Георгиевский (Успенский) собор Канева (1144)
Успенский (Георгиевский) собор — православный собор в Каневе, относящийся к древнерусской архитектуре домонгольского периода, построен и освящен Великим князем Всеволодом II Ольговичем. Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. «Заложена быст церкви Каневская святого Георгия Всеволодом князем месяца июня в 9 день».
В 1185 г. у стен этого храма готовилась оборона от половцев после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича. В 1587г. здесь был похоронен казнённый во Львове казацкий лидер Иван Подкова. Разрушенный турками в XVII в., храм был восстановлен в 1805 г., а в 1861 г. отсюда отправилась на Чернечу (Монашескую) гору похоронная процессия с привезённым из СПб прахом Т.Г. Шевченко.
На правом берегу Днепра, неподалеку от Канева был расположен город-крепость Роден, который существовал в 9-13 вв н.э.. Само его название ученые связывают с древним культом словенского бога Рода. В Ипатьевской летописи этот город упоминается 980 годом, где рассказывается о борьбе Владимира и Ярополка Святославовичей за Киевский престол. Кровавые столкновения между князьями за власть описываются также и в «Повести временных лет». Ярополк, князь Киевский, покинул Киев и закрылся в Родене, где его окружили войска Владимира. В осажденном городе случился большой голод: «… и есть притча и к сего дне: беда аки в Родине». Исследователи считают, что Роден погиб от нашествия монголо-татар.
В 1240 году орда завоевателей захватила Киевское княжество, разрушив ряд южнорусских городов, в том числе и городище на Княжеской горе. Канев был одним из наибольших городов на южной границе Давней Руси. О происхождении названия города существует огромное количество легенд и гипотез: название города происходит от птицы канюка, или же основатель города носил имя этой птицы; от реки Каневки, что протекала в этом месте. Патриотическая легенда: название города происходит от тюркской слова, что в переводе означает «место крови», то есть на этом месте проходили кровопролитные бои с завоевателями.
Древний Канев размещался на горе Московка. Мимо города по Днепру шли на юг и на север торговые суда. Здесь проходил большой путь из варяг в греки, который был важной торговой артерией Русского государства. Канев был не только крепостью, которая возвышалась на горе Московка, но и цепью поселений, культовых сооружений, укреплений, которые тянулись вдоль побережья Днепра. Первым летописным упоминанием о Каневе был «Киево-печерский патерик», который сообщает, что в Канев, направляясь в Киев, приплыли «на лодиях константинопольские иконописцы».
В 1240 г. Канев захватили и разрушили монголо-татары, но, в отличие от соседнего Родена, жизнь в городе постепенно возобновляется. Чтобы держать население в повиновении ордынские ханы назначали в завоеванные русские земли баскаков (наместников) с войсками. Канев был одной из резиденций ханских ставленников. Около 1362 года великое княжество Литовское завладело Подольем, Киевщиной и Переяславщиной. Литовский князь Ольгерд сместил из киевского престола князя Федора и отдал Киевское княжество в удел своему сыну Владимиру. Со временем Канев превращается в заметный торговый центр. С 1471 г. Литва ликвидировала удельное княжество и превратила его в свою провинцию — Киевское воеводство, в состав которого входил Каневский уезд. В 1569г. состоялось объединение Литвы с Польшей и Каневом завладела польская шляхта.
С 1514 г. по 1535 г. старостой Черкасским и Каневским был Остафий Дашкевич. Во время его правления эти города стали ядром всего украинского казачества. Как гетман черкасских и каневских казаков, он осуществил ряд удачных походов против турецких и татарских завоевателей. С Каневом связано имя Дмитрия Вишневецкого (Байды). Он был каневским и черкасским старостой, основателем Запорожской Сечи. Дмитрий Вишневецкий — князь, украинский магнат, последователь старорусских традиций, духовный отец запорожского казачества.
В XVI ст. Канев стал своеобразной казацкой святыней. Летние запорожцы, которые уже не могли участвовать в походах и боях, начали селиться и доживать до старости на Монашеской горе, близ Каневского монастыря.
Каневцы активно участвовали в селянско-казацких восстаниях 90-х годов XVIвека. В 1595 году Канев, Корсунь и другие города и села Черкасчины охватило восстание под руководством Северина Наливайка. 1 августа 1601 года Каневу было даровано магдебургское право. Каневский реестровый полк, который возглавлял Семен Савич, храбро бился под флагами Богдана Хмельницкого. Казаки Каневского полка участвовали в битвах под Пилявцами (в 1648г.), Зборовом (в 1649г.), Берестечком (в 1651г.), Кнутом (в 1652г.), а в 1654г. присягнули на верность России.
Богдан Хмельницкий дважды бывал в Каневе. Первый раз в 1654 году, когда назначил город пунктом сбора казаков, и во второй раз — в 1655 году, когда с 60-ю тысячами казаков присоединился к русскому войску во главе с Шереметевым и отправился на Пруд и Охматов.
В течение 1649-1665 гг. территория Каневского полка была ареной жестокой борьбы с польской шляхтой. После Андрусовского перемирия (в 1667г.) Каневом опять завладели поляки. В 70-х годах XVII ст. Канев несколько раз переходил из рук в руки.
17 сентября 1678 года турки ворвались в Канев и разрушили город. Многие мещане закрылись в Успенском соборе, их долго морили голодом, а потом нападающие разломали ворота и хлынули в храм. Враги немилосердно истязали каневцев. Каневского епископа Макария клеймили раскаленным железом, поломали ему руки и ноги, волочили по улицам города на устрашение тем, кто еще остался живым. На городской площади Макария казнили, отрубили ему голову и бросили тело на площади.
Христиане тайно ночью внесли святого в монастырскую церковь. Но враги подожгли храм, и все скрывавшиеся в нем погибли от огня и дыма.
После этих нападений Канев был опустошен. В 1686г. между Россией и Польшей был заключен договор Вечного мира, по которому земли Каневщены вошли в нейтральную зону. Но по условиям Прутского договора (в 1711г.) Канев отошел к Польше.
Георгиевская церковь сохранилась почти целиком и еще в 1787г., судя по рисункам, имела облик, близкий первоначальному. В 1805-1810гг. внешний облик памятника был изменен в формах классицизма. Возведены две западные башни. При перестройке закомары частично разобраны, стены выровнены под общий карниз, над порталами устроены большие полукруглые окна, а над ними треугольные фронтоны. В 1833г. церковь была обращена в Успенский собор.
По типу это — трехнефный шестистолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами и одной главой. Кладка стен порядовая, выполнена из плинфы формата 4,5—5,5X20—25X31 — 39 см. Общая длина сооружения 25,3 м, ширина 17 м (по внешнему промеру). Фасады расчленены лопатками с полуколоннами, углы подчеркнуты двухуступчатыми лопатками. Храм двусветный. Между ярусами окон — полоса декоративных плоских ниш, скрытых при перестройке лепным карнизом. Трехуступчатые порталы и ниши были украшены фресковой орнаментальной росписью (сохранились фрагменты). В закомарах были размещены окна: в средних — по три, в боковых — по одному.
Апсиды расчленены плоскими вертикальными тягами, по верху апсид проходит пояс декоративных ниш. Восьмиоконный барабан завершен аркатурным поясом с пояском поребрика над ним. Древняя кладка сохранилась в пределах объема XIX в. Для кладки фасадных полуколонн применен лекальный кирпич. Аркатурные пояса выполнены из керамических деталей. В интерьере наружным лопаткам отвечают плоские лопатки. Четыре мощных крещатых столба поддерживают подпружные арки, на которые опираются своды и паруса, несущие барабан с куполом (высота до зенита 20,7 м). В западном членении храма находятся хоры, опирающиеся на полуциркульный и крестовый своды и открытые в центральный неф высокой аркой. Лестница, ведущая на хоры, устроена в толще северной стены. Три аркасольные ниши указывают на то, что храм служил усыпальницей. В древности полы были устланы поливными керамическими плитками в сине-желтой гамме. На стенах собора обнаружены граффити.
В процессе реставрации 1966—1970 гг. (архитекторы М.М. Говденко, Н.В. Холостенко) выявлены древнерусские элементы при сохранении стиля, приобретенного сооружением в начале XIX в. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений древнерусской школы первой половины XIIв. (церковь Богородицы Пирогощи, Кирилловская церковь в Киеве и др.).