Ангел на Александровской колонне (Санкт-Петербург)
Колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита, стоящий на украшенном барельефами квадратном в плане пьедестале.
Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. Её верхняя часть — прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. Левой рукой ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.
По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.
Фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.
Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны. Согласно распространённой легенде, чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Есть также сведения, что фигура ангела — скульптурный портрет петербургской русско-немецко-итальянской поэтессы Елисаветы Кульман.
Последняя реставрация 2002—2003 годов позволяет надеяться на высокий уровень сохранности скульптуры в будущем.