Русский Сцевола
Тема народного героизма и самоотверженной борьбы простых русских людей с наполеоновскими полчищами нашла яркое выражение в произведении Демут-Малиновского «Русский Сцевола». Эта огромная бронзовая статуя органично вписалась в парадные залы Михайловского дворца.
Сюжет произведения навеян образом легендарного римского героя Муция Сцеволы, который при осаде Рима этрусками был подослан в их лагерь с целью убить этрусского царя Порсенну, но попал в плен. Доказывая мужество защитников города и их готовность довести задуманное до конца, юноша-патриций сжег на огне свою правую руку. С тех пор за родом Муциев закрепилось прозвище Сцевола (лат.scaevola – левша).
В войну 1812 года широкую известность получил рассказ о пленном русском крестьянине, которого принуждая к работе, солдаты Наполеона заклеймили буквой «N». Тогда в гневе он отрубил себе левую руку с клеймом. Этот исторический эпизод, в частности, был приведен Вальтером Скоттом в его объемном труде «Жизнь Наполеона Бонапарта».
Патриотическая тема и особенности ее художественного решения выдвинули «Русского Сцеволу» в число самых значимых памятников отечественного искусства эпохи классицизма. В 1813 году Демут-Малиновский был удостоен за эту работу звания профессора скульптуры.
В лице своего героя, с короткой бородой и слегка вьющимися волосами на голове, во всей его крепкой, широкоплечей фигуре Демут-Малиновский воплотил
несомненно национальный тип.
Убедительно переданы скульптором решительный взмах правой руки крестьянина, сжимающей топор, а также выражение лица, спокойное и в то же время достаточно живое. Вместе с тем, следуя приемам скульптуры того времени, Демут-Малиновский не стремился к изображению реальной крестьянской одежды и представил своего героя полуобнаженным.
"Русский Сцевола". Скульптор В.И. Демут-Малиновский. 1813 год. Музей "Бородинская панорама". Гипс. Отливка 1961 года