Останкино
Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева – одного из самых знатных и богатых людей своего времени. Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией.
Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка - к 1799 году.
В его создании принимали участие многие русские и иностранные архитекторы: Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги — авторы проектов, заказанных графом Шереметевым; К. Бланк, Е. Назаров — консультанты; крепостные мастера — А. Миронов, Г. Дикушин, П. Аргунов — непосредственные участники строительства, перерабатывавшие проекты и осуществлявшие идеи.
Первое упоминание об Останкине в исторических документах относится к временам Ивана Грозного. В 1558 году селом, именовавшимся «Осташково, Останково тож» владел боярин Алексей Сатин. После его казни в качестве земель, даруемых царем за службу, Останкино меняет нескольких владельцев, в числе которых был и некий «немчин Орн».
Поскольку такие пожалования не становились наследственными, владельцев они мало заботили. Только при Василии Щелкалове, дьяке Посольского приказа, владевшем усадьбой в 1584 – 1601 гг., начинаются серьезные работы по обустройству Останкина: появляется деревянная церковь и жилища «деловых людей», обслуживавших поместье, возведен боярский двор, вырыт пруд, посажены дубовая и кедровая рощи.
С 1620 г. Останкино числится за родом князей Черкасских – потомков Кабардинского владетеля Инала, выехавших в Москву и принявших крещение. Черкасские, связанные родственными отношениями с царем Михаилом Федоровичем, наряду с представителями знаменитых тогда древних русских княжеских и боярских родов, занимали видные должности при царском дворе.
Первые Черкасские - Иван Борисович и Яков Куденетович, его двоюродный брат и наследник, - руководили Аптекарским и Стрелецким приказами, приказами Большой казны, Казенного двора, Иноземным, проявили большие способности в ратном деле, оказав немало услуг московскому государству.
Перейдя в наследственное владение Черкасских, Останкино, выгодно соседствовавшее с царским путевым дворцом в селе Алексеевском, стало их богатой резиденцией: деревянная церковь заменяется каменной, строятся новые хоромы, разбивается сад, заводится богатая охота – соколиная, псовая, зверовая.
Последний владелец Останкино из рода Черкасских стал Алексей Михайлович - губернатор Сибири, глава «Канцелярии строений» при Петре I, великий канцлер, умелый царедворец, чутко реагировавший на новые явления в культурной жизни страны, а так же весьма рачительный хозяин.
Он завершил превращение Останкина в летнюю парадную резиденцию с большим домом, где устраивались новомодные обеды с музыкой, с регулярным парком и оранжереями. При нем усадьба была обустроена настолько хорошо, что здесь несколько раз подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.
В 1743 г. в качестве приданного за Варварой Алексеевной Черкасской Останкино переходит в род Шереметевых. Граф Петр Борисович Шереметев - сын знаменитого фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, обер-канцлер и сенатор при дворе Екатерины II. После ухода в отставку он поселился в Москве и занялся устройством своей любимой усадьбы Кусково. В Останкино же при Петре Борисовиче появляется Увеселительный дом, оранжерейно-тепличное хозяйство, развивается сад и огород.
Расцвет усадьбы и завершение формирования усадебного ансамбля связаны с именем сына П.Б. Шереметева – Николая Петровича, унаследовавшего богатства «Креза-старшего» в 1788 г. Один из образованнейших людей своего времени, страстный театрал, он осуществил в Останкино свою давнюю мечту о сооружении театрально-дворцового комплекса.
Строительство его продолжалось с 1792 г. по 1798 г. при участии известных архитекторов И. Старова, Ф. Кампорези, В. Бренны, а также крепостных архитекторов, художников и мастеров.
Открытие Останкинского театра состоялось 22 июля 1795 года лирической драмой «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» (текст П. Потемкина, музыка О. Козловского). Собственная его сиятельства труппа была одной из лучших в то время в Москве.
На останкинской сцене блистали крепостные актрисы: певица П.И. Ковалева-Жемчугова, впоследствии графиня Шереметева, и танцовщица Т.В. Шлыкова-Гранатова. Пышные празднества, устроенные весной 1797 г. в честь императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского, ознаменовали одну из самых ярких страниц в истории усадьбы.
После смерти графа Н.П. Шереметева Останкино унаследовал его сын – Дмитрий Николаевич Шереметев в 1809 году, а в 1871 году и вплоть до 1917 года Останкино принадлежало младшему сыну Д.Н. Шереметева Александру Дмитриевичу.
Музей-усадьба основан в 1918 году, включающем пруд (XVI в.), церковь Троицы (конец XVII — начало XVIII в., архитектор П. Потехин), дворец (1792—98 гг., архитектор И.Е. Старов, В.Ф. Бренна, Ф. Кампорези), Увеселительный сад (1792-94 гг.) и Прибавочный сад (1796—1803 гг., оба — А.Ф. Миронов).
Как музейная достопамятность усадьба стала осмысляться уже в первой трети XIX в., так как центральное сооружение усадьбы - дворец со «встроенным» в него театром был задуман графом Н.П. Шереметевым как своего рода «протомузей», объединяющий пластические искусства вокруг театрального зала.
Для посетителей Останкино открылось в 1919 году; до 1930-х гг. экспозиция имела ярко выраженный политизированный характер, часто искажала интерьеры (так, в Египетском павильоне был выставлен макет трактора).
В начале 1930-х гг. краеведческий профиль музея сменился на историко-художественный, в 1938 году он получил новое название — Останкинский дворец-музей творчества крепостных. В эти годы начались опыты по реставрации и восстановлению первоначального облика памятника, осмысление театральной специфики дворца. В 1941 году музей был замаскирован, создана ложная экспозиция, подлинники заменены копиями, но уже в декабре 1941 года возобновились экскурсии.
В 1950—70-е гг. наряду с комплексной реставрацией ансамбля шло изучение коллекций, вводились новые формы работы: концерты камерной музыки XVIII в., представления опер из репертуара шереметевской труппы. Экспозиция ориентировалась на показ специфики усадебных коллекций. С 1989 года музей закрыт на реставрацию, которая должна воссоздать облик усадьбы, характерный для периода её расцвета. С 1991 года музей носит современное название.
В основном фонде музея свыше 14 тыс. единиц хранения, в научно-вспомогательном свыше 3 тыс. единиц хранения.
По материалам Г.В. Вдовина