Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кирилловская церковь Киева
Источник: Яндекс картинки
07:49 / 02.08.2014

Кирилловская церковь Киева (1140)
Среди масляной росписи, созданной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы Врубеля 1884—1885 гг. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и написаны четыре новые композиции на месте утраченных

Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря, по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей — так же, как усыпальницей Мономашичей служил загородный Выдубицкий монастырь, а Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь.

Современные исследователи считают, что основателем церкви был черниговский князь Всеволод Ольгович (в крещении Кирилл), который в 1139 году взял штурмом Киев в ходе междоусобной борьбы за великий Киевский престол. Построив церковь в честь св. Кирилла, Всеволод стал своеобразным распространителем культа Кирилла и его парного святого Афанасия в Киевской Руси.
 
Разные источники, указывают, основываясь на летописях, три имени возможных основателей собора: Марии Казимировны — дочери польского короля Казимира Второго Справедливого, жены черниговского князя Всеволода Чермного; Марии Мстиславовны — дочери Мстислава Великого, жены Всеволода Ольговича, и самого Всеволода Ольговича — сына черниговского князя Олега Святославовича.
 
В Киевской летописи 1179 года сказано: «...в то же лето приведе Святослав за среднего сына жену из Ляхов, Казимерну, во Филипове говенье... Того же лета преставися княгиня Всеволожая, приемше на ся черническую схиму, и положена бысть в Киеве, у святаго Кюрила, юже бе сама создала...»
 
Отсюда автор Киевского Синопсиса (с 1674 по 1830 гг.) сделал вывод, что Мария, дочь польского короля Казимира, приехав в Киев и выйдя замуж за Всеволода Чермного в 1179 году, умерла в том же году и была погребена в церкви, называемой Кирилловской, которую сама и построила. Таким образом, строительство Кирилловской церкви приписывалось польской княгине Марии Казимировне. Учитывая, что Киевский Синопсис выдержал 25 переизданий, это ошибочное утверждение было принято многими серьезными исследователями как окончательное и истинное.
 
Однако еще в прошлом веке историк С. Крыжановский развеял это укоренившееся мнение. Он обратил внимание на то обстоятельство, что Мария Казимировна приехала в Киев «во Филипове говенье» — в ноябре. Год тогда начинался в марте, следовательно, до конца 1179 года оставалось тогда всего три месяца. За такое короткое время невозможно построить большую каменную церковь. Но главное несоответствие состоит в том, что в 1171 г. в Киевской летописи уже упомянута Кирилловская церковь — а уж если этот храм существовал в 1171 г., то никак не мог быть построен (еще раз) в 1179 году только что приехавшей Марией Казимировной. Значит, речь идет о другой Марии.
 
Исследователь XIX столетия М. Максимович в статье «О создании церкви Святого Кирилла» убедительно разделяет приведенный нами летописный отрывок на две части. Первая часть действительно относилась к дочери польского короля Марии Казимировне, которая в 1179 г. стала супругой среднего сына Святослава — Всеволода Чермного; вторая же часть повествовала о другой женщине — Марии Мстиславовне — жене черниговского князя Всеволода Ольговича, которая умерла в 1179 году и была погребена в церкви св. Кирилла. М. Максимович пришел к выводу: Кирилловская церковь была построена Марией Мстиславовной, вдовой Всеволода Ольговича.
 
Но в Киевском Месяцеслове за 1799 год надзиратель математических классов, учитель богословия иеромонах Иреней подверг сомнению предыдущие ссылки на обеих княгинь и высказал свою точку зрения по поводу даты создания храма: «Создана Великим князем Всеволодом Ольговичем или княгинею Марией, супругой Всеволода Ольговича, 1144 или 1172 гг...»
 
Следует упомянуть также и указание в Киевской или Ипатьевской летописи 1167 года: «Ярополк же с берендичами настигли Владимира на реке Желянь коло села Добрый Дуб, и не дали берендичи стреляться с ними... и так ехали берендичи до Всеволодова монастыря...»

 
Упомянутая местность Желянь простиралась до Дорогожицких земель, где в XII в. появился Кирилловский монастырь. Он был не только культовым сооружением, но и выполнял роль крепости на подступах к Киеву. Известно, что именно на Дорогожичах в 1139 году черниговский князь Всеволод Ольгович расположил свои войска и послал ультиматум своему сопернику князю Вячеславу с требованием уступить ему Киев. Вячеслав требование исполнил, и в 1140 году Всеволод вошел в Киев «с честию и славою великою». И хотя в летописях мы не находим прямого указания на то, что Всеволод велел заложить собор на Дорогожичах, можно предположить, что это было бы вполне естественное решение — заложить собор в честь своего святого патрона, александрийского архиепископа Кирилла, на месте, где была одержана победа в борьбе за Киевский стол. Кроме того, в местности, описанной в летописи, ни до, ни после 1167 года не существовало никаких других монастырей кроме Кирилловского.
 
А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь особо стоит упомянуть о том, что культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского был еще мало распространен на территории Руси, но именно святой Кирилл считался покровителем князя Всеволода Ольговича. Почитание этих святых на Руси известно только с XII века. Именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасьевских монастыря: в Киеве и около Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.
 
Для представителей династии Ольговичей храм служил фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусского «Слова о полку Игореве». Святослав, сын князя Всеволода, основателя Кирилловской церкви, обрел вечный покой справа от входа в здание. Однако могила князя до наших дней в целости не сохранилась: в ХV веке, во времена польско-литовского нашествия, церковь и могилы в ней были разграблены.
 
За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения, ремонты и обновления. В 1748—1760 гг. здесь при участии известного киевского зодчего И. Григоровича-Барского были построены каменные монастырские здания, от которых до наших дней сохранилась лишь часть ограды с угловой башенкой.
 
После перестроек XVII—XVIII вв. древняя Кирилловская церковь получила современный внешний облик с характерными чертами южной барочной архитектуры.

В 1860-е годы Кирилловская церковь попала в центр внимания общественности: под штукатуркой XVIII века на ее стенах были обнаружены фресковые росписи XII столетия.

В 1881—1884 гг. под руководством знаменитого профессора А. Прахова в храме проводились поистине огромные работы по расчистке фресок и обновлению стенописи. В 1884 году здесь работал известный русский художник Михаил Врубель. По настоянию церкви открытые древние фрески были поновлены свежими масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.

В мае 1929 года Кирилловская церковь была объявлена Государственным историко-культурным музеем-заповедником.
 
Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с XII века. Перестройки XVII—XVIII вв. выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.
 
Стены Кирилловской церкви покрыты фресками XII века, раскрытыми из-под поздних записей, а также отдельными фрагментами росписи XVII века. Отчетливо видны и масляные работы XIX века на участках, где фрески не сохранились.
 
От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.

Из росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником портретной живописи того времени

Среди масляной росписи, созданной во время реставрации в XIX веке, особое место занимают работы Врубеля 1884—1885 гг. В этих росписях проявился его талант монументалиста и новатора-колориста.

 
Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и написаны четыре новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель создал четыре иконы. Для написания заказанных иконостасных образов - Христа, богоматери и святых Кирилла и Афанасия — Врубель поехал на полгода в Венецию. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор Святого Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. В иконах Врубеля наблюдается большее следование в самих деталях византийским образцам, чем при создании настенных композиций, и в то же время по своему духу эти произведения оказались дальше от тех древних памятников, которые послужили художнику исходным моментом. Кроме этого, в характере образов и в живописной манере этих работ сказались впечатления Врубеля от искусства эпохи Возрождения.
 
Одно из самых сильных его произведений в храме — «Сошествие святого духа», занимающее свод хоров. В изображениях апостолов художник с необычайной силой передал сложность человеческих чувств, создал галерею портретов с глубокой психологической характеристикой. Правда, следует заметить, что эта манера письма сильно отличается, разумеется, от православных росписей средневековья. Многие современные исследователи церковных росписей и икон справедливо указывают на тот факт, что за несколько сотен лет в церковное искусство было привнесено слишком много человеческого, страстного, и этим позднее письмо в духовном смысле несомненно уступает письму старому.

Здесь же, на хорах, М. Врубелем исполнены «Ангелы», полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А.Прахова, М.Врубель написал в Венеции иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством.
 
По силе эмоционального воздействия более всего удалась художнику «Богоматерь». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем. Известно, что написан этот образ с живого человека — с жены профессора Прахова Эмилии Львовны, в которую Врубель был влюблен.

Из четырех иконостасных образов образ Богоматери удался художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров — женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
 
Написана Кирилловская Богоматерь, как поэтично указывают искусствоведы, «на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия — нежные белые розы. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова».
 
Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.