Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев
Источник: Яндекс картинки
10:15 / 18.05.2017

Войны и миры
"Мы выражаем готовность к сотрудничеству с Западом, несмотря на все возникающие трудности. Со стороны партнеров, вопреки скоординированному курсу по сдерживанию России, все же предпринимаются попытки сохранить отдельные направления взаимодействия. Продолжаются контакты по линии внешнеполитических и силовых ведомств", - Патрушев

Николай Патрушев: об Украине и США, кибератаках, Сирии и роли Совбеза в истории России

В интервью секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев рассказал о готовности России противостоять современным вызовам.

- Николай Платонович, как Россия пережила массированную кибератаку, которая состоялась на днях по всему миру. Готовы ли отечественные российские информационные ресурсы к вмешательству извне?

От компьютерной атаки 12-13 мая, по предварительным подсчетам, пострадали более 200 тысяч пользователей, по меньшей мере, в 150 странах.

Особенность этой атаки заключается в ее масштабе и изощренности - использование стойких алгоритмов шифрования свидетельствует о привлечении к разработке вируса профессионалов самого высокого уровня. В большинстве стран распространение вредоносного программного обеспечения привело к значительному материальному ущербу.

В нашей стране частично пострадали те структуры, которые не завершили создание своих сегментов государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. В целом же, информационные системы органов государственной власти, финансовых учреждений, предприятий энергетики, транспорта и связи смогли своевременно зафиксировать попытки проникновения вируса.

Главное то, что не произошло утечки служебной информации, персональных данных, не было сбоев в работе банков и автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры государства. Вопросы обеспечения информационной безопасности входят в число приоритетных в деятельности Совбеза России.

Для противодействия компьютерным атакам в России принимаются все необходимые меры, в том числе по обеспечению безопасности российского сегмента сети интернет. В первом чтении в Госдуме рассмотрен законопроект об обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры. Сейчас он дорабатывается и должен стать важным шагом на пути формирования безопасного российского информационного пространства.

Уделяем постоянное внимание подготовке специалистов в данной сфере - в текущем году утверждена Концепция развития кадрового обеспечения в области информационной безопасности. При этом подчеркну, что трансграничный характер новых вызовов и угроз международной информационной безопасности диктует необходимость объединения усилий мирового сообщества для создания безопасной глобальной информационной среды.

К объединению в борьбе с угрозами в информационно-коммуникационной сфере Россия призывала еще в 1998 году, когда впервые внесла на рассмотрение Генассамблеи ООН проект резолюции "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности".

Сегодня наши подходы к формированию международной системы информбезопасности уже разделяет большинство стран мира. На 71-й сессии Генассамблеи ООН российская резолюция была принята при соавторстве 80 государств, в поддержку документа выступило 177 стран. В настоящее время мы ставим вопрос о принятии мировым сообществом правил ответственного поведения государств в информационном пространстве.

- Помимо нарушений в киберпространстве серьезную угрозу для нашей страны представляют такие виды транснациональной преступности, как незаконный оборот наркотиков и организация нелегальной миграции. Какова на сегодняшний день ситуация в сфере противодействия этим угрозам? Не пора ли в связи с этим вводить визовый режим со странами СНГ?

Как вы знаете, в прошлом году в рамках реформы правоохранительных органов полномочия в сферах контроля за миграцией и противодействия незаконному обороту наркотиков отнесены в первую очередь к компетенции МВД России.

Сосредоточение в одних руках инструментов борьбы с такими явлениями не случайно - это повысит эффективность противодействия данным угрозам. МВД обеспечивает координацию этой работы с другими компетентными ведомствами. Кроме того, эти вопросы мы регулярно рассматриваем на заседаниях и совещаниях Совета безопасности России.

При этом фиксируем активное использование международными преступными группировками интернета и электронных платежей для распространения наркотиков. Отмечаем рост контрабандных поставок из Китая, Европы и Украины, увеличение афганского наркопроизводства, транзита наркотиков через страны Центральной Азии и Закавказья.

Наибольшую криминальную активность в организации наркотрафика традиционно проявляют мигранты.

Число иностранцев, находящихся на нашей территории незаконно, на протяжении последних лет не меняется и в среднем составляет порядка трети от всех мигрантов. В связи с этим нам необходимо продолжать совершенствовать механизмы борьбы с наркопреступностью и незаконной миграцией в форматах СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС и по линии сотрудничества с компетентными органами иностранных государств.

В российском обществе не прекращаются дискуссии о введении визового режима со странами СНГ, особенно после теракта в Санкт-Петербурге, но принятие такого решения может затормозить интеграционные процессы, развитие экономики и гуманитарное сотрудничество на пространстве Содружества.

- Если говорить о постсоветском пространстве, то чаще всего внимание прессы приковано к ситуации на Украине. Каковы пути решения украинского кризиса?

Прежде всего, еще раз хочу обратить внимание на природу нынешнего кризиса на Украине - это результат организованного Западом государственного антиконституционного переворота, смириться с которым не смогли жители ряда регионов. Наиболее острый конфликт возник между Киевом и провозглашенными республиками Донбасса, который подогревается военными и карательными действиями Киева против своих же граждан.

В феврале исполнилось два года, как огромными усилиями был выработан поэтапный план мирного урегулирования в Донбассе. Сторонам конфликта (Киеву и ЛНР с ДНР) надо было сразу приступить к его реализации. Сегодня это сделать сложнее, а скорее всего, Киев уже не сможет выполнить Минские соглашения - обстановку на Украине фактически никто не контролирует, у действующего президента даже нет монополии на применение силы.

Порошенко отвергает компромиссные идеи по преодолению кризиса, которые озвучиваются различными общественными и политическими деятелями. Налицо неготовность различных ветвей власти в Киеве отказаться от силовых подходов в вопросах нормализации ситуации на юго-востоке страны.

Однако альтернативы мирному политическому урегулированию не существует.

Россия продолжает исходить из того, что территория Донецкой и Луганской областей является составной частью Украины, но при этом мы не можем допустить геноцида русскоязычного населения Донбасса.

Без политических гарантий, не допускающих этнических чисток, без введения в действие закона об особом статусе Донбасса урегулирования не добиться. Реинтеграция неподконтрольных Киеву территорий региона возможна только на условиях сохранения его реальной автономии, а для этого необходимо наладить прямой диалог с представителями двух республик.

- Как следует расценивать факты, свидетельствующие, что европейцы равнодушно взирают на соотечественников, вступающих в ряды украинских националистических батальонов?

Европа не просто равнодушно относится к формированию националистических группировок на Украине, но и не осуждает уголовные преступления, совершаемые украинскими неонацистами. Поджог и расстрел людей в Доме профсоюзов в Одессе, убийства журналистов и политиков в Киеве, угрозы в адрес ветеранов Великой Отечественной войны, бесчинства радикалов по отношению ко всему, что хоть как-то связано с русским или российским - остается безнаказанным.

И это не случайно. В Европе возрождаются неонацистские идеи. По имеющимся данным, в Евросоюзе насчитывается более 500 неонацистских и национал-радикальных группировок (зачастую молодежных). В них состоят более 7 миллионов человек.

Серьезное распространение неонацистских идей наблюдается не только на Украине, но и в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, где действия властей способствуют росту русофобии, антисемитизма и неонацизма.

В ряде европейских государств при поддержке или попустительстве властей проводятся неонацистские марши, факельные шествия с демонстративным использованием нацистской символики. Оказываются почести нацистским преступникам, проводятся торжественные церемонии их захоронения. Возводятся мемориалы легионерам СС, в том числе на месте разрушаемых памятников советским воинам-освободителям.

Националистическими структурами создаются мобильные боевые отряды, которые могут быть использованы для организации акций гражданского неповиновения и массовых беспорядков как в своих странах, так и за рубежом.

Складывается впечатление, что в Европе забыли ужасы Второй мировой войны.

- Происходящее на Украине - один из ярких примеров последствий "цветных революций", инспирированных Западом по всему миру. Следует ли ожидать подобных действий применительно к России?

Вы правы, "цветные революции" - это уже традиционный инструмент политики отдельных стран, нацеленной на разрушение государственности и утрату суверенитета под предлогом демократизации. На самом же деле страна, где совершается "цветная революция", почти всегда погружается в хаос и переходит под внешнее управление.

Западные технологи не отказались от планов реализации "цветных сценариев" и в нашей стране. При этом они не стесняются в выборе методов нагнетания протестных настроений - от спекуляции на временных трудностях социально-экономического характера до откровенной лжи.

Как правило, такой всплеск активности оппозиционных сил наблюдается в преддверии федеральных избирательных кампаний. Не случайно Запад выделяет финансовые и материальные средства неправительственным организациям в России и создает так называемые "независимые" русскоязычные средства массовой информации. Одновременно наращивает попытки пропагандистской активности на территории России с помощью интернета.

Подчеркну, что ситуация нами контролируется. Правоохранительными органами и спецслужбами накоплен значительный опыт оперативного пресечения провокаций и противоправных действий. Попытки осуществления в нашей стране "цветных революций" бесперспективны.

- Расшатать обстановку в стране, создать хаос - такая же цель и у террористов?

Действия террористов всегда направлены на дестабилизацию обстановки, устрашение населения, дезорганизацию деятельности органов власти, воздействие на принятие ими решений.

Однако позиции государств по оценке террористических угроз, форм и методов борьбы с терроризмом далеко не всегда совпадают. Такая несогласованность подходов и действий снижает эффективность противодействия этой угрозе, дает возможность террористам использовать лазейки в законодательстве и системе безопасности.

Сегодня международные террористические организации не только перешли к открытой вооруженной борьбе, как это происходит в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене и в ряде других стран, но и пытаются распространить свое влияние на иные регионы.

В России в 2016 году были выявлены и ликвидированы 46 ячеек международных террористических организаций, которые занимались активной вербовочной и пропагандистской деятельностью, а также планированием и подготовкой терактов.

- Как вы оцениваете опасность, исходящую от возвращающихся из рядов ИГИЛ и других террористических группировок россиян?

Учитывая, что на Ближнем Востоке в составе террористических структур воюют более 4 тысяч боевиков - выходцев из Российской Федерации, остается опасность их возвращения и осуществления террористической деятельности уже на территории России.

Правоохранительные органы и спецслужбы нашей страны выявляют и привлекают к ответственности лиц данной категории, перекрывают маршруты их переправки в зоны вооруженных конфликтов и каналы проникновения обратно. Из числа вернувшихся на территорию России 151 человек осужден и 29 - арестованы, многие проверяются на причастность к деятельности международных террористических организаций.

В России принимаются меры по пресечению финансирования терроризма, обеспечению надежной защиты объектов инфраструктуры и мест массового пребывания людей, повышению уровня безопасности наших загранучреждений и граждан за рубежом.

Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям. Наша задача - не допустить распространения радикальной идеологии через интернет и удержать молодежь от необдуманных поступков, влекущих уголовную ответственность.

- В СМИ широко освещались "химический" инцидент в сирийской провинции Идлиб и последовавший под этим предлогом авиаудар США по авиабазе "Шайрат". Можно ли оправдать такие действия, и как они соотносятся с проводимыми на Ближнем Востоке антитеррористическими операциями?

Произвольное применение силы абсолютно недопустимо в международных делах и не может быть оправдано никакими предлогами.

Возникает вопрос - почему обвинения в химинциденте предъявляются именно Асаду, а не устанавливается, кто применил химическое оружие? Кому это выгодно? И почему борьба с терроризмом сегодня подменяется противодействием правительству суверенного государства, которое само активно воюет с ИГИЛ (террористическая организация запрещенная в РФ. - ред.) и другими бандитами?

Нужно внимательно анализировать, что конкретно делается в плане содействия перемирию и политическому урегулированию в Сирии.

Россия категорически осуждает любое применение химического оружия. Виновные в совершении подобных преступлений должны быть привлечены к строгой ответственности. Именно поэтому наша страна настаивала и продолжает настаивать - и в Совете Безопасности ООН, и в Организации по запрещению химического оружия - на проведении тщательного и объективного расследования предполагаемого химинцидента в Хан-Шейхуне 4 апреля.

Необходимо также отметить, что официальным Дамаском была в установленном порядке проведена ликвидация своего военно-химического потенциала. Еще в начале 2016 года Организация по запрещению химического оружия объявила о его вывозе и уничтожении за пределами Сирии, а США были согласны с выводами ОЗХО.

Примечательно, что о доказанных фактах применения боевых отравляющих веществ и высокотоксичных химикатов террористами, в том числе в Алеппо, в западных СМИ по-прежнему предпочитают не упоминать.

- Изменилась ли политика США в связи со сменой руководства Белого дома? Как вы оцениваете возможность взаимодействия с США в вопросах безопасности?

Объективную оценку политике своих властей должны давать граждане США. О том, в какую сторону меняется курс США после смены руководства Белого дома, говорят данные социологических опросов, проведенных за последнее время в самих Соединенных Штатах.

Однако вне зависимости от того, кто является президентом США, и от текущей конъюнктуры в американской внутренней политике, необходимо помнить, что наши страны - как крупнейшие ядерные державы - несут особую ответственность в сфере обеспечения международной безопасности.

Это накладывает на нас серьезные обязательства не только перед нашими народами, но и перед всем миром. От нас ждут выполнения договоренностей по основным международным проблемам, ждут налаживания эффективной координации действий, которая способствовала бы укреплению стабильности в мире.

Мы выражаем готовность к сотрудничеству с Западом. Несмотря на все возникающие трудности, продолжаем поиск точек соприкосновения. Видим, что и со стороны партнеров, вопреки скоординированному курсу по сдерживанию России, все же предпринимаются попытки сохранить отдельные направления взаимодействия.

Продолжаются контакты по линии внешнеполитических и силовых ведомств, осуществляется взаимодействие между деловыми кругами. Конечно, не хотелось бы, чтобы в дальнейшем такое сотрудничество сводилось лишь к подсчету упущенных возможностей.

- Вероятно фактор "российской угрозы" будет и дальше использоваться Западом, прежде всего для оправдания роста военных расходов?

Действительно, Соединенные Штаты сегодня изображают Россию в виде одной из главных угроз, но не только для увеличения военных расходов. Тем самым они наносят ущерб российско-европейским отношениям, которые всегда были на порядок масштабнее взаимодействия США с нашей страной.

Новое американское руководство не намерено отказываться от идеи сохранения доминирующей роли своего государства в мире и будет стремиться добиваться этого за счет комплексного использования политико-дипломатических, экономических, информационных и силовых мер.

Мы также анализируем происходящие изменения в деятельности НАТО и отдельных стран альянса. Некоторые из них в ускоренном порядке приступили к оснащению своих вооруженных сил современным высокоточным оружием, мотивируя это необходимостью принятия срочных мер по сдерживанию России на восточном фланге НАТО.

Россия же вынуждена принимать ответные меры военно-политического и иного характера, связанные, в том числе, с повышением боевых возможностей Вооруженных Сил.

Но такое положение дел не должно продолжаться.

У нас и НАТО - целый ряд общих вызовов и угроз, на противодействии которым следует сосредоточиться. И делать это нужно совместными усилиями. Единственный выход - перейти к планомерной и последовательной работе, основанной на учете озабоченностей друг друга в сфере безопасности.

Примеры развития такого диалога имеются.

- 23 мая в Твери начнет работу ежегодная международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Какие темы будут рассмотрены на этом, уже восьмом по счету форуме?

Такие встречи, проходящие под эгидой Совета безопасности Российской Федерации, с годами становятся все более востребованными. К нам приезжают партнеры из десятков стран мира, от которых зависит принятие ответственных решений в сфере безопасности. При этом их число неуклонно растет.

Если в первом таком форуме в 2010 году в Сочи приняли участие представители 44 стран, то в прошлом году в Грозном - уже 75 государств.

На восьмую встречу в Твери ожидаем прибытие представителей уже более 80 стран. Возглавят делегации секретари советов безопасности, помощники президентов и премьер-министров по вопросам национальной безопасности, отвечающие за силовой блок вице-премьеры, министры, руководители специальных служб или лица, которым главы государств поручат участвовать в конференции, а также представители профильных структур ООН.

В ходе форума нам предстоит обсудить актуальные проблемы международной информационной безопасности и меры по ее обеспечению.

Второй, не менее важной темой, заявлено международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В этом году гости форума также получат возможность принять участие в тематических "круглых столах" и в профессиональной обстановке обсудить такие чувствительные темы, как борьба с международным терроризмом, противодействие "цветным революциям", военно-политическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Уверен, что встречи в таком формате будут содействовать координации усилий государств на этих и других направлениях, обеспечению равных прав и возможностей стран в сфере безопасности при безусловном соблюдении основополагающих принципов и норм международного права.

Один из регионов, который должен сегодня стать зоной сотрудничества различных государств, - это Арктика. Не секрет, что арктической проблематике Совет безопасности уделяет очень большое значение.

- Что сегодня делается для того, чтобы Арктический регион стал эффективным экономическим ресурсом России, а также зоной гарантии мира?


Существует долгая история традиций и культуры сотрудничества в Арктике. Русские поморы успешно находили общий язык с жителями Норвегии, Швеции, Исландии и Финляндии задолго до установления дипломатических связей. Братские отношения складывались внутри интернациональных команд полярных исследователей, штурмовавших высокие широты.

Мы помним героические усилия советских, американских, британских, норвежских, датских моряков, которые привели в Мурманск десятки полярных конвоев в годы Второй мировой войны.

Россия исходит из того, что в Арктическом регионе нет и не должно быть потенциала для конфликтов. Международные нормы четко определяют права как прибрежных, так и других государств.

Сегодня Арктика - это место мирного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий техногенных, экологических аварий и катастроф, противодействия незаконному промыслу биологических ресурсов, обеспечения безопасного судоходства в акватории Северного морского пути, формирования системы объектов глобальной морской системы связи и передачи навигационной информации.

Арктическая зона России является крупным полигоном для международного сотрудничества в области развития фундаментальных и прикладных научных исследований глобальных природно-климатических процессов Земли и особенностей устойчивости арктических экосистем.

Экономически эффективное функционирование арктической зоны невозможно без государственной поддержки, поэтому государство сегодня создает здесь полноценную транспортную и энергетическую инфраструктуру, систему средств связи, в том числе используя потенциал военных объектов двойного назначения для помощи гражданским службам в реализации задач как социально-экономического развития этих территорий, так и организации спасательных работ.

Продолжает развиваться Северный морской путь. Если в 2014 году по СМП было перевезено 4 миллиона тонн грузов, то в 2016 году объем перевозок возрос до 7,5 миллионов тонн.

Принимая во внимание объемы добычи углеводородов по всем нефтегазовым проектам, к 2022 году перевозки могут вырасти до 40 миллионов тонн.

Усилия государства направлены на создание привлекательного инвестиционного климата для развития СМП путем предоставления благоприятного налогового режима и иных льгот инвесторам, организации особых экономических зон в арктических морских портах, установления гибких тарифов на ледокольную и ледовую лоцманскую проводки судов.

Совет безопасности: решения и планы

- Николай Платонович, мы беседуем с вами накануне 25-летия Совета безопасности Российской Федерации, все решения которого неразрывно связаны с историей нашей страны, с принятием мер по разрешению конкретных ситуаций. Можете ли вы ретроспективно назвать самые важные решения Совета безопасности за 25 лет?

Сразу отмечу - каждое заседание или совещание Совета безопасности под председательством президента России посвящено наиболее актуальным проблемам.

Достаточно вспомнить решения, связанные с нейтрализацией незаконных вооруженных формирований и восстановлением конституционного порядка на территории Чеченской Республики, что позволило стабилизировать ситуацию в регионе, обеспечить территориальную целостность государства.

В ответ на развязывание Грузией войны в Южной Осетии в августе 2008 года Совет безопасности РФ принял решения о принуждении к миру Грузии, признании независимости Абхазии и Южной Осетии и оказании содействия в становлении их государственности.

Среди приоритетов оставались вопросы противодействия международному терроризму, в том числе с учетом негативного развития ситуации в Сирии, Йемене, Ираке, Ливии, угроз, исходящих из афгано-пакистанской зоны нестабильности.

Влияние этих факторов дополнительно учитывалось при подготовке предложений по развитию сотрудничества с государствами - участниками СНГ, в процессе выработки мер по обеспечению безопасности Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи и других крупных спортивных соревнований.

Совет безопасности определял основные направления развития Вооруженных Сил, принимал решения по повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

При необходимости вносим коррективы в документы стратегического планирования. Так, по решению Совета безопасности, заседание которого состоялось в июле 2015 года, разработана новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Документ утвержден 13 мая президентом России В.В. Путиным.

В стратегии определены вызовы и угрозы экономической безопасности страны, а также основные задачи государства по предотвращению кризисов во всех сферах экономики и недопущению снижения качества жизни населения.

В ближайшее время планируется разработать Стратегический прогноз России, Основы государственной политики России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, Основы государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и другие документы.

Отдельное внимание уделяем вопросам экологического оздоровления территорий, стимулирования технологического переоснащения производств, снижения вредных выбросов, максимальной переработке отходов.

Всю проблематику, рассматриваемую Советом безопасности, перечислить, согласитесь, сложно. Его работа строится в зависимости от обстановки в области международной и региональной безопасности.

- Благодарим вас за интервью, поздравляем с приближающимся юбилеем Совета безопасности.


Спасибо.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.