Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Воздушно-десантные войская Российской Федерации
Источник: Яндекс картинки
11:33 / 02.08.2022

От стапеля до "Кудесника"
Все возможные нештатные ситуации в воздухе можно отработать виртуально, с помощью тренажера. Это не только безопасно и эффективно, но и выгодно с экономической точки зрения. По словам экспертов, один день занятий по воздушно-десантной подготовке и учебно-тренировочный прыжок обходятся примерно в 1,5 млн рублей, а с использованием тренажеров - вдвое дешевле

Как проходит подготовка десантников к прыжкам с парашютом

Десантники - элита не только в российской, но и любой другой армии мира. О классических и новых методиках подготовки голубых беретов - в нашме материале

Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника

Василий Маргелов, командующий Воздушно-десантными войсками (1954–1959 и 1961–1979 гг.), генерал армии

Зависнуть, чтобы прыгнуть


Еще со времен Советской армии эти приспособления называют тренировочными снарядами воздушно-десантного комплекса.

Открываем учебник по воздушно-десантной подготовке 1975 года и видим довольно странные конструкции, напоминающие то ли тарзанки, то ли турники со свисающими вниз канатами, а иногда и вовсе остовы самолетов, будто потерпевших катастрофу. Тем не менее многие из этих тренажеров дали сотням тысяч голубых беретов ценнейший опыт перед тем, как шагнуть в небо во время реальных прыжков.

Среди самых распространенных снарядов для обучения будущих десантников - стапель для подвесных систем. На нем отрабатываются все действия парашютиста в воздухе с момента отрыва от самолета до подготовки к приземлению.

Стапель представляет собой конструкцию, состоящую из нескольких пятиметровых столбов, соединенных вверху перекладинами, с которых свисают прочные тросы. Во время тренировки курсанты как бы зависают в воздухе, имитируя спуск на раскрытом парашюте.

Не менее известная система, созданная в СССР для подготовки десантников, - макеты самолетов Ан-2, Ан-12 и Ил-76. Их изготавливали в натуральную величину и оборудовали тросами, удлинителями для крепления карабинов, люками, а также звуковой и световой сигнализацией.

Тренажеры в виде макетов самолетов созданы для отработки посадки в грузовую кабину, размещения и перемещения в ней, а также действий по командам "Приготовиться" и "Пошел". После прыжка с высоты от 1,5 до 2 м парашютист приземляется в специальную яму, наполненную поролоном.  

В свободном виртуальном падении


По информации Минобороны, в последние годы для обучения будущих десантников-парашютистов десантированию с самолетов активно применяются новые системы, среди которых все чаще встречается учебно-тренировочный комплекс УТК-ВДП.

Этот тренажер был создан в Центре научно-технических услуг "Динамика", который входит в состав холдинга "Технодинамика" (входит в Ростех).

По данным Ростеха, благодаря датчикам пространственного положения, прикрепленным к рукам и ногам десантника, тренажер отлично воссоздает эффект присутствия в воздухе.

Впервые в отечественной практике создания подобных приборов было разработано устройство, которое позволяет менять положение обучаемого с вертикального на горизонтальное и обратно.

Учебно-тренировочный комплекс в точности имитирует все основные этапы прыжка от раскрытия парашюта до приземления.

Сначала будущий голубой берет находится в горизонтальном положении, затем одна из лебедок, отпуская фалы, приводит его в вертикальное положение - в этот момент можно почувствовать тот самый рывок при раскрытии парашюта.

При этом на будущих десантниках можно заметить очки виртуальной реальности. Система визуализации "Зарница" воссоздает перед глазами обучающихся детальную реальную картинку окружающей местности.

Подробно отрисованы все наземные объекты и даже купол парашюта, который за счет анимации может в процессе виртуального спуска на землю менять форму.  

Еще одним безусловным достоинством нового тренажера разработчики называют возможность сократить количество реальных прыжков, необходимых для подготовки десантников-парашютистов.

Если раньше для выхода на высокий (инструкторский) уровень требовалось более тысячи реальных прыжков с парашютом, то с появлением УТК-ВДП - около 200.

"Все возможные нештатные ситуации в воздухе можно отработать виртуально, с помощью тренажера. Это не только безопасно и эффективно, но и выгодно с экономической точки зрения.

По словам экспертов, один день занятий по воздушно-десантной подготовке и учебно-тренировочный прыжок обходятся примерно в 1,5 млн рублей. При этом день аналогичных по целям тренировок с использованием тренажеров оценивается вдвое дешевле", - говорится в материалах Ростеха.

В 2021 году на международном военно-техническом форуме "Армия" был представлен модернизированный вариант УТК-ВДП. Тренажер, получивший две дополнительные степени управления, создан для подготовки десантников к прыжкам с парашютами спецназначения "Арбалет-1" и "Арбалет-2".

По данным Минобороны, парашютными тренажерами с виртуальной реальностью в ближайшее время планируется оснастить все учебные заведения ВДВ России.

Десантный "Кудесник"


Инновационный комплекс "Кудесник" был представлен на форуме "Армия-2019". Тренажер для отработки прыжков с парашютом был разработан Рязанским гвардейским высшим воздушно-десантным командным училищем имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РГВВДКУ).

С помощью "Кудесника" десантники могут отрабатывать высотные прыжки со специальным управляемым парашютом "Стайер" от холдинга "Технодинамика".  

О парашютной системе "Стайер"

"Стайер" - парашютная система специального назначения типа "крыло". Она позволяет совершать прыжки на высотах от 700 до 10 000 м с максимальным полетным весом до 180 кг.

В 2020 году группа российских десантников применила новые парашюты в суровых арктических условиях, впервые в мире совершив групповой прыжок в условиях Крайнего Севера с нижней границы стратосферы - с высоты 10 000 м над архипелагом Земля Франца-Иосифа.

Для создания условий, максимально приближенных к настоящему прыжку, десантники надевают специальные шлемы виртуальной реальности. Ощущение практического полета дополняют и боковые вентиляторы, которые создают встречные воздушные потоки.

По словам разработчиков, имитацию отделения парашютиста от летательного аппарата обеспечивает подвижная рама "Кудесника".

В полете десантник отрабатывает приемы вращения и стабилизации, а в момент раскрытия купола его резко подбрасывает вверх - характерную для этого этапа встряску дает заложенный в компьютерную программу "Кудесника" спецэффект.

Кроме этого, тренажер можно запрограммировать на нештатные ситуации, например, отказ парашюта или запутывание строп. Отработка подобных моментов во время реального прыжка может стоить жизни десантнику.

"Кудесник" позволит научиться правильно отцепляться и активировать запасной парашют без особого риска. Разве что у обучаемого может внезапно захватить дух от ощущения реальности прыжка, смоделированного разработчиками тренажера.

Василий Кучушев



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.