Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Председатель комитета Государственной Думы по информполитике, информационным технологиям и связи Леонид Левин
Источник: Яндекс картинки
03:25 / 23.11.2016

Леонид Левин: "Антипиратский закон" будет технически совершенствоваться"
В настоящее время накоплен определенный опыт противодействия хакерским атакам со стороны преступных группировок, который свидетельствует о необходимости не только ужесточения ответственности за такого рода преступления, но и об увеличения ресурсов, выделяемых контрольным и правоохранительным органами на защиту отечественного сегмента интернета

Введение автоматической блокировки "зеркал" сайтов с нелегальным контентом может стать первой мерой по борьбе с интернет-пиратством, которую примет Госдума седьмого созыва. Об этом нам рассказал в интервью председатель профильного думского комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.  

Парламентарий также прокомментировал предложения по либерализации рекламного рынка и оценил перспективы возвращения рекламы алкоголя и табака в СМИ, назвал пути противодействия возможным агрессиям в киберпространстве и подтвердил готовность Госдумы принять закон о социальных гарантиях журналистам.  

— Вы возглавляли комитет по информполитике в шестой Госдуме и сохранили этот пост в новом думском созыве, избранном в сентябре. Можно уже сейчас сказать, как изменятся приоритеты работы комитета по сравнению с предыдущим созывом?

Какие актуальные задачи стоят перед депутатами, какие пробелы остались в законодательстве, относящемся к вашей компетенции, какие наиболее важные законопроекты вы могли бы выделить из тех, что будут обсуждаться в комитете и могут получить его поддержку? 

В наше время существуют серьезные новые вызовы, не позволяющие говорить о создании завершенного корпуса российских законов, отвечающего на абсолютно все вопросы.

Поэтому, с одной стороны, мы должны реагировать на появление новых форм экстремизма, новых наркотических рецептур, с другой — на новые технологии, фактически создающие новые измерения общественного пространства. Мы постоянно вносим изменения в списки запрещенных наркотических веществ и их прекурсоров, публичное распространение информации о которых запрещено. 

Развитие технологий требует внесения изменений в систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и в порядок передачи различными операторами исходного номера абонента.

Стоит также отметить необходимость введения санкций для операторов связи, задерживающих выплаты в фонд резерва универсального обслуживания. За счет этих средств происходит цифровизация быта в отдаленных и малодоступных населенных пунктах, поэтому в ближайшее время новелла должна пройти второе чтение. 

— В последнее время в разных областях экономики предпринимаются шаги, направленные на импортозамещение. Особое место в этой программе занимает отрасль высоких технологий. Каковы законодательные планы для поддержки импортозамещения в этой сфере? 

Поддержка отечественной отрасли высоких технологий всегда будет среди наших приоритетов. Мы будем работать над дальнейшим расширением действия закона "О реестре отечественного программного обеспечения", который столкнулся с беспрецедентным противодействием иностранных лоббистов, которые не только делали все, чтобы помешать его принятию, но и пытались "душить в объятиях", предлагая заведомо неисполнимые меры в этом направлении. 

— К вопросу о лоббистах. С завидной регулярностью звучат предложения по либерализации рекламного рынка. Как вы относитесь к возможности возвращения рекламы алкоголя и табака в СМИ, снятию ограничений на рекламу рецептурных лекарств?  

Что касается снятия ограничений на рекламу алкоголя и табака, а также рекламу рецептурных лекарств, то это вопрос, не имеющий сиюминутного решения. Общественность настроена крайне негативно к любым мерам, выглядящим как непосредственная угроза здоровью нации. Поэтому предложения такого рода должны предварительно широко обсуждаться на уровне публичной экспертизы и общественных организаций. 

— Каковы перспективы рассмотрения таких инициатив в Госдуме? 

Лично у меня вызывает сомнения сама возможность голосования в Госдуме по инициативам такого рода. Это подтверждается тем, что комитету систематически приходится работать с законопроектами полностью противоположного толка — направленными на ограничение рекламы.

Даже разрешения на рекламу отечественного вина с целью поддержки российских производителей или пива в связи с чемпионатом мира по футболу имеют серьезных противников. А ведь нам приходилось рассматривать еще и предложения запрета рекламы фастфуда! 

— Но если посмотреть на проблему с другой стороны. Можно ли согласиться с мнением, что возвращение такой рекламы является одним из основных способов "удержать на плаву" небольшие СМИ? Какие меры еще можно придумать для помощи прежде всего местным печатным изданиям? 

С 1 января 2017 года мы уже увеличиваем рекламные площади в печатных изданиях на пять процентов. В целом путь облегчения положения местных СМИ лежит в улучшении состояния малого и среднего бизнеса, который сейчас является основным рекламодателем для местных изданий.  

Президент и правительство постоянно предпринимают шаги в этом направлении. В долгосрочном плане для местных СМИ решением могло бы стать создание единых порталов в Сети и синдикация рекламных площадей, что позволило бы рассчитывать на размещение таргетированной рекламы крупными рекламодателями даже в самых мелких изданиях районного масштаба. 

— Раз уж мы перешли к вопросу защиты интересов СМИ. Какова сегодня ситуация с законопроектом о социальных гарантиях журналистам? Вы ранее говорили, что правительство не согласовывает его в связи с финансовой стороной вопроса. Будет ли в итоге принят этот документ и если да, то в каком виде? 

Считаю, что принятие этого закона — наш депутатский долг перед журналистским сообществом. Поэтому при поддержке общественности, в первую очередь Союза журналистов, будем добиваться его принятия.

Если общество не может заставить редакции соблюдать свои социальные обязательства перед сотрудниками, которые подвергают свои жизни и благополучие риску в горячих точках, выполняя поставленные ими задачи, то обязанность государства — заставить их это делать. 

— Пожалуй, самой резонансной законодательной инициативой, с которой работал в том числе ваш комитет в прошлом созыве, был пакет антитеррористических законов, получивший условное название "пакет Яровой" (по имени одного из его авторов — председателя комитета по безопасности в Госдуме шестого созыва Ирины Яровой. — ред.).

Вы говорили, что положения этого документа могли бы быть более точными и учитывать реалии, с которыми сталкивается индустрия. Какой вы видите возможную корректировку этих законов, может ли она состояться в эту сессию? Обращались ли в последнее время в комитет представители интернет-индустрии или операторы сотовой связи в связи с этими нормами?

Корректировка данного закона неоднократно обсуждалась на всех уровнях, об этом говорил и президент. Поэтому вопрос в конкретных формах этих корректировок. Так как данная тема крайне чувствительная и непосредственно связана с безопасностью граждан, то прежде, чем публиковать корректировки, необходима детальная проработка в закрытых экспертных группах с участием отраслевых специалистов. 

— В последнее время на первый план выходят вопросы, связанные с защитой информационных ресурсов от кибератак, в том числе из-за рубежа.

В конце шестого созыва Госдума законодательно запретила размещать сайты государственных органов и учреждений, муниципальных образований на зарубежных серверах. Нужны ли сегодня новые законодательные меры по защите российского сегмента интернета, сайтов госструктур, в том числе в свете звучавших из-за океана угроз о возможности кибератак против РФ?

Госдума России уже приняла ряд мер, связанных с понижением уязвимости отечественной сетевой инфраструктуры. Это не только перенос сайтов государственных органов на российскую территорию. Также действует закон о хранении персональных данных наших граждан на территории России и закон "О реестре отечественного программного обеспечения", снижающий вероятность использования программных закладок в сетях органов власти.

Опыт показывает, что меры безопасности в киберпространстве требуют детального и многоэтапного экспертного обсуждения. Не все можно выносить на суд общественности, но все нужно профессионально прорабатывать. 

В настоящее время накоплен определенный опыт противодействия хакерским атакам со стороны преступных группировок, который свидетельствует о необходимости не только ужесточения ответственности за такого рода преступления, но и о увеличения ресурсов, выделяемых контрольным и правоохранительным органами на защиту отечественного сегмента интернета. 

— А как противодействовать угрозам применения кибератак против РФ? 

Что касается хакерских атак, организованных иностранным государством, то это, очевидно, относится к актам агрессии и требует дополнительного законодательного противодействия на международном уровне. Это должно быть межгосударственное сотрудничество по предотвращению агрессии в киберпространстве, руководствующееся той же логикой, которая привела к созданию ООН в целях предотвращения агрессии в офлайне. 

— В ходе дискуссии о защите российских госорганов от информационных атак ставился вопрос о создании своего рода "мессенджера для чиновников". Сегодня работа в этом направлении продолжается? Если допустить его создание, то потребуются ли, на ваш взгляд, отдельные корректировки в Трудовой кодекс или Кодекс об административных нарушениях для регламентации наказания за неиспользование этого мессенджера после его внедрения? 

Мы не можем ограничивать граждан в их личной переписке. Наказывать можно только за использование незащищенных средств, которые могут привести к разглашению служебной или государственной тайны.

Есть два простейших решения этого вопроса: поддержка использования уже существующих российских продуктов и создание специального защищенного государственного мессенджера. Оба эти вопроса активно прорабатываются Институтом развития интернета. 

Если говорить об ответственности, то прежде, чем браться за законодательные инструменты, следует опробовать изменения в трудовых договорах и должностных инструкциях, контролируя их исполнение. Закон не ключевая проблема. Надо дать возможность оценить уже действующие правовые формы, и в случае необходимости сначала корректировать их. 

— Понятно, что защищать интересы России в информационном пространстве можно разными способами. Вот, например, в последнее время целый ряд ваших коллег высказывались о необходимости увеличения объемов иновещания, чтобы исключить возможность искажения образа России за рубежом. Какие вы видите здесь возможности, есть ли у государства для этого финансовые средства, какие новые проекты могут быть инициированы в этой сфере? 

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы рассчитываем сохранить необходимое финансирование уже существующих российских средств иновещания. Они являются фактически единственным альтернативным источником информации за рубежом, постоянно наращивают свои аудитории. Наша задача — сохранить этот задел. 

Как показали первые слушания закона "О бюджете", члены комитета настроены добиваться сохранения полных объемов финансирования, этого важнейшего не только для наших зарубежных соотечественников, но и для всего мира источника информации. 

— Вы прогнозировали, что законодательство в области защиты авторских прав в интернете будет совершенствоваться в части усиления борьбы с ресурсами, на которых размещен нелегальный контент. Стоит ли ждать в обозримом будущем ужесточения "антипиратского закона"? 

Стоит говорить не о жесткости, а о техническом совершенствовании закона. "Жесткость закона" — это субъективная эмоциональная оценка, а общество заинтересовано в эффективном достижении поставленных перед законом целей. Законодательство не может стоять на месте. Самое очевидное к ближайшему внесению — это введение автоматического запрета "зеркал" пиратских сайтов. 

— И как это будет работать? 

"Зеркала" — это сайты, воспроизводящие содержание основного сайта на другом адресе. Пираты используют их для минимизации последствий блокировок. С формальной точки зрения сайт с другим адресом — это уже другой сайт, даже если он сходен с уже блокированным до степени смешения. Правообладатели и регулятор заинтересованы в максимально быстром закрытии этой лазейки для нарушителей авторских прав.

Автоматическая блокировка "зеркал" подразумевает, что запасные сайты пиратов будут блокироваться по мере их обнаружения, исходя из наличия решения о блокировке основного сайта.

Это не было предусмотрено в исходной версии "антипиратского закона", так как в тот момент не было определено техническое решение, исключающее блокирование сайтов, сходных с пиратскими по формальным признакам, но не нарушающих закон. Поэтому, скорее всего, такая поправка будет принята в ближайшее время. 

— Как вы в целом оцениваете правоприменительную практику "антипиратского закона"? 

"Антипиратский закон" сработал уже в том, что его действие не ограничилось блокировками, начался диалог правообладателей и владельцев самых разных сайтов, происходит легализация доходов в ранее серых зонах Рунета, увеличились продажи билетов в кинотеатрах. 

— В самом конце прошлого созыва вы внесли в Госдуму законопроект о внедрении в РФ телемедицины. Когда он может быть принят и когда может вступить в силу? 

Законопроект представляет собой рамочный инструмент регулирования, который вводит в законное русло уже существующие практики, такие как дистанционные консультации врача. Проведенные нами обсуждения на площадках Института развития интернета и нашего комитета показали, что законодательство в этой сфере востребовано медицинским сообществом. 

Ожидаем, что в ближайшее время правительство внесет свою инициативу, и мы уже на парламентской площадке совместно выработаем решение с учетом интересов всех вовлеченных сторон, в первую очередь, конечно, пациентов. Рассчитываем, что закон будет принят в весеннюю сессию. 

Беседовал Алексей Цыпин



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.