Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Мавзолей-усыпательница графов Орловых в усадьбе Отрада-Семёновское (Московская область)
Источник: Яндекс картинки
03:20 / 18.08.2017

Отрада
В 1896 г. тогдашний владелец Отрады граф А.В. Орлов-Давыдов добился от Николая II согласия на возвращение в усадьбу останков Орловых, увезенных ранее в Юрьев монастырь. Снова все пять «екатерининских орлов» собрались вместе под куполом родового мавзолея, казалось, уже навечно. Но в 1924 году гробы всех Орловых были вытащены из склепа и разграблены
Усадьба основана в 1774 г. директором Академии наук графом В.Г. Орловым (брат графа Г.Г. Орлова, фаворита Екатерины II) и принадлежала ему до 1831 г., затем его дочери Е.В. Новосильцевой, потом до 1882 г. — его внуку графу В.П. Орлову-Давыдову, до 1905 г. — его сыну генералу графу А.В. Орлову-Давыдову, последний владелец до 1917 г. — его сын граф В.А. Орлов-Давыдов.

Усадебный ансамбль отразил высокий статус владельца и его увлечение эстетикой английских поместий. Как он сам писал, «в расположении садов англичане стараются подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто много труднее бывает, чем в регулярных садах, в сих садах все разбросано — инде лесок, инде кустарник, инде лужок».

Для устройства парка был приглашен садовник Питерман, а затем английский садовник из императорской усадьбы Царицыно. Главный дом по размерам походил на настоящий дворец. Окружавшие его многочисленные постройки и парк с разнообразными затеями придавали Отраде вид изысканной и роскошной аристократической резиденции.

Владимир Григорьевич Орлов о строительстве усадьбы Отрада: «Положение деревни сей хорошее и для жизни выгодное, крестьяне хлебопашцы и кажутся хороши. Начал я селиться в своем поместье, выбрал для усадьбы берег красивой Лопасни, окруженный старым красным бором и других пород лесами. Призвал я лучшего в то время архитектора, и указал он мне место на высокой горе построить тут трехэтажный барский замок и церковь.

План мне полюбился, однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой горе, на открытом от лесов месте построил, а для постройки дома спустился пониже, к берегу реки, между лесами: там, я думал, будет осенью и в первозимье теплее и от буйных ветров защита, хотя замок, выстроенный на возвышенности, был бы виднее и великолепнее. Начавши строить, я опять не послушался архитектора — вместо, трех выстроил только два этажа».

К главным особенностям усадьбы можно отнести расположение дома не на возвышенном месте, как было обычно принято, а внизу, у берега реки. Наверху поставлена церковь, замыкающая своим силуэтом вид от дома на обширный луг, оживленный отдельными группами деревьев. Это один из самых английских образов пространства в русских усадьбах. Известно, что при Орлове в Отраду специально завезли оленей, чтобы они гуляли по парку, как в усадьбах английских лордов.

Цельность облику усадьбы придавали характерная для большинства построек фактура краснокирпичных неоштукатуренных стен с белокаменным декором, а также повторяемость форм и деталей в стиле сдержанного классицизма. В центре парадной зоны расположен дом-дворец, симметрично обстроенный служебными, гостевыми и оранжерейными флигелями.

Севернее, на возвышении, были построены Князь-Владимирская церковь (по посвящению нижнего храма называемая также Никольской, 1778–1780) и Успенская церковь-усыпальница (1832–1835). К северо-западу от усадьбы размещался большой хозяйственный двор (от него остались «готическая» кузница и амбар), еще дальше школа и больница, выстроенные владельцами для жителей села.

Один из самых ранних под Москвой пейзажных парков, отразивший начавшуюся англоманию русской аристократии, был разбит к югу от дома, за рекой Лопасней. В документах он назывался Андреевкой. Меньшая, левобережная, часть парка носила название Володимирки, по расположенному рядом храму.

Авторство главного дома (1775–1779) до сих пор остаётся загадкой, одни специалисты приписывают его К.И. Бланку, другие — В.И. Баженову, хотя в документах ни тот, ни другой не упоминаются. Надзирали за строительством крепостные архитекторы, сначала Бабакин, а после него Цуканов. Известно, что сам Орлов постоянно вносил в проект творческие корректировки.

В необычный план здания вписаны помещения разной конфигурации — овальные, треугольные и с закругленными сторонами. В облике дома чувствуется влияние модного тогда французского неоклассицизма, но очень оригинально интерпретированное, с сохраняющейся тяжеловесностью архаичных «каменных палат» и барочными формами наличников. Необычно отсутствие у здания акцентированного центра и особо оформленного главного входа.

На рубеже 1840–1850-х гг. по проекту М.Д. Быковского к углам дома были пристроены входные крыльца и открытые террасы-ротонды. В те же годы по проектам Быковского и Гаральда Боссе были построены заново или капитально перестроены служебные корпуса и оранжереи по сторонам дома.

Фасады оранжерей украшены терракотовыми барельефами по рисункам корифея немецкого романтизма К.Ф. Шинкеля. Боссе спроектировал красивейшую ограду парадного двора в стиле необарокко, украшенную фигурами львов и орлов. В настоящее время все скульптуры сняты, а сама решетка сильно повреждена.

Интерьеры дома имели роскошную отделку. Здесь были наборные паркеты, кафельные печи и камины, стенные и потолочные росписи. Плафон в гостиной расписывал сам К. П. Брюллов. Орловыми в усадьбе было собрано много художественно и исторически ценных предметов. Особую гордость составляли портреты, запечатлевшие членов семьи, императоров и других известных персон.

В залах висели оригиналы Рокотова, Левицкого, Брюллова, Кристины Робертсон, на высоких постаментах стояли мраморные бюсты всех братьев работы Ф.И. Шубина (сейчас в экспозиции Третьяковской галереи). Был здесь и знаменитый «Христос со сложенными руками» Рембрандта — самая ценная картина орловского собрания. В доме и парке находились скульптуры знаменитого ваятеля Пьетро Тенерани, ученика Кановы и Торвальдсена, возглавлявшего позднее римскую Академию Святого Луки.

В.П. Орлов-Давыдов заказал ему портреты членов своей семьи, четыре аллегорических панно и мраморную статую основателя усадьбы В.Г. Орлова, установленную в качестве памятника. В доме хранилась уникальная реликвия — «Орловская табакерка», с миниатюрными портретами всех пяти братьев Орловых. Были здесь и некоторые личные вещи М.В. Ломоносова, в т.ч. часть его библиотеки и архива. Их купил у вдовы ученого покровительствовавший ему Г.Г. Орлов.

В память императрицы Екатерины II, возвысившей Орловых, в конце XIX в. в парке поставили ее бронзовый бюст, на цоколе которого было начертано: «Екатерине Великой — благодетельнице рода Орловых».

Таким образом, к началу ХХ в. Отрада-Семеновское представляла собой выдающееся собрание художественных ценностей, в т.ч. и европейского уровня. Здесь все хранило память о екатерининском времени, ставшем «золотым веком» и для Орловых, и для всего русского дворянства. К сожалению, до наших дней от всего этого великолепия уцелело очень немногое.

Мавзолей графов Орловых в Отраде (1832–1835) принадлежит к выдающимся шедеврам архитектуры русского ампира. Это последнее произведение Доменико Жилярди, спроектированное им в начале 1832 г., перед самым отъездом из России на родину.

Еще в первое десятилетие XIX в. граф В.Г. Орлов возвел в уединенном месте парка, среди сосновой рощи деревянную часовню-усыпальницу в виде ротонды, куда перезахоронил своего рано умершего сына Александра и трех братьев, Ивана, Григория и Федора.

Вскоре к ним добавился гроб четвертого брата, графа А. Г. Орлова-Чесменского, скончавшегося в 1807 г. и первоначально похороненного в другом месте. После погребения в 1817 г. в ротонде супруги хозяина, графини Елизаветы Ивановны, было велено освободить от деревьев вид на усыпальницу со стороны дома.

Еще при жизни старого графа началась удивительная история посмертного странствия братьев Орловых, завершившаяся страшным финалом уже после революции. Попавшая под влияние архимандрита Фотия племянница В. Г. Орлова А. А. Орлова-Чесменская вознамерилась перевезти гроб отца и его братьев в новгородский Юрьев монастырь, где Фотий был настоятелем и где она сама почти безвыездно поселилась, купив усадьбу под стенами обители.

Фотий внушил графине мысль, что она должна снять с рода Орловых проклятие — отмолить грех цареубийства, в котором был повинен ее отец, замешанный в гибели свергнутого Петра III в. 1762 г. Графиня направила с Синод и императору прошение, в котором сообщала, что захоронения в орловской усыпальнице не соответствуют православному канону, поскольку гробы стоят выше уровня земли.

Пока был жив Владимир Григорьевич, он не разрешал разорять созданную им родовую усыпальницу, но после его смерти среди наследников произошел раскол. Орлова-Чесменская в итоге добилась санкции на перенос останков только троих братьев — Алексея, Григория и Федора.

Это событие произошло в январе 1832 г., после чего по заказу дочери В.Г. Орлова Е.В. Новосильцевой в Отраде началось возведение новой каменной усыпальницы, куда после завершения строительства в 1835 г. были перенесены останки остальных покоившихся в усадьбе членов семьи. Руководил работами двоюродный брат Д. Жилярди Алессандро, несколько упростивший проект отказом от предполагавшегося скульптурного убранства.

Оба Жилярди в небольшой постройке создали сильный художественный образ, отталкиваясь от темы римских мавзолеев и знаменитого Пантеона. В нижнем ярусе ротондального сооружения расположен склеп, в верхнем был устроен Успенский храм, в котором не велись службы, а проходили только панихиды по умершим. Строгий и одновременно величественный облик здания убедительно выражал тему вечной скорби.

Печально-романтический характер этого уголка парка подчеркивали хвойные деревья, обрамлявшие купольный храм. Интерьеры здания имели стильную отделку лепниной и имитирующей рельеф росписью. В склепе стены обходной галереи были украшены мозаиками и керамикой. К сожалению, подлинное внутренне убранство мавзолея почти целиком погибло в советское время.

То, что можно видеть сейчас в верхнем ярусе, результат довольно топорного реставрационного воссоздания. В склепе сохранились каменные постаменты для саркофагов и несколько мемориальных мраморных плит с гербами и надписями. Самих захоронений там уже давно нет.

Продолжение истории с прахом Орловых относится к 1896 г., когда тогдашний владелец Отрады граф А.В. Орлов-Давыдов добился от Николая II согласия на возвращение в усадьбу останков Орловых, увезенных ранее в Юрьев монастырь. Снова все пять «екатерининских орлов» собрались вместе под куполом родового мавзолея, казалось, уже навечно.

Но в 1924 г. в Отраду из Москвы приехала некая спецкоманда во главе с комиссаром. С помощью местных жителей гробы всех Орловых были вытащены из склепа и свалены в кучу перед входом в мавзолей. После вскрытия и разграбления кости были брошены в устроенный здесь же огромный костер.

Сегодня внутри опустевшего храма-усыпальницы в Отраде развернута небезынтересная, хотя и очень скромная экспозиция по истории усадьбы и рода Орловых.

Сохранились руинированные двухэтажный главный дом 1775–1779 гг. в стиле барокко, построенный по проекту неустановленного архитектора крепостным архитектором Бабакиным и А.В. Цукановым (внутренние росписи плафонов в первой половине XIX в. были выполнены знаменитым художником К.П. Брюлловым, интерьеры отделывались в начале XX в. по рисункам архитектора В.П. Загорского),

два двухэтажных флигеля XVIII в. с обработкой фасадов середины XIX в. и оранжереи 1848 г. в формах эклектики, сооружённые по проекту арх. М.Д. Быковского; два павильона конца XVIII в. в стиле классицизм; службы XVIII–XIX вв.; два жилых корпуса для прислуги второй половины XIX в.; металлические ограды парадного и служебного дворов, выполненные в середине XIX в. по эскизам архитектора Г.Э. Боссе;

Никольская (Владимирская) церковь 1778–1780 гг. в стиле барокко, возведённая предположительно архитектором К.И. Бланком, с приделами пристроенными в 1835 г. архитектором А.О. Жилярди; мавзолей-усыпальница 1832–1835 гг. в стиле ампир, выстроенный по проекту арх. Д.И. Жилярди; на берегу р. Лопасни пейзажный липовый парк XVIII в. с прудом; за территорией усадьбы кузница XVIII в. в готических формах.

Две теплицы XVIII и XIX вв. утрачены в 1970-х гг., парковые сооружения — ещё ранее. В 1860-х гг. в усадьбе работал архитектор Р.А. Гедике. Здесь бывали Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов.

В 1922-1925 гг. существовал музей; до его открытия и после ликвидации огромные ценнейшие коллекции картин, серебра, бронзы, фарфора и хрусталя были вывезены в Музейный фонд, Третьяковскую галерею и Исторический музей, библиотека из 7 тыс. томов и архив — в Румянцевский музей. В мавзолее сейчас оформлена историческая экспозиция. В селе находится больничный комплекс, сооружённый в 1853 г. владельцами усадьбы и содержавшийся на их средства.

По материалам А.В. Чекмарёва


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.