это не столько само «наводнение», сколько в первую очередь определенное внутреннее наше состояние, такое, при котором, как бы жестоко это ни прозвучало, человечество обречено на «смывание» с лица земли.

И этот «внутренний» потоп, в воды которого погружается глобальная цивилизация, не просто ожидается, он уже начинается и постепенно принимает все более угрожающие масштабы. Мы вступили в эпоху, когда само сохранение человека как духовно-биофизической сущности встает под вопрос, а человеческое в человеке испытывается на излом. Это положение и впрямь напоминает конец цикла.

Неудивительно, что мы видим резкий рост тревожных ожиданий, причем не каких-то частных, связанных с войнами или эпидемиями, но таких, которые можно назвать апокалиптическим алармизмом.

Если раньше подобный истерический настрой был уделом экзальтированных религиозных сект, то сейчас он слышен со страниц ведущих западных изданий и СМИ, а ощущение близкого «апокалипсиса» в превращенной форме звучит на современном языке и в современных категориях, в том числе на языке науки.

К числу навязчиво транслируемых вселенских угроз относятся глобальное изменение климата, повышение уровня океана, учащение землетрясений, замедление течения Гольфстрим, вызванное таянием льдов Гренландии, резкое сокращение количества многих видов насекомых, стремительно надвигающийся кризис техногенных катастроф и аварий, а также и конкретные ожидаемые катастрофы, как, например, извержение вулкана Йелоустон в США, и прочая, и прочая.

В свое время воспользовавшись неслучайной по всей видимости активностью экологистов и страхами, ими нагнетаемыми, правящая верхушка Запада практически свернула строительство атомных электростанций, а также многие тяжелые промышленные производства, выводя их в Третий мир, остановила свои космические программы, и одновременно перевела русло технологического развития человечества в сторону от реальности к виртуальности.

Другие цивилизации в той или иной степени поддались на глобальное «запугивание», отказавшись не только от ядерных и космических технологий, но и от жизненно необходимых проектов освоения территорий и недр.

У каждой из модных фобий есть свои противники и сторонники, свои пропагандисты и критики. Но в целом истерический фон современного информационного мейнстрима не уменьшается, а возрастает с каждым десятилетием. Воображение пораженных тревогой умов не успокаивается, тревоги множатся.

Более того, появились уже такие течения, которые призывают не искать средства спасения, не предотвращать катастрофу, а приближать ее — это сторонники нового «великого вымирания», тотального «перезапуска» истории планеты. Их можно назвать кликушами приближающегося Потопа.

С другой стороны, представители западных элит отметились многочисленными затеями, которые можно условно обозначить как псевдо-ковчеги: например, они строят подземные убежища с большими запасами кислорода и продовольствия, конструируют непотопляемые плавучие города, на севере создали спецхранилище с образцами семян важнейших агрокультур.

Иные пытаются вычислить безопасные места и регионы на случай катаклизмов. Все более откровенно пропагандируется сокращение народонаселения, как бы из расчета на то, чтобы таким образом умилостивить каких-то кровожадных богов и отсрочить катастрофу.

На словах же при этом речь идет об экономии ресурсов для будущих поколений; если в 1970-х транслировалась идея исчерпанности энергоресурсов, то с начала XX века паникеры-экологисты пропагандируют экономию обычной питьевой воды — хотя ее дефицит в целом вполне разрешим посредством опреснительных технологий.

(Продолжение следует)



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.