Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник«Абрамцево» (Московская область)
Источник: Яндекс картинки
06:59 / 18.08.2017

Абрамцево
Преследуя задачу не только сохранить уникальные образцы, но и продолжить традиции народного искусства, начавшие затухать с развитием промышленного производства, члены Абрамцевского художественного кружка организовали в Абрамцево столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские. Особенно интересными оказались работы М.А. Врубеля
Усадьба Абрамцево - историко-художественный и литературный музей-заповедник в Сергиево-Посадском районе Московской области. Основан в 1920 на базе усадьбы Абрамцево, связанной с жизнью и творчеством известных деятелей русской культуры. В 1921—26 годах — Музей им. С.Т. Аксакова, с 1926 — музей-усадьба Абрамцево.

В 1932 году был ликвидирован, в усадьбе устроен дом отдыха, во время Великой Отечественной войны основные постройки были заняты под госпиталь, а коллекция эвакуирована в г. Загорск. В 1947 году по инициативе академика С.И. Вавилова Абрамцево было передано АН СССР и вновь приобрело статус музея. С 1977 года музей носит современное название.

С 1843 года усадьба принадлежала писателю Аксакову, создавшему здесь многие свои произведения. У него в усадьбе бывали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, С П. Шевырёв, М.П. Погодин, М.С. Щепкин, Э.А. Дмитриев-Мамонов и др. В 1870 году промышленник и меценат С.И. Мамонтов купил усадьбу и создал в ней своеобразное творческое объединение, известное как Абрамцевский художественный кружок.

При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И.Е. Репин, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, П.П. Трубецкой, И.С. Остроухов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, И.И. Левитан, А.Т. Матвеев (Мамонтовский художественный кружок), музыканты, актёры, певец Ф.И. Шаляпин, деятели русского театра К.С. Станиславский. Были организованы столярная и керамическая мастерские.

Начало кружку было положено в 1872 году в Риме, где Мамонтов и его жена Е.Г. Мамонтова познакомились с выпускниками Петербургской Академии художеств М.М. Антокольским и В.Д. Поленовым и с профессором истории искусств А.В. Праховым. По возвращении в Россию знакомство было продолжено, сложился кружок, идейным и духовным лидером которого на начальном этапе стал брат А.В. Прахова.

М.В. Прахов филолог, историк и переводчик, знаток античной и древне-русской культуры. Под влиянием его взглядов, развивавшихся в русле национально-романтического течения европейской эсгетической мысли, члены кружка обратились к поискам национального эсгетического идеала, к изучению русского народного творчества.

Для ознакомления с подлинными памятниками древне-русской архитектуры предпринимались специальные путешествия по России. В 1886-87 годах Е.Д. Поленова организовала регулярные занятия по изучению памятников Москвы. С 1881 года члены Абрамцевского художественного кружка начали собирать коллекцию народного прикладного искусства, которую впоследствии широко использовали в творческой практике (работе над картинами, постановке домашних спектаклей и т.д.).

Преследуя задачу не только сохранить уникальные образцы, но и продолжить традиции народного искусства, начавшие затухать с развитием промышленного производства, члены Абрамцевского художественного кружка организовали в Абрамцево столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские.

Первая создана Мамонтовой в 1876 году при абрамцевской школе, с 1885 года, когда руководство взяла на себя Е.Д. Поленова, деятельность мастерской приобрела художественное и историко-культурное значение. Основываясь на народных образцах абрамцевские художники создавали эскизы, по которым в мастерской изготовлялись предметы мебели и домашней утвари, украшенные стилизованной резьбой и росписью.

Продукция мастерской экспонировалась в московском Кустарном музее, на всероссийских и международных выставках, продавалась в специализированном открытом магазине в Москве. После смерти Е.Д. Поленовой в 1898 году мастерской руководила художница Н.Я. Давыдова. В начале 1900-х гг по примеру абрамцевского стали возникать очаги столярно-резчицкого промысла в других регионах России.

Деятельность столярно-резчицкой мастерской в значитительной мере обусловила специфику абрамцевской коллекции народного искусства: большую часть её составляли резные и расписные предметы из дерева. Сосредоточив их в мезонине усадебного дома, Мамонтовы устроили один из первых в России музеев народного творчества (1885), доступный как художникам, так и работавшим в мастерской учащимся местной школы.

К 1920 году в коллекции насчитывалось около 800 единиц хранения, значительная часть её экспонируется ныне в музее-заповеднике Абрамцево. Недолго существовавшая в усадьбе вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, фартуки из пестряди и набойки, вышитые полотенца. В 1900-е гг руководившие ею Н.Я. Давыдова и М.Ф. Якунчикова перенесли своё дело в Тамбовскую губернию, а затем основали артель вышивальщиц в г. Таруса (Калужская область), на базе которой возникло современное промышленно-художественное производство.

Увлечение керамикой началось с так называемых "керамических четвергов" — занятий по росписи тарелок и изразцов, которые устраивала на собраниях кружка в 1888 году Е.Д. Поленова.

В 1890 году в усадьбу был приглашён технолог-керамист П.К. Ваулин, под руководством которого была создана гончарная мастерская. Особенно интересными оказались работы М.А. Врубеля: выполненные им изразцы, майоликовые вазы и скульптуры открыли новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства. В 1896 году мастерская была переведена в Москву, где функционировала до 1920-х гг.

По эскизам М.А. Врубеля и А.Я. Головина в ней были изготовлены панно для фасадов гостиницы «Метрополь», по рисунку В.М. Васнецова — фриз для фасада Третьяковской галереи. После финансового краха, постигшего Мамонтова в 1900 году, Абрамцевский художественный кружок фактически распался, хотя его члены продолжали поддерживать дружеские контакты.

В 1918 году главный усадебный дом был взят под государственную охрану, ответственным за сохранность художественных реликвий была назначена дочь Мамонтова — А.С. Мамонтова, в работе по созданию музея ей помогали учёные и художники Ю.А. Олсуфьев, П.А. Флоренский, П.П. Кончаловский, Н.Г. Машковцев, В.Я. Адарюков и др.

Основные музейные объекты: 1-этажный деревянный главный дом с мезонином (18 век, перестроен в конце 19 века), постройки в «русском» стиле — студия-мастерская (1873 год, архитектор В.А. Гартман), баня-теремок (1877 год, архитектор И.П. Ропет), кухня церкви Спаса Нерукотворного (1881—82 годов, В.М. Васнецов, В.Я. Поленов, внутренне убранство — И.Е. Репин, Н.В. Неврев, М.М. Антокольский и др.), некрополь Мамонтовых с часовней (1891 год, В.М. Васнецов),

а также усадебный парк с беседкой «избушка на курьих ножках» (В.М. Васнецов), каменными бабами, привезёнными Мамонтовым из донецких степей, майоликовой скамьёй (М.А. Врубель), дача Поленова. В 1988 году в ведение Абрамцево были переданы отдельные постройки Покровского монастыря в г. Хотьково и здание церкви в бывшем имении Трубецких Ахтырке. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Ныне в фондах музея более 23,3 тыс. единиц хранения, в том числе более 19,8 тыс. единиц хранения основного фонда. Экспозиция главного дома отражает «аксаковский» и «мамонтовский» периоды существования усадьбы. Восстановлены кабинет и гостиная Аксакова, кабинет жены Мамонтова и столовая, где В.А. Серов писал «Девочку с персиками» (1877), представлено множество живописных, графических и скульптурных работ членов Абрамцевского кружка.

В студии-мастерской — майолика Врубеля, в бане-теремке и кухне — произведения прикладного искусств из коллекции Мамонтовых и изделия Абрамцевской столярно-резчицкой мастерской, в даче Поленова устраиваются временные выставки. В отделе современного искусства представлены работы П.П. Кончаловского, П.А. Радимова, Д.А. Шмаринова, Т.А. Мавриной, Н.В Кузьмина и др.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.