Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Олег Тактаров на съемках сериала «Временно недоступен» (2016)
Источник: Яндекс картинки
10:03 / 17.01.2020

Изменить мир
"Мне всегда импонировал товарищ, с которым мы вместе тренировались по самбо. Не имея выдающихся данных, он стал чемпионом. Не просто чемпионом, но и в чём-то примером для подражания. Как-то он сказал мне: "Если надо, я себя в самбистский монастырь загоню". Вот это умение полностью ограничить себя, отделить от всего, что мешает продвижению к поставленной цели - и делает человека победителем…"

Встреча с легендарным Олегом Тактаровым

Новый Год — новые встречи. На этот раз — с Олегом Тактаровым, героем почти былинным. Двадцать четыре боя по смешанным боевым искусствам провёл он на рингах США, Южной Америки и Японии, стал чемпионом мира, в истории спортивных турниров запомнился невозмутимым спокойствием, мастерством захватов и болевых приёмов.

"Русский медведь"! "The Russian Bear"! — заговорил о нём мир.

…Память переносит меня сейчас в начало "девяностых". Время грандиозного исхода россиян из бывшего СССР в "страну возможностей", в США. Первыми ласточками стали "деятели искусств". Амбициозные, жадные до славы, дружной вереницей устремились они покорять холмы Голливуда.

Фортуна мало кому улыбнулась: кто-то вернулся назад, кто-то так и сгинул в романтике безвестности… "Много званых, но мало избранных", — учит евангельская притча.

Олег Тактаров — избранный. С 1997-го он — ещё и "звезда", герой "Фабрики грёз". Среди его актёрских работ — роли в фильмах "Самолёт президента" (1997, США), "15 минут славы" (2001, США), "Роллербол" (2002, США), "Хозяева ночи" (2007, США), "Хищники" (2010, США).

Также снимался в телесериалах "Шпионка" (2003, США), "Охота на изюбря" (2005, Россия), "Морская полиция: Спецотдел" (2008, США)… В 2017-м на предложение Голливуда сыграть в кино "русского карателя во главе группы пророссийских сепаратистов, убивающих людей на Донбассе", ответил отказом.

Сегодня Олег Тактаров — фигура умолчания. Он малодоступен для прессы, редкий гость на светских раутах и вечеринках. Известно, что живёт между Саровом и Лос-Анджелесом…

Известно, что вместе с группой единомышленников основал и возглавил Общероссийскую физкультурно-спортивную общественную организацию "Федерация смешанных боевых искусств России"… Известно, что полон надежд и стремлений…
 
Тем ценнее любезное согласие Олега Тактарова дать нам интервью.

- Олег Николаевич, начиная нашу беседу, пытаюсь вообразить: вот вы растёте в Арзамасе-16, в Сарове, среди знаменитых намоленных лесов, в центре создания чудо-бомбы… Что вынуждает вас вдруг рвануть оттуда в Америку?

Ну, в Америку я рванул не из Сарова, а из Нижнего Новгорода. Было желание самореализоваться, и оно постепенно приходило… Представьте, 1991-1993 годы, Нижний Новгород, я — молодой парень, бизнесмен…

Причём бизнес в таких районах, как Сормово, то есть в центральных. К 1994-му у меня уже не было никаких проблем, я выиграл свою мини-войну, возвысился над своими врагами. Как уж, что там произошло — разговор отдельный…

Но если бы я не победил тогда, если бы не образовалось у меня полугода или года затишья, знаете, такого предвоенного… когда всё у тебя налажено, когда тебе всё на блюдечке приносят, тебе уже не надо ничего для этого делать…

Тогда бы и не пронзила вдруг мысль: рост заторможен! Оставался только один вариант — бросить всё и начать с нуля, лучше всего — совершенно в другом месте.

- Что мешало почивать на лаврах?

Пустота. Я не смог с этой пустотой справиться, не смог справиться с этим комфортом, который неожиданно вдруг возник.

Знаете, есть роман Джека Лондона "Мартин Иден", и есть в нём персонажи: девушка из обеспеченной семьи по имени Руфь и сам Мартин Иден — моряк, который в неё влюбился, ничего толком не понимая в жизни в свои двадцать лет.

И вот, для того, чтобы добиться расположения Руфи, подняться до её уровня, он стал лучшим писателем, добился славы, денег, расположения тех, кто смеялся над ним…

И в какой-то момент понял, что ничего этого ему не надо, что даже из Руфи он создал для себя идеальный образ и влюбился в этот образ…

Мартин Иден — тот персонаж, который изменил мир вокруг себя, оставшись самим собой, и в этом новом для него мире успешных и богатых выхода для себя он найти не смог.

- Верно, начитавшись Джека Лондона, вы тоже влюбились в Америку как в образ, заочно?
 

В Америку я был влюблён первые годы после приезда, пока было тяжело. Приехал без гринкарты, без денег, тогда мне всё нравилось.

- Ну, вы там сразу взяли быка за рога, стали чемпионом мира по смешанным боевым искусствам. Когда выходишь на ринг, в октагон, что с человеком происходит? что самое страшное в предстоящем бою?

Страшно было, наверное, даже не умереть, а быть искалеченным и продолжать жить. Потому что искалечить могли тебя так, что ты мог просто овощем доживать…

Вот это было страшно. А когда выходишь на ринг, то включаешь в себе животное. Хотя со стороны действия смотрятся логичными, грамотными, техничными.

- Что значит "включаешь в себе животное"?

Точнее сказать, животное само в тебе включается, животное, которое действует на инстинктах… Ты же попал в клетку, и твоя задача там — выжить. Но чтобы выжить, ты должен победить. Вот и всё. И дальше у тебя работает даже не мозг, а подсознание…

- Мой друг, чемпион мира по гонкам на болидах в открытом океане, говорил: для того, чтобы стать победителем, нельзя допустить ни одной ошибки. Ни одной! Я слушала это с некоторым снисхождением, думала: конечно, он немец, пруссак, дисциплина, порядок…

А русский победитель — он другой, он герой из сказок: как Емеля, как Иван-дурак… ну или былинный Илья Муромец. Ваше мнение: что делает человека победителем?
 

Мне всегда импонировал товарищ, с которым мы вместе тренировались по самбо. Не имея выдающихся данных, он стал чемпионом. Не просто чемпионом, но и в чём-то примером для подражания.

Как-то он сказал мне: "Если надо, я себя в самбистский монастырь загоню". Вот это умение полностью ограничить себя, отделить от всего, что мешает продвижению к поставленной цели — и делает человека победителем…

Бывает, выходит на ринг талант из талантов, а проигрывает. Знаете, был такой известный боксёр Принц Насим Хамед, арабских кровей чемпион мира в полулёгком весе, шоумен, с желанием веселить публику, с опущенными руками — непонятно, откуда что вылетало, но всё у него получалось.

И был такой Баррера, чемпион мира Антонио Баррера, у которого таланта не меньше, но была собранность, организованность, понимание "просто я должен сделать своё дело и в нём убедить всех".

И был их бой. Баррера не просто по молекулам разобрал Принца, он его морально уничтожил. И самое главное, отбил веру в себя. Принц после этого боя уже не смог боксировать.

- После победных боёв вы поступили в одну из самых престижных актёрских театральных академий Голливуда. Сложно было туда поступить?

Просто. Иди и поступай, если у тебя есть на это деньги. К тому моменту у меня не было проблем с деньгами, один мой семинар приносил, как минимум, две среднестатистические зарплаты американца.

Я мог бы продолжать брать бои, стать одним из самых высокооплачиваемых бойцов, но я сказал "нет", чтобы полностью погрузиться в учёбу. Конечно, крутили у виска: мол, такие деньги тебе платят, а ты отказываешься, ходишь учиться на актёра с какими-то студентами, молокососами.

Я поступил в академию в двадцать девять лет. И пока учился, меня воспринимали как дебила с накачанными мышцами, который может просто тебя убить одним движением.

И они говорили, как опасно со мной учиться… и языка-то Олег не знает, и акцент у него, и старше всех как минимум на восемь-девять лет. То есть я совсем не попадал, не вписывался в это общество.

- В сущности, в "девяностые" к России в Америке так и относились…

Не знаю, как к России, а ко мне относились именно так.

- Олег Николаевич, а что всё-таки заставило вас отказаться от таких денег?
 
Ну я же приехал не за деньгами… То есть я уехал от денег и то, что увидел в Америке, — всё это у меня уже было. Просто людям, которые были вокруг меня, казалось, что я приехал из какой-то нищей страны, из страны "третьего мира".

- И что заставило ваших коллег изменить эту "оптику"?

Я получил роль в фильме "15 минут славы" у режиссёра Джона Херцфелда. Это был боевик, история о борьбе "хороших сыщиков" с "плохими парнями".

Но в этом фильме снимался Де Ниро, он был "хорошим парнем", а меня пригласили на роль "плохого". Фильм вышел в прокат в 2001 году, и, что меня удивило: после этого все как-то стали подлизываться ко мне. Я выходил на театральную сцену, специально плохо играл, и всё равно все рукоплескали…

- Вас это удивило?

Скучновато стало… Был, кстати говоря, и такой случай. 2005 год, в Рождественские дни мы снимались в фильме "Сокровище нации". И Николас Кейдж устроил у себя дома новогоднюю вечеринку.

Было человек двести, наверное, — звёзды первой величины. Я пришёл, мало ещё знал кого в лицо… смотрю: знаменитые артисты, а ведут себя как "шестёрки", глазами ищут, где поважнее человек, к кому подлизаться…

Со мной стоял рядом мужчина, в смокинге, почтенный такой, и как-то он смешно комментировал происходящее. В какой-то момент я ответил, тоже дал забавный комментарий, и мы оба посмеялись. Поняли, что мы — на одной волне.

Весь вечер ходили вдвоём и просто хохотали. Он что-нибудь скажет, я что-нибудь скажу… и за нами целая толпа ходит и тоже хохочет. Я подумал: какие мы молодцы, весёлые, фактически весь вечер разворачивается вокруг нас…

И потом уже, когда он с вечеринки ушёл, мне сказали, что это — Уоррен Битти, легенда Голливуда.

- Ну, ведь недаром говорят, что чем дальше от звёзд, тем меньше разочарований. Любопытно, что Голливуд почти целый век позиционировал себя как царство свободы:

мол, делай что хочешь, говори что хочешь, позволяй себе любую художественную смелость. События, по крайней мере, десяти последних лет говорят: неладно что-то в Голливудском королевстве.
 
Прежде всего, нужно определиться с понятиями. Что есть Голливуд? Голливуд — это рынок, с которого и на котором продаются любые товары со всего мира по дорогим ценам.

И для того, чтобы продать этот товар, мало того, что он должен быть высокого качества, иметь своего потребителя, — должны быть ещё соблюдены определённые условия.

Понятно, что сексизм, расизм там не приветствуются, а при заполнении анкеты в графе "национальность" не нужно писать "белый", лучше просто — "другой". Потому что, если ты "белый", то уже автоматически подразумевается — "расист".

А если ты при этом ещё мужчина, спортсмен, чемпион, да ещё из страны восточного блока, значит ты — априори шовинист, то есть женщину считаешь человеком второго сорта, обслугой…

Как-то Эрик Робертс поделился на фестивале рассказом о том, как он получил свою первую роль, о которой мечтал, и как её потерял. Приехал в студию, был в таком восторженном, приподнятом настроении и при встрече с ассистенткой, сказал: "Привет, красавица!". Та написала заявление, обвинила его в харассменте.

- Очевидно, "определённые условия" принимают сегодня в Голливуде гипертрофированные, маразматические формы.

Там с каждым происходят свои вещи, о которых вы и не подозреваете даже. Если вы имеете в виду дело Харви Вайнштейна, то здесь в борьбе между братьями выпало "слабое звено".

- То есть бизнес и ничего личного?

Каждый случай — индивидуален. Но если мы говорим о "деле Вайнштейна", то это вопрос конкуренции.

- Не секрет, что в "девяностые" Голливуд оккупировала целая диаспора российских артистов с желанием стать "звёздами". И Олег Тактаров оказался одним из немногих, кому это удалось.

Подскажите, что ценится в Голливуде? Помогали вы своим землякам состояться?

Ценится естественность, работоспособность, сосредоточенность. Лишнее движение в кадре, лишний взгляд — карались. Карались так жестоко, что до сих пор я не могу себе позволить сделать лишнее движение. Что же касается помощи…

Для Голливуда это весьма несвойственная вещь. Там всё, как на ринге — нужно выжить. И если я помогал знакомым получить роль, просил за кого-то, то это было скорее исключением из правил… Меня за это, по-моему, тихо ненавидели.

- Вам предлагали роли исходя из вашего типажа или известности, громкого имени в спорте?

Мне ничего не предлагали. Мне за каждую роль приходилось трудиться, работать.

- Можете ли в таком случае назвать свои любимые фильмы?

Я снимался с Де Ниро, с Аль Пачино и с Жаном Рено, с Уиллом Смитом и с Хоакином Фениксом, который так блестяще выступил в "Джокере", снимался в таких голливудских блокбастерах как "Сокровище нации", "Плохие парни-2", при этом назову два фильма, два сериала, которыми я горжусь, и они были здесь сделаны: это "Уходящая натура" и "Лето волков".

- Обычно артиста теснят рамки амплуа, образа, в котором зритель желает его видеть. Насколько комфортен для вас образ "Русского медведя"?

Образ "русского медведя" мне придумал техасский менеджер, когда я был в спорте. Менеджер со мной всего год пробыл, мы разошлись, но вот образ — остался. Люди любят образами мыслить…

Просто во время упаднического настроя, я дал кому-то надежду на то, что мы — люди не второго сорта, что мы, как нация, — не какие-то никчёмные неудачники. Иначе никакой шлейф "русского медведя" не приклеился бы.

- В настоящее время во что бы вы хотели перевоплотить свою славу, свои умения, свои опыт и талант?

Одно время была идея создать фильм, в основе которого лежит тот исторический факт, что в годы гражданской войны в США, войны Севера и Юга, Россия поддержала Север, отправив к Атлантическому и Тихоокеанскому побережью США две эскадры своих военных кораблей.

И Америка была благодарна России: "в знак общего расположения к государю и России", как писал один из контр-адмиралов морскому министру России, устраивались торжества, пышные церемонии.

Одним из членов экипажа русского флота был, кстати говоря, Николай Римский-Корсаков, известный наш композитор, а тогда — юный гардемарин.

Идея воплощалась, сценарист Рэндалл Уоллес, известный по фильму Мела Гибсона "Храброе сердце", о борьбе Шотландии за независимость против английского господства, согласился написать сценарий, Анджелина Джоли захотела играть в нём, но что-то потом не сложилось…

Мне кажется, потрясающая история.

- Красивая. Могла бы стать внушительным, резонансным вкладом в улучшение российско-американских отношений. Интересно, для осуществления проекта с российской стороны встречаете заинтересованность, поддержку?

Заинтересованность встречаю, поддержки не встречаю. Но это абсолютно нормально.

- Если продолжить тему "нормы", замечу: на улицах Москвы всё чаще встречаю молодых людей в обтягивающих джинсиках до щиколоток, объёмных пуховиках, рюкзачках за спиной и в цветных вязаных шапочках, — и теряюсь с определением их гендерной принадлежности.

Невольно возникает вопрос: что мешает воспитывать русских мальчиков как витязей, богатырей, спортивных, сильных телом и духом?

Ничего не мешает. Я написал два отчёта президенту о том, каким вижу развитие спортивного самбо в нашей стране, как сделать, чтобы в мире боевых искусств самбо действительно стало самым популярным видом единоборства.

- Олег, мы с вами, звездой Голливуда, чемпионом мира, беседуем в православной гостинице. Часто можно услышать от "либералов", что "Православие воспитывает в человеке раба". Вы согласны с таким утверждением?

Всё зависит от того, кто и как Православие до тебя доносит. Для меня Серафим Саровский — Православие.

- Ваше кредо?

Пользу какую-то приносить… Главное в жизни — ощущение, что ты что-то хорошее делаешь.

Беседу вела Марина Алексинская

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Кино"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.