Михаил Черниговский (1179-1246), благоверный князь, мученик и исповедник
Михаил Черниговский князь и боярин его Феодор, святые мученики и исповедники. «В лето 1238 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших», — так начинает повествование о страданиях святого благоверного князя Черниговского Михаила и боярина его Феодора очевидец поп Андрей. «Тогда некоторые затворились в городах, а князь Михаил бежал в Угры. Другие же бежали в дальния земли, а другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях в города, перечислили их и стали брать с них дань…»
Князь Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены, и Лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским князьям, явился ему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за него кровь свою. Боярин же его Феодор обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.
Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому Богу. Они же сказали: «Молитвою твоею, отче, как Бог даст, так и будет; а мы хотели бы пролить кровь за Христа и веру христианскую». Духовник сказал: «Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками, на утверждение другим, если так совершите». Он причастил и благословил их.
В Орде князь Михаил сразу же отказался пройти через огонь, который нечестивые почитали, как бога. Жрецы пошли доложить об этом хану, а Михаил и Феодор стали воспевать стихиры святым мученикам. И множество христиан слышали ответ Михаила.
Тогда к нему подошли русские князья, жившие в Орде ради заступничества за землю Русскую перед нечестивыми. Между ними был и внук его 14-летний князь Борис Василькович Ростовский, старший сын дочери его Марии и князя Василька Константиновича, умученного татарами после битвы на Сити в Шеринском лесу (1239). Князь Борис был всю жизнь свою печальником за землю Русскую, т.е. ее заступником. Народ чтил его. Он восемь раз ездил в Орду, был и у великого хана. Скончался он в 1277.
Все они со слезами умоляли кн. Михаила пощадить себя, обещая грех его взять на себя. Тогда боярин Феодор стал напоминать ему наставление духовного отца их, а также и слова Евангельские: «Иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк. 8, 35) и «иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10, 32). Святой князь отвечал князьям: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать, как язычник», и, бросив меч свой, сказал: «Возьмите славу мира сего, она не нужна мне».
Тут подошел посланный от хана царедворец его Ельдега и именем хана стал требовать, чтобы Михаил подчинился, прошел через огонь и поклонился богам. Михаил ответил, что царю, которому покорила землю Русскую десница Вышнего, поклониться он готов, но твари христианину, чтущему Одного Христа, поклоняться не подобает.
Ельдега пошел передать ответ его хану, а князь Михаил и Феодор, зная, что настал их последний час, стали молиться. Прошло немного времени, и все увидели, что приближаются убийцы. Князья опять начали умолять Михаила, но святые мученики ответили вместе: «Не поклонимся и вас не послушаем», и стали петь стихиры: «Мученицы Твоя, Господи, не отвергошася Тебе…», «Страдавше Тебе ради, Христе…», «Мученицы Твои, Господи, много мук претерпеша, и любовию Твоею души соединиша святии!»
«Тогда приехали убийцы, — продолжает свой рассказ очевидец, — и сначала схватили Михаила и били его по сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее, но уста мученика продолжали повторять: «Я — христианин!»
Потом предложили Феодору за отречение княжество господина его и, когда он отказался, так же мучили его и отсекли ему голову. Было это 20 сентября 1246года. Святые тела их бросили псам, но псы не тронули их, а ночью стал появляться над ними огненный столп. Христиане взяли их и перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, где они почивают под спудом в Архангельском соборе Кремля. Память святых мучеников Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору празднуется 20 сентября/3 октября