Башня Главного Адмиралтейства, скульптурная группа (Санкт-Петербург)
Гениальный русский архитектор Захаров построил символ Санкт-Петербурга — прекрасное здание Адмиралтейства. Оно прекрасно вписалось в панораму Невы и двух главных городских площадей — Дворцовой и Сенатской.
В облике здания огромное значение имеет скульптурное убранство, включающее в себя десятки монументальных статуй и скульптурных групп, различные барельефы, подчёркивающие архитектурные ритмы. На парадном (южном) фасаде массив стены адмиралтейской башни декорирован под триумфальную арку.
Горельефные фигуры крылатых Слав скрещивают полотнища знамён над её входом. Их свободные позы, покрытые развевающимися драпировками, вносят праздничный аккорд в оформление главных адмиралтейских ворот. Мастер-модели для них вылепил известный петербургский скульптор И.И. Теребенев.
Нижний пояс архивольта арки украшен большой барельефной композицией. В её средней части, на фоне скрещенных якорей, помещён символ России — двуглавый орёл под тремя коронами и эмблемой ордена Андрея Первозванного. По сторонам орла вылеплены знамёна, орудийные стволы, каски, щиты и колчаны со стрелами. Все эти символы говорили о том, что здесь находится штаб Военно морского флота Российской империи.
Оригинальные композиции на античный сюжет для оформления арки ворот создал талантливый ваятель Ф.Ф. Щедрин. На пятиметровых пьедесталах установлены вырубленные из пудостского камня фигуры трёх граций, олицетворяющие женскую красоту и фигура мифологического Атланта, поддерживающего небесный свод. Скульптор создал неповторимые по внутренней напряжённости и пластической выразительности образы.
Скомпанованные с расчётом на последовательное восприятие при обходе, они производят удивительный эффект медленного вращения шара. Естественная красота пропорций, соответствие пластической трактовки форме материала (камню), гармония в передаче движения и чувств — всё говорит о совершенстве этого произведения русского монументального искусства.
Над каждой из этих скульптурных групп, в прямоугольных углублениях на фасадной стене, установлены рельефные панно: три лавровых венка, перевитые лентами и чередующиеся с горящими факелами. Венки и факелы — атрибуты воинских триумфов — композиционно связывают каменные скульптурные группы с алебастровыми горельефными изображениями Слав.
Арка увенчивается антамблементом дорического ордера с метопами, украшенных античными шлемами, лавровыми венками, луками, стрелами и щитами. Завершением главного входа в Адмиралтейство является аттик с прекрасным горельефом «Создание флота в России» работы великого ваятеля Теребенева.
Органически связанный с архитектоникой здания этот горельеф является смысловой доминантой всего скульптурного убранства исторического здания. В центре композиции — Пётр Первый в доспехах римского война и лавровым венком триумфатора на голове. Слева Нептун передаёт свой трезубец, в знак будущего владычества России над морями.
Фоном монументального рельефа служат тонко вылепленные очертания бастионов Петропавловской крепости и Петропавловского собора. Его композиция является ярким примером русской монументальной пластики эпохи классицизма. Придерживаясь античных канонов ваятель Теребенев смог создать удивительно живое и самобытное произведение искусства.
На углах основания башни установлены четыре крупные каменные статуи воинов-героев. Каждая из этих скульптурных фигур очень пластична и прекрасно проработана. Их силуэты рисуют на фоне северного неба — один из самых поэтичных мотивов в русском искусстве.
Известный знаток европейского искусства Курбатов писал: «Щедрин изваял для Адмиралтейства четырёх воителей, являющихся самыми изумительными декоративными изваяниями». Поразителен эффект этих изолированных скульптурных масс и красоты их спокойного контура.
Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). Каждая из этих фигур повторена дважды. В создании скульптур принимали участие С.С. Пименов, Демут-Малиновский, А.А. Анисимов.
Скульптурный декор башни Адмиралтейства Теребенев дополнил двумя горельефными композициями на фронтонах боковых фасадов. Горельефы «Афина, награждающая военные и морские подвиги» на западном (левом) портике и «Афина, венчающая труды художников» на фронтоне восточного (правого) прекрасно вписаны в общий архитектурный строй здания.
Создавая этот шедевр русского классического искусства, над скульптурным убранством фасадов Адмиралтейства под руководством архитектора Захарова работали скульпторы Щедрин, Теребенев, Демут-Малиновский, Пименов, Анисимов и художники-декораторы Фридолино Торичелли, Барнаба Медичи.