Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Церковь Воскресения Христова на Дебре Костромы
Источник: Яндекс картинки
10:14 / 05.10.2013

Церковь Воскресения Христова на Дебре Костромы
Воскресенская церковь на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года, а первая церковь «на нижней дебре» была поставлена костромским князем Василием Ярославичем (1248—1276)

Церковь Воскресения Христова на Дебре (Воскресенский собор) — православный храм в Костроме, на берегу реки Волги. Воскресенская церковь на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года.

Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега Волги. Название улицы указывает на густые заросли у реки, заросшую лесом низину, чащу. Эта версия подтверждается названием другой древней улицы, проходящей рядом — Лесная. Впрочем, уже в XVII веке с названием Нижняя Дебря конкурирует другое — Нижнебережняя улица, а со второй половины XIX века. Нижняя Набережная улица.

По преданию, первая церковь «на нижней дебре» была поставлена костромским князем Василием Ярославичем (1248—1276). Как сообщает дошедшее фрагментами его «Житие», молодой князь любил охотиться в борах над Черной речкой и, чтобы не водить всякий раз с Сулы своры собак, перевел туда псарню, поселил псарей и построил для них деревянную церковь Воскресения. К XV в. выросший вдоль Волги Вознесенский посад достиг здешних мест, в XVII веке в районе Дебри располагались многочисленные кожевенные мастерские. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная посадская церковь Воскресения с приделом св. Екатерины и с теплой церковью Коcмы и Дамиана.

Умножившееся посадское население решило возвести на их месте каменный храм. Самый крупный вклад на его сооружение внес богатый торговец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев сын Исаков, живший неподалеку — «от реки от Черной идучи к Боровой улице». Согласно преданию, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотыми монетами. Исаков решил использовать их на строительство церкви.

Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650—1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского, а фрески Трехсвятительского придела — в 1670 году, как предполагают, Гурием Никитиным и его артелью.

В 1740-х годах окна церкви были растесаны, проемы галереи заложены, а западное крыльцо соединено крытым переходом со Святыми воротами.

Первоначально при храме была колокольня. Но в 1801 году при перестройке соседнего «тёплого» Знаменского храма, составляющего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви.

В 1911—1912 годах церковь была частично реставрирована архитектором Д.В. Милеевым. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, её посещал император Николай II с дочерьми и свитой.

В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище, а в подклете был военный склад. В 1946 году храм вновь был открыт. По воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна… Долее четверти века (с 1964 года) небольшая церковь служила кафедральным собором Костромской епархии. Здесь до 1991 года сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери из разрушенного в 1934 году Успенского собора. В 1967—1969 годах были проведены реставрационные работы во входной группе и Святых воротах.

При церкви Воскресения на Дебре в 1993 года был учрежден Знаменский женский монастырь, в ведение которого также была передана полуразрушенная соседняя Знаменская церковь. Сейчас она восстанавливается, полностью отстроена заново пятиярусная колокольня.

Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырехстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена алереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами).

Северный придел Трех Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.

Помещение храма разделено четырьмя квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сдвинут к востоку. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами.

«Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролетной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.