Жукову Георгию Константиновичу, памятник (Москва)
Памятник Георгию Константиновичу Жукову работы скульптора В.М. Клыкова был установлен в Москве на Манежной площади 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.
Скульптура выполнена в стиле соцреализма. Маршал Георгий Константинович Жуков изображён верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии. Памятник вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, побеждающем змея. Герой привстает на стременах, приветствуя своих боевых товарищей. Скульптор стремился изобразить наиболее торжественный эпизод в жизни Жукова, когда он принимал Парад Победы 24 июня 1945 года.
Бронзовая скульптура установлена на массивном гранитном постаменте. Общий вес памятника — 100 тонн. Авторы монумента — скульптор В.М. Клыков и архитектор Ю.Г. Григорьев.
Идея поставить в Москве памятник маршалу Жукову появилась ещё во времена Советского Союза. Министерство культуры СССР организовало конкурс памятников, который выиграл скульптор Виктор Думанян. Памятник сначала предполагалось установить на Смоленской площади. Затем по предложению Управления ландшафтной архитектуры стал прорабатываться проект установки памятника на Манежной площади, но потом от этой идеи тоже отказались.
В конце 1993 года стал прорабатываться проект установки памятника на Красной площади. На встрече Бориса Ельцина с ветеранами во время юбилея снятия блокады Ленинграда было объявлено, что памятник Жукову поставят именно на Красной площади напротив Исторического музея. Автором нового проекта памятника стал скульптор В.М. Клыков.
По мнению скульптора, все прочие места установки памятника стали бы «издевательством над памятью героя». Тем не менее, из-за того, что Красная площадь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, позднее было принято решение установить скульптуру на Манежной площади с противоположной стороны музея.
Осенью 2014 года общество памяти Жукова предложило перенести памятник в Калужскую область — на родину маршала. В этом случае на старом месте предполагалось установить другой памятник Жукову. 14 октября комиссия по монументальному искусству Московской городской думы единогласно отклонила проект переноса памятника.
Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.
Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.
В Манеже Минобороны, где подготавливали лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей.
Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру.
Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры.
Прославленные полководцы как один всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад».
Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).
В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.
Пелевин Ю.А.