Воскресенский кафедральный собор Новочеркасска
Вознесенский Кафедральный собор был заложен и освящен в день основания Новочеркасска 18 (30) мая 1805г. в праздник Вознесения Господня. Первоначально храм был деревянный. К постройке каменного соборного храма войска Донского приступили только в октябре 1811г. Первый проект каменного Вознесенского собора по просьбе знаменитого Донского Атамана М.И. Платова сделал придворный архитектор из Петербурга Алоизий(Луиджи) Русско(Руска). Возглавлял же работы по строительству собора до своего увольнения в отставку в 1818 г. родной брат знаменитого архитектора Иероним. Реальные работы на строительстве собора проводились в основном в 1816 и 1817 году, так как в другое время казаки все свои силы и средства отдавали борьбе с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. и в заграничным походам 1813-1814 гг.
В 1818 и 1819г. собор из-за нехватки строительных материалов не строился. В 1820 г. работы по созданию собора возобновились. С уходом И.Русско здание собора было освидетельствовано комиссией, которая приняла решение укрепить здание, что и произвел войсковой архитектор К.С. Амвросимов. В 1822 г. работы вновь остановились, но теперь уже на 22 года, т.е. до 1844 года. Здание собора к этому времени возвели на высоту в 7 сажень (около 15 м.). Собор по проекту должен был иметь высоту в 26 саженей, т.е. более 50 метров.
В 1844 г. архитектором собора состоял И.О. Вальпред. Уже оставалось достроить всего два аршина, т.е. окончить своды куполов собора, когда вдруг в 9 часов вечера 29 августа 1846 г. произошло обрушение здания собора. На другой день об этом было рапортировано Наказному Атаману Войска Донского генералу от кавалерии М.Г.Власову, а уже 31 августа он докладывал об этом императору. Государь повелел составить теперь же новый проект в византийском вкусе, поручив это архитектору К.А.Тону – автору проекта храма Христа Спасителя в Москве.
Новый план собора, составленный известным архитектором К.А.Тоном, был Высочайше утвержден 4 января 1847г. Смета, предложенная государю, была настолько огромной (более 1 млн. руб.), что он ее не утвердил и потребовал спроектировать храм меньший по размерам и стоимости, который будет «по средствам» Войску Донскому. Следуя этим требованиям, войсковой архитектор И.О.Вальпред спроектировал собор, стоимость которого оценивалась в 640 тыс. руб. Проект И. О.Вальпреда Высочайше утвердили 16 апреля 1850 г. Проект К.А. Тона был использован при строительстве крупного храма в Ростове-на-Дону — Александро-Невского собора. В 1850 году приступили к постройке нового варианта Вознесенского собора в Новочеркасске. В закладке 2-го варианта собора 2 ноября 1850г. принял участие приехавший утром 31-го октября 1850 г. на Донскую землю, а вечером — в Новочеркасск Наследник Цесаревич, Августейший Атаман всех казачьих войск Александр Николаевич (будущий Император Александр II). Чин освящения места строительства собора совершил Архиепископ Донской и Новочеркасский Иоанн (Доброзраков).
В 1851г. утверждается смета на строительство 2-го варианта собора, но работы начались только в 1852г. В 1853г. снова возникли сомнения в прочности строящегося собора из-за недостаточного качества кирпича. Результатом обследования работ рядом комиссий стало приостановление строительства на два года. В 1857 г. работы по строительству собора были продолжены. Работы уже практически оканчивались, когда по Войсковому Наказному Атаману М. Г.Хомутову была подана докладная записка, в которой говорилось: «В новостроящемся Новочеркасском соборе главный купол, окончившийся постройкою, в 12 часов ночи, с 10 на 11 число сего июля 1863 г., обрушился во внутрь собора и увлек за собою еще часть одного из малых куполов и 5 боковых сводов». Так закончилась еще одна попытка строительства, теперь уже второго варианта Войскового собора в Новочеркасске.
Приехавшая в августе 1863 г. в Новочеркасск, т.е. сразу же после обрушения, комиссия признала, осмотрев в сентябре здание собора, что «работы выполнены тщательно, искусно и осмотрительно». Единственную причину обрушения комиссия нашла в поспешном устройстве барабана главного купола собора. Вывод комиссии — собор можно достроить.
Более того, Военный Совет постановил «причину обрушения купола не вменять в вину строителя и дело это оставить без дальнейшего преследования». Архитектору О. И. Вальпреду поручалось достроить собор с новым куполом за два года.
В эти два года в соборе восстановили строительные леса, которые были сметены обрушившимся куполом и устроена временная деревянная крыша. Убрали мусор и работы … остановились. Стали разрабатывать новую смету достройки. 15 января 1866 г. объявили торги на достройку здания собора. Но на торги никто не явился. Вторые торги, назначенные на 16 мая, не объявлялись. Только в 1868 г. при Войсковом Наказном Атамане А.Л. Потапове положение несколько изменилось, и была выработана смета, которая устроила Императора. Он подписал ее 1 августа 1868 г. Согласно новой смете работы по достройке собора начались в 1869 г. при новом Войсковом Наказном Атамане М. И.Черткове. Он же предложил упразднить комиссию по достройке собора, которую учредили еще в 1844 г., предложил уволить архитектора Вальпреда и дать возможность достроить собор другому архитектору. Военный Совет принял эти предложения Атамана.
Весной 1872 г. М.И. Чертков назначил комиссию по осмотру собора. Комиссия в целом признала состояние собора хорошим и сочла возможным возобновить его достройку. Но некоторые члены комиссии не согласились с выводом и выразили особое мнение, которое гласило о том, что качество материалов, использованных при постройке собора низкое, а значит, это может привести к новому несчастью. Выводы комиссии и особое мнение послали в Военный Совет в 1873 г., который только через два года (в 1875г.) решил послать на Дон специальную комиссию от инженерного управления и одного архитектора, которым стал А.А. Ященко.
Комиссия осмотрела здание собора, а архитектор А.А.Ященко разработал свой проект достройки второго варианта собора. 20 апреля 1877 г. этот проект послали на утверждение в управление иррегулярных войск. Но инженерный комитет, признал летом 1878 г. возможным «оставить представленный проект без последствий и вместо предполагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же войска Донского».
В начале 1880 г. Наказной Атаман Н. А.Краснокутский послал Военному министру новый проект А.А.Ященко, который оценивался в 624 тыс. руб., а разборка прежнего собора — в 100 тыс. руб. Военный Совет в связи с этим решил: «1) обвалившийся в 1863году в Новочеркасске каменный собор разобрать; 2) на разборку эту назначить из войскового капитала войска Донского 106 тыс. руб., с разделением этой суммы на два года, на 1880 и 1881.». Император Александр II утвердил это решение 17 мая 1880г.
К октябрю 1882 г. второй вариант здания каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора разобрали.
Проект третьего варианта собора поручили областному архитектору, академику архитектуры А.А.Ященко. 24 марта 1891 г. проект был высочайше утвержден. В то же время учредили и Высочайше утвердили Соборостроительную комиссию, которая 22 мая «открыла свои действия». В августе 1891 г. под наблюдением первого строителя собора архитектора А.А.Ященко начались работы по устройству фундамента. Для этого прежде разобрали старый фундамент и углубили котлован под новый. В 1892 г. котлован под фундамент был подготовлен. В этом же году решили построить водопровод специально для строительства собора, протяжением до 2-х верст из реки Аксая с подъемом до 20 тыс. ведер воды в сутки и стоимостью до 16 тыс. руб. Тут же на площадке у строящегося собора создали механическую лабораторию для испытания поставляемого кирпича.
В следующем 1893г. скоропостижно скончался архитектор А.А.Ященко и его место в качестве строителя Вознесенского собора занял войсковой архитектор Илья Петрович Злобин.
17 октября 1893 г. в день традиционного войскового праздника «при многочисленном стечении народа», колокольном перезвоне и пушечной стрельбе состоялась торжественная закладка нового варианта собора. На закладной доске, замурованной в специальном каменном футляре в фундаменте, нанесли следующую надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основался сей Соборный Храм в честь и память Вознесения Господня, при державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего ИМПЕРАТОРА Александра Александровича, супруге Его Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ Марии Феодоровне и Наследнике ЕГО Государе Цесаревиче Николае Александровиче; в управление войском Донским Войсковаго Наказнаго Атамана Генерал-Адьютанта, Генерал-от кавалерии, князя Николая Ивановича Святополк-Мирскаго, при святительстве же Высокопреосвященнаго Макария, Архиепископа Донскаго и Новочеркасскаго, по проекту Академика Архитекторы Ященко, в присутствии Войсковаго Наказнаго Атамана Войска Донскаго, Архиепископа Донскаго, членов Соборостроительной Комиссии, членов всех присутственных мест Области войска Донскаго, Дворянства и Христолюбивых Донских воинов в лето от сотворения мира 7401, от Рождества Христова же по плоти Бога Слова 1893 года Октября 17 дня».
Для изготовления кирпича на строительство собора, решением Военного Совета от 28 апреля 1894г., было определено построить специальный кирпичный завод. Руководство войскового кирпичного завода соорудило дополнительный водопровод и построило 10 сараев для сушки сырца. В 1896г. Комиссия обнаружила на соборной площади 600 тыс. штук кирпича, которые по проекту уже должны были быть заложены в основание фундамента. Прежний опыт обрушения двух вариантов собора подсказывал, что необходимо провести детальное обследование указанного факта и найти причину, по которой более полумиллиона штук кирпича оказались неиспользованными. Для объяснения данного инцидента архитектор Злобин вынужден был давать письменные объяснения в Главное инженерное управление при Военном Министре, под присмотром которого строился Войсковой собор в Новочеркасске. Управление командировало в Новочеркасск своего представителя инженер-полковника К.Х.Лимаренко.
По докладной инженер-полковника К.Х.Лимаренко Военный министр принял решение поручить ему переработку проекта и возглавить строительство собора в Новочеркасске. В связи с этим поручением К.Х.Лимаренко перепроектировал собор (не нарушая внешнего облика, предложенного архитектором А.А.Ященко), а также уменьшил его вес на 20 тыс. тонн. В 1897г. работы на строительстве собора продолжились. В 1898-1899г.г. производилась кладка кирпичных стен. В 1900 году проводилась кладка главного купола. При его сооружении велась беспрерывная работа в течение 36 часов, не допускавшая ни минуты простоя, чтобы не обрушился главный купольный свод диаметром более 18 м. Верхняя часть главного барабана складывалась из пустотелого кирпича. Главный купол и пять других покрыли листовой медью в шашечном порядке, а остальные полукупола — железом. Впоследствии, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом, будут покрыты таким же золотом — главный купол и 5 куполов вокруг него.
23 июля 1900 г. происходило поднятие 9 колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняли с колокольни временного деревянного Вознесенского собора и поставили при входе в новый храм. Вскоре их стали поднимать через специально оставленное отверстие, сделанное в своде. Кроме четырех прежних колоколов, подняли пять новых.
Самым большим и мелодичным был старинный колокол весом в 700 пудов (т.е.11,2 т), отлитый еще 20 октября 1744 года для Воскресенского собора в Черкасске. Другой колокол весил 300 пудов (т.е. 4,8 т.) и был отлит в 1864 г. Именно этот колокол и подняли первым. Третий колокол весил 154 пуда 5 фунтов (т.е. около 1,5 т.). «Пятый колокол весом 26 пудов 28 фунтов (т.е. 420 кг.) случайно разбили и поэтому не подняли на колокольню нового собора, хотя его отлили в Казани еще в 1810 году. В торжестве поднятия колоколов, наряду с горожанами, приняли участие второочередные казаки станиц: Старочеркасской, Грушевской и Кривянской.
Купола для возводимого собора были вызолочены, а в Богемии изготовили самый большой крест на главный купол, весом в 80 пудов, т.е. 1.280 кг и высотой в 16 футов, т.е. 4,9 м. В его перекрестие вставили 80 монолитов из горного хрусталя, граненые под алмазную грань и оправленные каждый в медную посеребренную оправу. Это давало огромный световой эффект при попадании лучей солнца на золотой крест со вставленным общим хрусталем. Блеск природного солнца отражался в искусственной позолоте и хрустальном многогранном монолите. К тому же эффект придавали и пять позолоченных куполов, обрамляющих главный купол. Игра солнечного света в золоте и хрустале создавала как бы светящийся шар, иллюзию второго солнца. Поэтому со времени (3 сентября 1900 г.) торжественной установки железных позолоченных восьмиконечных крестов на 5 куполах и алтарном полукуполе, а также креста на главном куполе собора Войсковой храм называют «вторым солнцем Дона». В этом же году подняли колокола на колокольню и остеклили все окна, в т.ч. в 16 окнах вставили цветные кафедральные стекла с орнаментом и в 7 окнах — на библейские мотивы.
В 1901 г. окончены штукатурные и скульптурные работы, а также вставлены железные переплеты во всех 136 окнах собора. В этом же году устроили три гранитных крыльца только с западной стороны (с тем, чтобы исключить сквозняки). На главном входе устроили 16 гранитных ступеней.
В 1902 г. произвели заготовку мраморных плит для полов и внутренних ступеней, а также мрамора для иконостаса. Белый мрамор для полов и иконостаса доставляли из Италии, а розовый (для колонн), привозили из Франции. Построенные на соборной площади мраморные мастерские изготавливали плиты для покрытия полов. Всего уложили 5600 штук мраморных плит четырех цветов: серого, белого, розового и зеленого. В 1902 г. на фасаде собора были установлены часы диаметром около 2-х метров с часовым механизмом внутри собора. Рядом выставили два образа — «Донской Божией Матери» и «Благословляющего Христа». Они выполнены на позолоченной меди под стеклом размером свыше 2-х квадратных метров каждый.
В 1902 г., когда собор вчерне построили, из Петербурга приехала комиссия под председательством профессора Инженерной академии Генерал-лейтенанта Веденяпина. Комиссия признала выполненные работы правильными и подписала акт о приемке здания собора. В 1903 году начали монтировать мраморный иконостас, отличающийся великолепной кружевной вязью. Работу по его устройству и живописи отдали по конкурсу профессору А.В.Пряхову.
Всех живописных работ художники выполнили на 100 тыс. руб., не считая стоимости использованного сусального золота на 17 тыс. руб. Всего художественных работ в соборе (в т.ч. икон в иконостасах) до 200. Самая большая картина в Новочеркасском соборе — «Страшный суд». Она занимает площадь более 35 квадратных сажень, т.е. около 75 кв. м. Естественно, что в соборе есть картины, отображающие суть всех 12 главных православных праздников. На центральном куполе мы видим огромное погрудное изображение Христа Спасителя (характерное для оформления ранних русских церквей), Пантократора, Вседержителя, Царя Царствующих, выполненное художником И.Ф.Порфировым. От пола, до купола, диаметром более 18 м., на котором изображен Иисус Христос, более 50 метров. О том, что это достаточно высоко убеждает тот факт, что между глазами образа Иисуса Христа ровно один метр.
Над алтарем на золотистого цвета полусфере художником М.Е.Ватутиным по эскизу И.Ф.Попова нарисована «Святая Троица». Ниже ее в алтарной части в открытые царские врата видна огромная 13 метровая картина художника Вениамина Попова «Тайная вечеря», выполненная по эскизу художника И.Ф.Попова. Сам же Иван Федорович Попов, оставшийся после росписи собора жить в Новочеркасске, написал четыре картины в притворе собора: «Исцеление дочери Хананеянки», «Притча о Блудном Сыне», «Отрок Иисус во храме» и «Благословение детей».
На хорах, расположенных на втором этаже колокольни, вывешены картины исторической живописи, которые отразили основные вехи становления и развития Донского казачества. Здесь расположены картины: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при Царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великаго под Азов в 1696 г.», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805году», «Встреча Атамана Платова в 1814 году близ г.Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 г. Наследнику Престола Цесаревичу Николаю Александровичу».
В 1904г. проводились столярные работы. В этом же году производилось мощение площади вокруг собора и устройство скверов. Весной 1904 г. закончились все оформительские и мраморные работы. Царские врата и двери исполнены из отлитой чеканной бронзы. Все лицевые части вызолочены, а задние — посеребрены.
Выстроенный к весне 1904 г. Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске, вмещающий на одну службу до 5.000 чел., представлял собой одно из самых величественных в России церковных зданий, по величине уступающее только храму Христа Спасителя в Москве (10 тыс.чел.) и Исаакиевскому собору в Петербурге (7 тыс. чел.). Его технические характеристики составили: полная высота внутри храма — 51,2 м., полная высота снаружи с крестом — 74,7 м., длина внутри — 72,5 м., длина снаружи — 76,8 м., ширина внутри — 57,6 м., ширина снаружи 62 м., диаметр купола внутри — 18 м., а снаружи — 21,5 м. Собор имеет два подвала — нижний и верхний общей глубиной около 15 м. Нижний подвал служит для хранения свечей, лампадного масла и т.д., а верхний приспособили для несгораемого войскового архива в северном крыле, а в центре — под усыпальницу великих людей Дона, состоящую из 24 мраморных саркофагов, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, атамана Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова. Рядом сооружена однопрестольная Покровская церковь, которая символизировала первые деревянные церкви на Дону.
9 мая 1904 года, в день совпавший с праздником святого Николая, в Новочеркасске состоялось освящение нижней церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в новом, еще не открытом каменном Вознесенском кафедральном соборе. 8 мая в новой церкви отслужили всенощное бдение и сделали необходимое приготовление к освящению храма. В 9 часов утра прибыл Высокопреосвященный Афанасий (Пархомович), Архиепископ Донской и Новочеркасский и Преосвященный Иоанн (Митропольский), Епископ Аксайский. Началось освящение нижнего Покровского храма. Пели два хора: архиерейский и войсковой. Присутствовали Войсковой Наказной Атаман генерал-лейтенант К.К.Максимович, начальник Войскового штаба генерал-лейтенант П.А.Плеве, генералитет, областные руководители, почетные лица и др., в т.ч. настоятельница Старочеркасского Ефремовского женского монастыря игумения Иннокентия.
25 июня 1904 года обычный будничный, рабочий день оказался для жителей Новочеркасска торжественным и церковно-радостным. В этот день в 13 часов дня в Вознесенском соборе было совершено благодарственное Господу Богу молебствие по случаю полного окончания работ по сооружению и отделке нового кафедрального собора.
На молебен прибыли представители местных властей и учреждений во главе с Войсковым Наказным Атаманом генерал-лейтенантом К.К.Максимовичем. Молебен совершил Высокопреосвященный Афанасий (Пархомович) в сослужении Преосвященного Иоанна
(Митропольского), ректора Донской духовной семинарии протоиерея М.Симашкевича, священнослужителей городских церквей.
6 мая 1905 г., т.е. практически через сто лет после его закладки 18 мая 1805 года, каменный Войсковой Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске был торжественно освящен и открыт. На освящение ожидали прибытие Императора Николая II, который в августе 1904 г. при проводах на Русско-Японскую войну 4-й казачьей дивизии со сборного пункта в лагерях Персиановки, обещал приехать на торжества по открытию Войскового собора. Но царь не приехал на освящение.
Строительство третьего варианта Войскового Вознесенского кафедрального собора, который при освящении назвали «памятником религиозной ревности» донцов, обошлось казакам в 2 миллиона рублей, что оказалось в два раза дороже строительства известного Владимирского собора в Киеве.
Торжества начались 5 мая вечером в заполненном молящимися соборе в присутствии Войскового Наказного Атамана, членов Соборостроительной комиссии, генералитета и др. Всенощное бдение начал Ректор Духовной Семинарии Архимандрит Митрофан (будущий Архиепископ Донской и Новочеркасский) с выходом на литию Высокопреосвященейшего Афанасия (Пархомовича), Архиепископа Донского и Новочеркасского. В выходе на величание храмовому празднику, Вознесению Господню, принял участие и Преосвященейший Иоанн (Митропольский), Епископ Аксайский. Пели во время богослужения два лучших хора певчих в Новочеркасске — архиерейский и войсковой.
Торжественный благовест в 8 час. 30 мин. утра 6 мая 1905 г. оповестил жителей Новочеркасска и собравшихся на торжество представителей всех казачьих станиц Дона о начале долгожданного освящения собора. В 9 часов утра прибыл Архиепископ Афанасий и встретил перед храмом Войсковой Круг. После Божественной литургии Архипастырями, в сослужении 30 священноиереев, был совершен благодарственный Господу Богу молебен с произнесением многолетия, во время которых войсковые регалии окропили святой водой. Перед молебном прочитали «Высочайшую грамоту», жалованную войску Донскому 6 мая 1887 г., во время пребывания в Новочеркасске Императора Александра III и его Наследника Николая Александровича, нынешнего Императора Николая II. Освящение придела во имя Воскресения Христова совершил Архиепископ Афанасий в сослужении соборной братии 22 мая 1905 г. Освящение придела во имя иконы Божией Матери, именуемой Одигитрии, совершили 12 июня 1905 г.
Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет —!) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.
В первые годы советской власти внешне все оставалось по старому. Собор работал, соборное духовенство вместе с Архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем) совершало богослужения, а верующие посещали храм. Но ситуация вокруг собора значительно изменилась. Каждый, кто посещал собор, попадал под подозрение и идеологическую оценку «церковного прихвостня». Новые власти оставляли без внимания только престарелых горожан, которым бесполезно рассказывать о перспективах безбожного будущего. Число посещающих собор стало резко падать, а проблемы по его содержанию — резко возрастать. Большим ударом для собора стало хищение из храма икон, церковной утвари и драгоценностей на сумму более 2 млн. руб. Похитителей, естественно, не нашли. А собор найти средства на возмещение ущерба не мог. Материальное положение собора резко ухудшалось. Органы взяли под контроль не только духовенство, но и церковнослужителей.
Большинство из них, особенно те, кто выступил хотя бы в какой-то форме с осуждением новой власти в ее отношении к религии и церкви, были арестованы. Большая группа Новочеркасских священнослужителей, в том числе и бывший соборный протоиерей Захария Лобов, который уже был епископом Чирким, викарием Донской епархии, были высланы на Соловки, где многие из них закончили свою земную жизнь.
В 1934 г. в местной газете появилась заметка о том, что «Крыша б. городского собора снимается для использования меди и других цветных металлов, новая крыша будет сделана из железа.» ( «Знамя Коммуны», №72 от 22 мая 1934г.). Листы позолоченной меди сняли, а железные листы по различным причинам несколько лет не ставили. Собор закрыли. Длительное время он подвергался природной стихии — заливался дождями, заносился снегом, обжигался палящим солнцем и т.д. К тому же, нашли применение и подвалам собора. В них стали хранить вначале керосин, а потом зерно для солодового (пивоваренного) завода.
В эти же печально известные 30-е годы произошло еще одно событие, характерное для времени политического насилия и беззакония. Органами безопасности был арестован, осужден и расстрелян Иулиан Митрофанович Симашкевич, епископ Новочеркасский, сын последнего архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича).
В первые дни оккупации Новочеркасска гитлеровскими захватчиками летом 1942 г. по просьбе городских казаков Вознесенский собор был открыт для богослужения. В нем вновь появились наряду с горожанами люди в казачьей форме. Это были те казаки, которые признавали власть оккупационных войск, те, кто вступил в казачьи отряды полковника С.В. Павлова, избранного Походным Атаманом вновь возрождающегося казачьего войска Донского. С изгнанием гитлеровцев и уходом прогермански настроенных казаков под управлением Атамана С.В. Павлова, собор в Новочеркасске продолжал функционировать.
В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы, собиравшие в разные годы и на разные праздники различное количество верующих и неверующих. В 50-е годы с большим трудом удалось провествописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска. В 60-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды и требованиями построения атеистического и коммунистического общества уже в начале 80-х годов. В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только «лицевую» часть западного фасада. С осени 1990 года понемногу стали ремонтировать и реставрировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона.
При осмотре полов с разрушившимся бетоном над 24 саркофагами было решено проверить много лет ходившие слухи о том, что эти захоронения раскрыты в первые годы советской власти и осквернены. 1 марта 1992 года комиссия, сформированная по указанию Донского Атамана С. А.Мещерякова из представителей казачества, после совершения литии, вскрыла древние захоронения. Открытые саркофаги представляли ужасное зрелище. Здесь находились черепа, кости, строительный мусор, обломки иконостаса и др. Казаки приняли решение привести в порядок донские святыни и торжественно перезахоронить останки знаменитых людей Дона.
15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице собора. А на другой день 16 мая духовенство собора участвовало в торжествах по открытию воссозданного и установленного на прежнем пьедестале памятника основателю города, Войсковому Атаману, кавалеру многих орденов, графу Матвею Ивановичу Платову.
В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты.