Архангельское
Усадьба Архангельское упоминается в 1537 году в «разъезжей грамоте» звенигородских писцов как сельцо Уполозы, вотчина мелкого дворянина А.И. Уполоцкого. В 1660-х гг. возводится каменная церьковь Михаила Архангела, давшая название селу и живописно возвышающаяся на берегу р. Москва.
Архангельским поочередно владели бояре Киреевские и Шереметевы, князья Одоевские и Черкасские, в 1703—1810 — князья Голицыны. Строительство ныне существующего дворцово-паркового ансамбля было начато Н.А. Голицыным в 1780-х гг.
Дворец в стиле классицизма (по проекту архитектора Ш. Герна, 1780) представляет собой прямоугольное 2-этажное здание с бельведером, портиками главного и боковых фасадов; колоннады из 14 пар колонн тосканского ордера организуют пространство парадного двора и переходы от северного фасада дома к флигелям. В регулярном парке сооружаются каменные террасы с балюстрадами (по проекту итальянского архитектора Д. Тромбаро).
В 1810 году после внезапной кончины Голицына усадьбу покупает князь Н.Б. Юсупов, образованный вельможа, любитель искусства, разместивший в Архангельском свои многочисленные коллекции живописи, скульптуры, редких книг.
В продолжении работ по строительству ансамбля участвуют лучшие архитекторы 1-й половины 19 в. — О.И. Бове, Е.Д. Тюрин, С.П. Мельников, крепостные мастера - В. Стрижаков с помощниками И. Боруновым, Ф. Бредихиным, Л. Рабутовским, крепостные живописцы М. Полтев, Е. Шебанин, Ф. Сотников, И. Колесников.
В 1820 году дворец после пожара был восстановлен Тюриным, роспись стен и потолков завершена к концу 1820-х гг. живописцем Н. де Куртейлом; в итоге здание приобрело черты стиля ампир и сохранило их до настоящего времени.
Садово-парковый ансамбль приобрёл законченность в конце XVIII — начале XIX веков. Регулярную часть парка составляют 2 террасы (приобрели современный вид после капитального ремонта, проведённого в 1829 году архитектором В.Г. Дрегаловым) и большой партер с прилегающими к нему боскетами, в которых размешено более 200 мраморных статуй и бюстов (преимущественно работы итальянских мастеров XVIII-XIX веков, среди них — копии античных скульптур).
Садово-парковые сооружения: малый дворец "Каприз"(1819), «Библиотека» — кубический павильон, перекрытый куполом, сохранилась его центральная часть — «Чайный домик». В 1817—18 годах строится здание театра по проекту итальянского театрального художника и архитектора П.Г. Гонзаго и Бове; в 1820-х гг. Гонзаго выполнил для него несколько перемен декораций. В западной части парка — храм-памятник Екатерине II (1819, Е.Д. Тюрин по модели М.И. Козловского).
Регулярный парк завершает созданный в 1900-е гг. так называемая Пушкинская аллея (А.С. Пушкин посетил Архангельское в 1827 и 1830 годах), в глубине которой установлен мраморный бюст поэта (1903), поблизости — бронзовая статуя «Скорбь» (немецкий скульптор К. Барт, 1908). Неподалёку — павильон «Розовый фонтан» (4 колонны розового мрамора, увенчанные куполом, внутри — скульптурная группа «Амур с лебедем», неизвестныйц мастер 1-й половины XVIII века).
Регулярный парк со всех сторон был окружён пейзажным английским парком с Князьборисовской, Малиновой, Прусской, Горятинской, Аполлоновой рощами. В Горятинской роще имелась система пейзажных прудов.
Вдоль основной дороги села Архангельское сохранились различные постройки XIX века: домик для приезжающих, конторские ворота, кладовая над оврагом (архитектор Бове), въездные Святые ворота церкви Михаила Архангела в виде триумфальной арки (архитектор Е.Д. Тюрин, 1825-26). Самой поздней постройкой усадьбы стал никогда не использовавшийся по назначению храм-усыпальница семьи Юсуповых — купольное здание с 8-колонным портиком (архитектор Р.И. Клейн, 1909-16).
После смерти Юсупова в 1831 году его наследники продолжали владеть усадьбой до 1917 года; в 1900-х гг. здесь побывали худжники К.Е. Маковский, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, пианист К.Н. Игумнов и др.
Вслед за открытием музея в 1919 году начались работы по воссозданию интерьеров дворца 1820-х гг., утративших в 1900-е гг. свой классический характер. Музей хранит богатейшие коллекции произведений древне-египетского, античного, западно-европейского и русского искусства. Русская школа представлена работами крепостных мастеров (Ф. Алексеева, Ф. Щукина, И. Колесникова, Г.И. Новикова, П.А. Шестакова).
Среди памятников западно-европейского искусства — произведения француских мастеров XVIII века (Ф. Буше, Ю. Робера, К.Ж. Верне, Ш.А. ван Лоо, Ж. Тасселя), итальянских живописцев XVIII века (Гонзаго, Дж.Б. Тьеполо, П. Батони, Я. Амигони, П. Ротари), голландских, фламанских (в том числе А. Ван Дейка), английских, немецких, австрийских, испанских школ живописи.
Среди произведений пластики — скульптура из мрамора, оникса, алебастра, гипса и бронзы (выделяются подлинные памятники античного искусства, произведения И.П. Витали и Э.М. Фальконе, представлены важнейшие жанры пластики — портретный, исторический, бытовой, анималистический).
В дворцовых интерьерах сохранилась большая часть его первоначального убранства, состоящего из предметов декоративно-прикладного искусства.
Значительное собрание русского, западно-европейского, китайского и японского фарфора, фаянса и майолики XVIII-XIX веков (чайные и кофейные сервизы, мелкие фарфоровые скульптуры, декоративные тарелки, вазы Мейсенского и Венского заводов, Севрской мануфактуры, заводов Уэджвуда и Дерби, русских заводов И.А. Гребеншикова, Ф.Я. Гарднера, А.Г. Попова; особой ценностью обладают изделия завода усадьбы Архангельское, каждое из которых выполнялось как оригинальное произведение искусства).
В богатой и разнообразной коллекции мебели — кресла, стулья, диваны, столы, шкафы, секретеры, комоды, в основном работы русских крепостных мастеров XVIII—XIX веков.
В собрании уникальной усадебной 6иблиотеки — более 18 тыс. томов, в том числе 60 русских и западно-европейских книг XVII - начала XIX веков. Широко представлены все отрасли науки и техники, классическая литеpaтура и искусство: первые издания Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескьё, знаменитая энциклопедия Д. Дидро и Ж.Л. Д´Азамбера, редкие географические атласы, альбом гравюр Дж.Б. Пиранези, каталоги галлерей и музеев Европы XVIII века с превосходними гравюрами;
в разделе экономики и торговли — классическое «Исследование о природе и причинах богатства наций» А. Смита на французском языке, «Коммерческие словари» на русском и французском языках; особую ценность представляет запрещённая книга декабриста Н.И. Тургенева "Опыт теории налогов" (СПб., 1818).
Труды Вольного экономического общества, художественная литература на языке оригинала, с античности до начала XX века (книги Гомера, Вольтера, Дж.Г. Байрона, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, крупнейших западно-европейских драматургов Ж.Б. Мольера, Ж. Расина, П. Корнеля, П.О. Бомарше, К. Гольдони), большое собрание сочинений по истории античного, западно-европейского театра и искусства балета.
В фондах музея более 30 тыс. единиц хранения.
С.И. Фильцева