Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Директор Федеральной службы приставов РФ Артур Парфенчиков
Источник: Российская газета
04:16 / 25.08.2013

Сети для расплаты
Директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков рассказал члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому, что  судебные приставы взыскивают долги, подчас не вставая с рабочего кресла

Директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков рассказал члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому, что благодаря информационным технологиям судебные приставы взыскивают долги, подчас не вставая с рабочего кресла.

Артур Олегович, как граждане могут узнать, что они являются должниками? И если являются, как они свою задолженность могут быстро погасить?

Артур Парфенчиков: На сегодняшний день способов для этого очень много. Для граждан, пользующихся компьютерами и современными мобильными телефонами, это вопрос буквально нескольких минут.

На сайте нашей службы с прошлого года действует банк данных исполнительных производств, дающий возможность получить информацию о наличии задолженности, способах ее погашения, а также данные об отделе и конкретном приставе, ведущем исполнительное производство.

Сразу уточню, что оплатить долг можно, не выходя из банка данных, посредством платежных систем КИВИ (без комиссии), РОБОКАССА и ВэбМани. Желающие могут произвести оплату через сервис ОПЛАТАГОСУСЛУГ.РУ со счета своего мобильного телефона.

Для удобства доступа граждан к банку данных исполнительных производств нами разработано приложение для мобильных операционных систем Android, iPhone и Windows Phone. Его можно найти и установить на соответствующих системах мобильных устройств посредством "магазинов" приложений Google Play на Android и App Store на iPhone, набрав в поиске "фссп".

Это приложение даст возможность не только получить разовую информацию о наличии или отсутствии задолженности, но и подписаться на получение данных на постоянной основе. Например, если сегодня гражданин не значится среди должников, а через неделю в отношении него возбуждается исполнительное производство, он получит уведомление. Погасил долг - также уведомлен. Очень просто и удобно.

Более того, пользоваться банком данных можно даже в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Для них также разработаны специальные приложения.

Надо сказать, что количество обращений к банку данных постоянно растет. За счет этого растет посещаемость сайта нашей службы и, что особенно радует, все эти наши электронные разработки реально стимулируют должников платить. За 6 месяцев этого года более 600 тыс. граждан воспользовались возможностями банка данных для погашения долга.

Цифра: 9 миллионов смс-сообщений направили судебные приставы должникам в 2013 году

С должниками понятно. А как информационные технологии облегчат жизнь вашим же приставам? До каких пор они будут ходить по квартирам и арестовывать телевизоры?

Артур Парфенчиков: Многие уже не ходят, а взыскивают долги, не вставая с рабочего места. В ряде регионов, например в Санкт-Петербурге, Волгоградской области, значительная часть исполнительных производств оканчиваются именно таким образом. Важнейшая задача на ближайшее будущее - переход всей службы на принудительное исполнение в электронном виде. Это должен быть полный цикл исполнительных действий: от приема исполнительных документов до перевода денег на счет взыскателя и окончания исполнительного производства.

Когда же это будет реально? А то население все больше переходит на зарплатные и пенсионные карты, а приставы не могут порой взыскать с платежеспособного гражданина долг в 2 тысячи рублей.

Артур Парфенчиков: Технически мы к этому уже готовы. Но, кроме этого, необходимо, чтобы процедура принудительного исполнения исполнительных документов в электронном виде была закреплена юридически. Ускорить процесс поможет введение в действие документа, который нами уже разработан. Скорее всего, выйдет постановление правительства с достаточно сложным названием: "Об утверждении форматов исполнительного документа и постановления судебного пристава, выносимых в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". В дальнейшем будут внесены соответствующие изменения и в федеральный закон, уже разработанный минюстом совместно с минкомсвязью и минэкономразвития во исполнение поручения правительства.

Ваша служба, может быть, как никакая другая зависит от многочисленных госорганов и кредитных организаций. Как решаете эту проблему с точки зрения безбумажного взаимодействия?

Артур Парфенчиков: В прошлом году мы модернизировали нашу автоматизированную информационную систему (АИС ФССП) так, чтобы она позволяла принимать электронные документы других ведомств, заверенные электронной подписью.

С Федеральной налоговой службой мы работаем по электронным каналам связи на всей территории Российской Федерации уже с прошлого года. Ответы на запросы из миграционной службы, ГИБДД и Пенсионного фонда также получаем в электронном виде. В тестовом режиме осуществляется документооборот с Росреестром.

Мы заключили соглашения об электронном документообороте с 25 банками и надеемся, что их число будет расти.

Наконец, в стадии опытной эксплуатации осуществляется электронное взаимодействие с системой учета начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (УНИФО, ГИС ГМП). Если эта система заработает в полную силу, она облегчит жизнь не только службе судебных приставов, но и взаимодействующим с нами органам.

Конечно, реальный переход на систему электронного документооборота без дублирования электронных документов на бумаге (дублирование пока осуществляется) позволил бы высвободить колоссальные человеческие и временные ресурсы, перенаправив их с механической регистрации входящих-исходящих на решение реально более важных для нас задач.

Выходит, у должников под ногами скоро останется только выжженная земля?

Артур Парфенчиков: Действительно, обмен информацией в электронном виде со всеми перечисленными выше ведомствами даст возможность получать сведения о месте нахождения должника, его доходах, месте работы, наличии автотранспортных средств или недвижимого имущества и много чего еще. Кстати, нами уже налажено взаимодействие и с операторами сотовой связи МТС, "Билайн" и "Мегафон" по получению номеров телефонов должников, а с системой "Сирена Тревел" - по получению информации о передвижениях должников. Но это все не для того, чтобы затравить должника и загнать его, как вы выразились, на выжженную землю, а для того, чтобы заставить его строить отношения с государством в цивилизованной форме. Нарушители должны чувствовать строгость закона и уважать решение суда.

Последний вопрос, который не могу не задать. В некоторых СМИ высказывалась критика в ваш адрес, что служба якобы в ущерб основной деятельности занимается много чем еще - ремонтом монастыря, поисковым движением, детскими конкурсами. Не захотелось после этого бросить все начинания?

Артур Парфенчиков: Нет. Ничего не бросили и, думаю, не бросим. Все мы занимаемся этим в нерабочее время, за счет отпуска или выходных и, конечно же, только на добровольных началах. Это никак не может службе повредить, наоборот, идет ей на пользу, потому что формирует корпоративный дух и активную гражданскую позицию. Мы же все в первую очередь граждане. Кстати, буквально на днях наш поисковый отряд вернулся из Калужской области. За неделю было поднято и перезахоронено почти 700 человек. Как это можно бросить? И кто это сделает, если не мы?

Ключевой вопрос

Всегда ли должники знают, а главное, помнят о своих долгах? В этом плане вы не пытаетесь им как-то помогать?

Артур Парфенчиков: Проблема своевременного оповещения должников пока еще существует. Ее создает не только медлительность нашей почты, но и в значительной степени менталитет наших граждан. Многие годами не проживают по адресу официальной регистрации, и их совершенно не волнует, каким образом разные официальные документы найдут к ним дорогу.

Решать эту проблему нам помогают смс-оповещения. Мобильные телефоны сейчас есть почти у всех. В связи с этим в конце 2012 года в трех субъектах РФ был опробован пилотный проект по смс-оповещению должников о возбуждении в отношении них исполнительного производства. Результат нас почти ошеломил. Количество оплаченных долгов возросло более чем на 20% всего за несколько месяцев.

Поэтому в 2013 году мы заключили контракты с компаниями-операторами на рассылку смс-оповещений должников. Они предусматривают направление 28 миллионов смс-сообщений. За счет большого объема стоимость одного оповещения составила менее 5 копеек. В настоящий момент направлено более 9 млн смс-сообщений.

Результаты по-прежнему очень хорошие. В первом полугодии 2013 года каждое третье исполнительное производство, в рамках которого направлялось смс-уведомление, было окончено взысканием долга.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.