Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Конная группа Аничкова моста в Санкт-Петербурге. 1849-50 гг
Автор: Клодт П. К.
14:09 / 26.03.2017

Конная группа Аничкова моста (Санкт-Петербург)
В 1844г. восточные гипсовые скульптуры были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство и в 1846г. они оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках
Конная группа Аничкова моста через р. Фонтанку на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Первый деревянный мост построен здесь в 1715г. под руководством М.О. Аничкова (отсюда название), в 1721г. мост сделан подъемным (мастер X. ван Болес), в 1749г. перестроен (архитектор С.А. Волков) и декорирован под гранит.

Около 1783-85 гг мост перестроен в камне по типовому проекту, в 1841 реконструирован. В 1849-50 гг на устоях моста установлены 4 скульптурные группы П.К. Клодта "Укрощение коня".

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841г. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу.

Только отлитых им на замену и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844г. восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846г. оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851г. мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941г. году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены копии скульптур, выполненные внуком П.К. Клодта скульптором К.А. Клодтом при участии С.М. Волнухина.

Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют.

Распространённая легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил своё название) и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.