Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Генеральный директор ОАО «Ростелеком» Сергей Калугин
Источник: Яндекс картинки
11:11 / 12.10.2016

Сергей Калугин: «Ростелеком» запустит свой «умный дом» и займется энергоэффективностью
Мы ведем сейчас работу с регулятором по поводу увеличения финансирования на 2016 год. Потому что очевидно: с таким недофинансированием выполнить весь объем обязательств по универсальным услугам "Ростелеком" не сможет. Надо либо увеличивать финансирование, либо снижать объем оказания услуг
Отрасль телекоммуникаций в России трансформируется, и операторы связи следуют новым тенденциям. Президент "Ростелекома" Сергей Калугин нам в интервью рассказал о трансформации компании в провайдера цифровых сервисов.

Глава госоператора поделился планами запуска собственного мессенджера "Аллё" и деталями участия в создании мессенджера для госорганов. Калугин рассказал о проектах в сфере "умного дома" и " умного города", а также о шагах в направлении энергоэффективности.

— С появлением и развитием новых IT-технологий на телеком-рынке происходят постепенные изменения. Как компания реагирует на рыночные тенденции? Какие в связи с этим могут быть изменения в бизнес-модели "Ростелекома"?

Тренд телекоммуникационного рынка — снижение доходов от голосовой связи, это уже и мобильные операторы отмечают. Доходы от стационарной телефонии снижаются уже не первый год. Мы боремся с этим, но общемировой тренд состоит в том, что люди отказываются от голосовых соединений не только по стационарному телефону, но и по мобильному тоже — в пользу мессенджеров.

Поэтому очень важно искать новые точки роста и зарабатывать на них. Для нас все более значимой точкой роста становятся облачные сервисы, доходы от которых растут на 40%.

— И как такие изменения отражаются на компании? Что вы предпринимаете, чтобы переориентироваться на новые растущие услуги?

У нас сейчас главный фокус не вовне, а внутрь себя. Чтобы запускать новые услуги, надо фундаментально трансформироваться, и мы сейчас занимаемся внутренней модернизацией — развитием продуктовых офисов и модернизацией технического блока, выстраиваем эффективную производственную систему.

Потому что, как только мы стали активно идти в новые продукты, в новые сферы, мы поняли, что необходимо измениться внутри, в частности усилить IT-блок.

Все, что мы делаем, обусловлено IT, поэтому для нас скорость изменения IT-ландшафта очень критична. Сейчас в компании происходит очень любопытная реформа технического блока, мы меняем философию развития IT и будем использовать принцип бимодальности — то есть сохраним старые системы, подняв их производительность, и запустим новые, которые будут работать уже совершенно по-другому.

— Одна из самых обсуждаемых тем на рынке — покупка Tele2. Вы говорили ранее, что не планируете увеличивать свою долю владения Tele2. А в связи с отрицательным влиянием показателей оператора на вашу прибыль уменьшать тоже не планируете?

Сейчас много разнообразной информации на рынке по поводу нас и Tele2, по поводу того, в какой ситуации находится Tele2, по поводу того, что Tele2 будет делать. Здесь хочется внести ясность: Tele2 для нас долгосрочная стратегическая инвестиция.

Мы скорее удовлетворены тем, как для "Ростелекома" история с Tele2 развивается. Передача мобильных активов в совместное предприятие позволила нам сосредоточиться на собственном бизнесе, например, заниматься активным строительством базовых сетей оптического доступа.

Все непростые процессы, связанные с интеграцией активов двух компаний (собственно Tele2 и сотового бизнеса "Ростелекома"), взяла на себя команда Tele2. Мы считаем, что Tele2 — наша стратегическая инвестиция.

— Может быть, у вас есть варианты, как уменьшить влияние показателей Tele2 на ваши операционные результаты?

Бесспорно, проект Tele2 финансово напряженный, но это вторичные вещи, потому что главное в нем — они наращивают количество абонентов, а масштабную стройку сети по большому счету заканчивают. Мы здесь никакой катастрофы не видим, так как смотрим на вещи трезво.

Когда наша компания заходила в проект Tele2, была совершенно другая экономическая ситуация. Вслед за экономической ситуацией трансформируется и сам проект. Конечно, большая стройка (сетей сотовой связи Tele2 — прим. ред.) временно негативно влияет на наш финансовый результат, но это было вполне ожидаемо.

— А когда ситуация может стабилизироваться?

Мы ждем перелома, потому что Tele2 вышел в Москву. Это был самый амбициозный проект. Постепенно объем инвестиций у них будет снижаться, продолжат расти доля активных пользователей мобильного интернета и соответствующие доходы, что будет обеспечивать рост выручки в целом по компании.

— В какие сроки стоит ожидать улучшения?

Думаю, что в следующем году ситуация выправится. Инвестиции сделаны, количество абонентов увеличивается разумными темпами. Если всем этим разумно управлять, а в Tele2 хорошая команда, то мы вправе ожидать изменения трендов в части финансового результата.

— Какие новые направления интересны "Ростелекому"? Есть ли какие-то сферы, в которых компания сейчас не работает?

Сейчас главный вызов для меня и топ-менеджмента — это наша внутренняя трансформация, потому что "Ростелеком" во многом организован "по старинке". Но мы поставили перед собой цель и должны стать провайдером интегрированных цифровых сервисов.

Создавая инфраструктуру для новой цифровой экономики, мы видим целый ряд направлений, куда точно будем двигаться, — индустриальный интернет, Big Data, геоданные, ОТТ-решения (Over the Top — метод предоставления видеоуслуг через Интернет — прим. ред.) и так далее.

Сейчас мы проходим этап создания продуктовых офисов. Первые офисы мы сделали — это сервисы по видео, индустриальный интернет, "умный город", геоданные и "облака".

Мы хотим продавать нашим клиентам услуги, связанные с энергоэффективностью — зданий, квартир, офисов и так далее. Первые пилотные проекты уже есть. Один из них идет в Сибири уже несколько месяцев. Скоро покажем реальные результаты. Если мы поймем, что это тот бизнес, которым не только стоит заниматься, но мы еще и можем, — будем туда дальше двигаться.

— Если говорить о популярных цифровых сервисах, "Ростелеком" сейчас участвует в экспертной группе по разработке мессенджеров для госорганов. Не планирует ли сам оператор разработать свою версию мессенджера?

В настоящее время мы делимся своей технологической экспертизой, но в дальнейшем, после формулирования технических требований, будем готовы и к иным формам участия. Например, мы сможем предложить свою техническую инфраструктуру, стать заказчиком такого решения или разработать его внутренними силами, задействовать наш венчурный фонд для инвестиций в продукт, отвечающий выработанным требованиям.

Но здесь мы скорее думаем о каких-то партнерских историях, потому что "Ростелеком" — это прежде всего оператор. Мы стараемся трансформироваться в провайдера цифровых платформ, для того чтобы продавать не каналы связи, а услуги, и для этого ищем партнеров.

— У "Ростелекома" ведь есть и свой мессенджер — "Аллё". Когда он может заработать?

Коммерческую эксплуатацию ОТТ-коммуникатора "Аллё" мы планируем начать до конца года. Сейчас проводятся необходимые пусконаладочные работы и тестирование сервисов. В первую очередь приложение будет ориентировано на голосовую связь — совершение соединений через сеть передачи данных. Причем отличительная особенность сервиса — привязка к номеру городского телефона.

Помимо запуска мессенджера, у нас вскоре будет еще один новый перспективный продукт — "умный дом". Это наша собственная разработка, которая включает в себя датчики безопасности, датчики, которые отвечают за мониторинг теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения. Все это вместе объединено в интеллектуальную платформу, которой клиент может управлять дистанционно.  

— А конкретный месяц, когда будет запущен "умный дом", еще не определен?

Осенью будут первые пилоты. Этот проект локальный, поскольку всегда привязан к конкретному городу или региону.

— У вас есть венчурный фонд. Как можно его использовать для развития в новых сферах вашего бизнеса? Будут ли в ближайшее время новые сделки?

Мы обычно не говорим о незаконченных сделках. Сейчас мы стараемся инвестировать в те направления, которые комплементарны нашему основному бизнесу и позволяют нам реализовывать нашу стратегию.

Прежде всего мы инвестируем в высокотехнологичные IT-компании, которые являются владельцем нужных нам технологий для "безопасного и умного города", для ЦОДов (центров обработки данных — прим. ред.). В сфере технологий энергоэффективности также готовы рассматривать проекты.

— Теперь поговорим о непрофильных активах. Как обстоят дела с их приватизацией? "Ростелеком" должен был уже утвердить программу отчуждения непрофильных активов. Какими будут ее основные положения?

"Ростелеком" последовательно реализует программу реализации непрофильных активов. Она утверждена советом директоров и актуализируется по мере необходимости. У программы две составляющие — недвижимость и долевые финансовые вложения (как правило, миноритарные пакеты акций). Мы владеем одним из самых больших портфелей недвижимости в России.

Это во многом было технологически предопределено, потому что раньше были старые сети на основе местных технологий и требовалось большое количество помещений для АТС и другого оборудования.

Сейчас, по мере модернизации сетей, нам, конечно, помещений нужно намного меньше. Поэтому мы формируем фонд недвижимости, в который будет передано несколько сотен тысяч квадратных метров недвижимости. Это будет, наверное, один из самых крупных фондов недвижимости в России.

С недвижимостью мы будем работать в двух направлениях: во-первых, сдавать неиспользуемые площади в аренду, а во-вторых — благодаря структуре фонда нам проще будет привлекать внешних партнеров для модернизации и реновации помещений.

Мы не собираемся только продавать, мы собираемся (как и другие телеком-операторы) внимательно следить за конъюнктурой и, если окажется, что продавать невыгодно, будем работать над повышением эффективности использования этих площадей, в том числе за счет аренды и перепрофилирования.

— Несколько сотен тысяч квадратных метров... А в деньгах это сколько?

Сейчас трудно о рынке недвижимости говорить, потому что в связи с известными экономическими ситуациями рынок сильно сузился, ценообразование крайне нестабильное. Когда мы начинали подготовку к созданию фонда недвижимости, наши консультанты оценивали объем этого фонда в несколько миллиардов долларов. Но сейчас другая ситуация в экономике.

Вместе с тем в 2015 году из 1025 непрофильных объектов недвижимости мы избавились от 660 единиц. Крупнейший объект недвижимости — офисное здание в центре Москвы на 1-й Тверской-Ямской улице — был реализован за 1,1 млрд рублей.

— Вы говорили, что хотели привлекать партнеров в управление этим фондом. Уже нашли кого-то конкретного?

Пока мы формируем свою собственную профессиональную управленческую команду. От партнеров не отказываемся, но пока будем активней заниматься сами.

— Вы упомянули и про другую составляющую непрофильных активов — долевые финансовые вложения. Какое место занимает эта категория в программе реализации?

Всего в программу включены 22 таких актива. В 2015 году "Ростелеком" вышел из уставного капитала 11 компаний. В целом финансовый результат отчуждения непрофильных активов в 2015 году положительный: общая цена реализации в размере почти 2,9 млрд рублей в 2,7 раза превышает балансовую стоимость.

— Еще одна "долгоиграющая" тема — интерконнект, то есть межоператорские взаиморасчеты за трафик. Ранее вы говорили, что "Ростелеком" совершенно не устраивает ситуация с интерконнектом. Каковы ваши предложения по изменению сложившейся практики?  

Необходимость реформы интерконнекта назрела уже давно. Действующая модель регулирования тарифов на межоператорские расчеты для существенных операторов устарела и не соответствует сегодняшней рыночной ситуации.

По сути, операторы фиксированной связи продолжают субсидировать мобильных операторов. Надо выровнять экономические условия для работы фиксированных и мобильных операторов. Устранить экономические условия для серых схем пропуска трафика на фиксированную сеть. Дискуссии на эту тему продолжаются, в том числе в правительстве.

Конечно, мобильные операторы не хотят отказываться от имеющихся нерыночных преимуществ. Но эту ситуацию все равно предстоит изменить, и, мне кажется, удалось найти компромиссное решение, которое устраивает всех операторов, ждем окончательного решения правительства.

— "Ростелеком" является единственным исполнителем программы устранения цифрового неравенства. Вы ранее говорили, что в случае, если бюджет на реализацию программы будет снова урезан, компания не будет больше вкладывать собственные недостающие средства. Насколько в таком случае замедлится реализация программы? Чего опасаться?

Проект устранения цифрового неравенства финансируется из резерва универсального обслуживания. Из-за сокращения расходов федерального бюджета из запланированных на универсальные услуги связи 14,8 млрд рублей осталось только 7,9 млрд рублей, почти в два раза меньше.

Мы ведем сейчас работу с регулятором по поводу увеличения финансирования на 2016 год. Потому что очевидно: с таким недофинансированием выполнить весь объем обязательств по универсальным услугам "Ростелеком" не сможет. Надо либо увеличивать финансирование, либо снижать объем оказания услуг.

Пока, кстати, проект устранения цифрового неравенства реализуется четко. В соответствии с договором с Россвязью "Ростелеком" за 10 лет должен построить около 14 тыс. точек доступа в малых населенных пунктах (с населением от 250 до 500 человек), а также около 200 тыс. километров волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).

По итогам первого полугодия 2016 года введено в эксплуатацию 2,98 тыс. точек доступа (то есть 21,3% от общего количества) и 23,9 тыс. километров ВОЛС.

— Каким образом это может быть сделано?

В государственном контракте с Россвязью есть положения, дающие компании право в случае существенного недофинансирования сократить объем оказания универсальных услуг. В настоящее время обсуждается, каким образом компания может воспользоваться этим правом. Мы стремимся сделать это безболезненно — определив те устройства, которые в наименьшей степени пользуются спросом со стороны населения.

Так, например, очевидно, что таксофоны имеют важное социальное значение: в большом числе мест это единственный вид связи. Кроме того, мы видим значительный объем трафика по вызовам экстренных оперативных служб. Новая услуга — точки высокоскоростного доступа в интернет в малых населенных пунктах — также пользуется большим спросом, мы фиксируем взрывной рост трафика.

Кроме того, инфраструктура для этой услуги нужна для реализации других государственных проектов.

А вот что касается пунктов коллективного доступа (ПКД), то эта услуга теряет свою актуальность. В большинстве населенных пунктов, где расположены ПКД, можно выйти в интернет через мобильную сеть или организовать индивидуальный проводной ШПД в квартиру.

Поэтому в условиях сокращения федерального бюджета целесообразно отказываться от несущественного, концентрируя финансовые ресурсы государства на более эффективных направлениях.

Беседовали Екатерина Казаченко, Елена Травкова


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.