Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена из спектакля «Ревизор» Государственного академического Малого театра (2013)
Источник: Яндекс картинки
10:53 / 30.05.2017

Ревизор
19 апреля (1 мая) 1836 года в Александринском театре состоялась премьера, на которой пристутствовал сам Николай I. После премьеры «Ревизора» император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». Комедия Гоголя поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене

«Ревизор» — комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А.С. Пушкиным.

Подтверждением этому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна Новгородской губернии (сейчас — Вологодской области) — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей».

По другой версии, также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 года принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте. Также есть предположение, что история произведения восходит к рассказам о командировке Павла Свиньина в Бессарабию в 1815 году.

Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А.С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу. В январе 1836 Гоголь читал комедию на утре у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А.С. Пушкин, П.А. Вяземский и многие другие.

Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками», пьеса была допущена к постановке.

19 апреля (1 мая) 1836 года в Александринском театре состоялась премьера, на которой пристутствовал сам Николай I. После премьеры «Ревизора» император заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». Хлестакова играл Николай Осипович Дюр.

Императору постановка очень понравилась, более того, как считают критики, положительное восприятие венценосной особой рискованной комедии впоследствии благотворно сказалось на цензурной судьбе произведения Гоголя. Комедия Гоголя поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене.

Все современные постановки комедии «Ревизор» подчёркивают её актуальность новому времени. После сочинения пьесы прошло почти два века, однако всё говорит о том, что это гоголевское произведение о произошедшем обыденном случае в русском уездном городке ещё долго не будет сходить с подмостков театров России, где по-прежнему процветает всё подмеченное Гоголем, а образ Хлестакова соответствует духу времени.

Роль Хлестакова стала когда-то стартовой для молодого актера Малого театра Юрия Соломина. Он сыграл ее в спектакле Игоря Ильинского. Много позже Юрий Мефодьевич поставил «Ревизора», отдав главную роль своему брату Виталию Соломину.

И вот в 2006 году мастер в третий раз взялся за великую пьесу Гоголя. Этот «Ревизор» с успехом идет на сцене Малого уже десять лет. Его спокойно можно показывать детям, не опасаясь неожиданностей в трактовке произведения из школьной программы.

Малый театр — бастион академизма, за что нередко он подвергается критике прогрессивных деятелей сценического искусства и продвинутых зрителей. Но академизм — отнюдь не синоним косности. В Малом чтут отечественную театральную традицию и не позволяют себе вольничать с текстами Островского, Пушкина, Чехова, Гоголя.

«Творческий коллектив спектакля следует замыслу автора, его «духу и букве», — заявляют создатели «Ревизора» в аннотации к спектаклю. Действительно, тут подошли к бессмертной комедии со всем уважением. Попыток осовременить материал XIX века не делали.

Темы российского чинопочитания, взяточничества, трепета провинции перед столицей и так не перестают быть актуальными, так что персонажи Гоголя вовсе не нуждаются в том, чтобы их переодевали из сюртуков в свитера и джинсы.

Мы привыкли видеть в роли городничего актеров преклонного возраста, а в спектакле Юрия Соломина и Василия Федорова градоначальника сыграл совсем не старый артист Виктор Низовой. Это очень темпераментный, яркий характерный актер, и его Антон Антонович стал серьезным конкурентом Хлестакову в исполнении Дмитрия Марина.

Прекрасную галерею образов провинциальных чиновников создали замечательные актеры Малого театра Александр Клюквин (Земляника), Борис Невзоров (Ляпкин-Тяпкин), Алексей Кудинович (Хлопов), Владимир Носик (Гибнер). В роли супруги городничего Анны Андреевны — Инна Иванова, которая в первые годы жизни спектакля играла Марью Антоновну.

Теперь дочь градоначальника играет Ольга Жевакина. Не такая уж большая разница в возрасте актрис, играющих мать и дочь, делает более естественной борьбу их героинь за симпатию заезжего столичного гостя.

Стоит отметить художественное оформление спектакля. Усилия художника были направлены на то, чтобы подчеркнуть провинциальность места, в которое угодил Хлестаков. Дом городничего предстает не привычным ампирным особняком с колоннами, но деревянным домиком со скрипучей лестницей и геранями в окошках.

Мебель являет собой наглядный пример «смеси французского с нижегородским»: диваны с подлокотниками в виде золоченых лебедей обтянуты тканью с яркими лубочными розанами.

Разряженные в платья с кринолинами Анна Андреевна и Марья Антоновна выглядывают с ветхого крыльца, не покажется ли экипаж с таинственным незнакомцем, а по двору мимо них расхаживает баба с коромыслом, в затрапезном сарафане. Жизнь тут скучная, серая — потому и производит такую сенсацию появление молодого «ревизора».

Действующие лица

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
Анна Андреевна, жена его
Марья Антоновна, дочь его
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ
Жена его
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский — городские помещики
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга
Осип, слуга его
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь
Фёдор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почётные лица в городе
Степан Ильич Уховертов, частный пристав
Свистунов, Пуговицын, Держиморда — полицейские
Абдулин, купец
Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша
Жена унтер-офицера
Мишка, слуга городничего
Слуга трактирный
Гости и гостьи, купцы, мещане, просители

Режисcёр: Юрий Соломин, Василий Федоров
В ролях: Виктор Низовой, Инна Иванова, Алексей Кудинович, Александр Клюквин, Дмитрий Марин, Ольга Жевакина, Борис Невзоров, Владимир Носик

Государственный академический Малый театр | 2013 | Россия | Комедия | 147 мин.

Смотреть спектакль:

На YouTube

Часть I

Часть II



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.