Собор Святого Апостола Павла в Гатчине
В самом центре Гатчины возвышается величественный пятиглавый собор Святого Апостола Павла. Он был построен по повелению императора Николая I и стал главным приходским храмом для жителей города. По замыслу императора храм должен быть стать храмом-памятником основателю Гатчины императору Павлу Первому, Его супруге императрице Марии Феодоровне, великому князю Константину Павловичу и великой княжне Елене Павловне – брату и сестре императора Николая I. Когда собор будет уже готов, император решит увековечить память и ближайших сподвижников Павла Петровича – офицеров гатчинских войск. Для этого на колоннах внутри собора будут установлены вызолоченные бронзовые доски в кипарисовых рамах, на которых были выгравированы их имена.
Начало проектирования и возведение храма напрямую были связаны с приближавшейся 50-летней годовщиной со дня мученической кончины императора Павла. Так император Николай хотел почтить память своих усопших Августейших родителей, а также сестры и брата.
В 1845 году главный управляющий Царским Селом уведомил Гатчинское дворцовое управление о том, что Государь император повелел сумму, потребную на постройку в Гатчине церкви, внести в общую смету 1846 года и при составлении проекта церкви предусмотреть, чтобы проектируемый собор был по размеру средним между Царскосельским и Петергофским. Царь самолично выбрал и место для постройки собора – на Мало-гатчинской улице на образовавшемся здесь естественном возвышении.
Первоначально предполагалось построить вокруг собора целый комплекс правительственных зданий, но этому проекту не суждено было сбыться.
Разработать проект будущего собора было поручено городскому архитектору Р.И. Кузьмину. Есть некоторые свидетельства, указывающие на то, что к разработке проекта собора приложил руку архитектор К. Тон. Подтверждается это и многими другими обстоятельствами. Во-первых, собор строился по приказу Николая I, а Тон был его любимым архитектором. Обе церкви, которые были указаны как ориентиры для нового проекта – Царскосельская и Петергофская, были спроектированы и построены Тоном. Композиционное построение и оформление фасадов Гатчинского собора почти полностью совпадает с приемами, использованными Тоном в целой серии Православных храмов (церковь Святой Екатерины в Царском Селе и в Петербурге, церковь Семеновского полка в Петербурге и церковь в Петергофе). Между прочим, для Царского Села Тоном было сделано два проекта церквей: один из них был осуществлен, а второй остался без исполнения. Можно предположить, что этот неосуществленный проект и послужил основой для строительства собора Святого Павла в Гатчина. Однако очевидно, что Кузьмин творчески переработал проект Тона и вел строительство.
Существовало два плана постройки собора: из кирпича с последующей штукатуркой и с облицовкой парицкой плитой (цоколь, карнизы, пояски и наличники должны были быть изготовлены из ротковского камня). 4 мая 1846 г. Дворцовое управление сообщило Р.И.Кузьмину, что император Николай I одобрил первый план постройки.
Закладка храма состоялась 17 октября 1846 г. в присутствии императора. Строительство продолжалось в течение четырех лет. Собор был освящён 29 июня 1852 г. Освящение проводилось митрополитом Никанором, настоятелем церкви Зимнего дворца, в присутствии великого князя Константина Николаевича. Главный алтарь был посвящен Апостолу Павлу, правый алтарь – святым царям Константину и Елене, а левый – равноапостольной Марии Магдалине.
Собор дошел до наших дней почти без всяких изменений. Это пятиглавое каменное здание. Центральный купол двенадцатигранный с шестью окнами. Боковые купола, из которых два являются звонницами, – восьмигранные с четырьмя открытыми окнами. В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефными изображениями святых: Петра и Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Наружная лепка производилась И. Дылевым.
Кресты для пяти куполов с цепями и позолотой были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. По личному указанию Николая I купола оставили не золочеными. Колокола в количестве 9 штук были отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Самый большой из них весил 296 пудов.
По первоначальному проекту иконостас планировалось выполнить из липы с последующей позолотой, но 23 апреля 1850 года Р.И.Кузьмин обратился к Государю с прошением о том, чтобы иконостас позволено было изготовить из кипариса, который благородно оттенит иконы, написанные на золотом фоне, и золото икон не будет сливаться с золотом иконостаса. Государь согласился с этим предложением и повелел отпустить из Государственного казначейства на устройство иконостаса восемь с половиной тысяч рублей. Иконостасы в соборе были изготовлены резчиком Скворцовым из греческого кипариса по рисунку археолога Ф. Г.Солнцева (1801-1892) двухъярусные, с резьбой и украшениями из красной фольги. Над царскими вратами и над иконами местного чина сделан резной карниз. Главный иконостас украшен витыми колоннами и завершен большим четырехконечным крестом.
В главном алтаре в два яруса располагались иконы святых, соименных лицам царского дома. Все иконы были живописные на золоте. Иконы иконостаса были написаны художниками Ф.А. Бруни, М. И. Скотти, Ф.С. Завьяловым, В.А. Серебряковым, А.Ф. Перницем. Замечательна также стенная живопись, выполненная художником Ф. С. Завьяловым (1810-1856) – это Спаситель Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и Апостолы Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов - Иоанн Предтеча и пророк Моисей. В куполе двенадцать пророков и четыре евангелиста работы академика П.И. Шамшина (1811-1895).
После того как собор был построен, жители Гатчины обратились с просьбой к императору Николаю Павловичу, чтобы три великих святыни христианского мира – Десница Иоанна Крестителя, Филермская икона Божией Матери и Часть Древа Креста Господня, принесенные в Гатчину в 1799 году, были бы помещены в соборе для поклонения. Но Император согласился лишь на ежегодное пренесение святынь из церкви Зимнего дворца в Гатчину на две недели.
У Царских врат среднего иконостаса по воле Николая I была помещена копия с Филермской иконы Божьей Матери. Копия была выполнена художником Бовиным.
Первым настоятелем храма стал протоиерей Владимир Славинский.
При соборе находилось много предметов церковного обихода, представлявших собой художественную ценность. Большая часть этих предметов была пожертвована в разное время жителями Гатчины и ее окрестностей. Среди них выделялись замечательной работой серебряные с позолотой венцы и ризы для икон правого придела, подаренные И.А. Ганнибалом.
При соборе существовало попечительство, проводившее благотворительные акции. Для окормления православных эстонцев в соборе был создан причт, состоявший из священника и псаломщика для проведения служб на эстонском языке. Позже в Гатчине близ Балтийского вокзала была построено здание эстонской православной церкви (сгорело во время войны).
В 1918 г. в крипте собора священномученик митрополит Вениамин Петроградский освятил для служения зимой единственный в мире храм в честь праздника пренесения в Гатчину Десной руки Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.
В том году с благословения Святейшего Патриарха Тихона по ходатайству митрополита Вениамина Десная рука Предтечи вместе с Филермской иконой Божией Матери и частью Древа Животворящего Креста Господня были переданы из Московского Кремля в Гатчинский Павловский собор. В октябре 1919 г., ввиду наступления красных, настоятелем собора протоиереем Иоанном Богоявленским святыни были увезены в Ревель.
В 1938 году после ареста и расстрела гатчинских священнослужителей, среди которых были настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский и протоиерей Александр Калачев, храм был закрыт, имущество было конфисковано, а замечательный кипарисовый иконостас разобран. Жительница Гатчины Варвара Прозорова приобрела этот иконостас «на дрова» и сохранила до лучших времен.
В 1941 году, к 24-й годовщине октябрьского переворота, власти решили превратить храм в кинотеатр. По проекту реконструкции,
разработанному архитектором В.П.Калмыковым, предполагалось разобрать купола и сделать общую кровлю, а под ней три этажа. На первом этаже планировался вестибюль с двумя кассами, кабинетом администратора и фойе, с концертной эстрадой и буфетом. Второй и третий этажи отводились под зрительные залы, каждый на 300 мест. Для выхода из них намечалась постройка наружных лестничных спусков; с целью обеспечения безопасности киносеансы предполагалось проводить в разное время. В круглом окне над главным входом должен был быть установлен барельеф на тему из кинофильма «Чапаев».
В начале мая 1941 года бригада Красногвардейской строительной конторы «Леноблстройтреста» приступила к работе. Был разобран алтарь, пробиты окна и борозды для перекрытий. Неизвестно, сумели бы строители сдать кинотеатр к 7 ноября 1941 года, ведь на переделку требовалось свыше 700 тысяч рублей. Из-за их отсутствия задержалась разборка куполов, а с началом войны все работы были прекращены.
В дни обороны Гатчины от наступавших частей вермахта в соборе спешно оборудовались огневые точки. В алтарной части были пробиты амбразуры, паперть разобрана и из нее сделан бруствер в главных дверях храма. Во время боевых действий купол собора был пробит артиллерийским снарядом, здание храма также получило множественные повреждения.
В 1941 г. после захвата города немцами по ходатайству верующих в соборе была возобновлена служба. Первоначально немецкие власти предложили открыть Покровскую церковь подворья Вохоновского монастыря, но староста Г.Ф.Аникин настоял на открытии Павловского собора как главного соборного храма Гатчины. Кроме того, собор сильно пострадал и нуждался в скорейшем восстановлении, а Покровская церковь уцелела во время боевых действий.
Богослужения были возобновлены протоиереем Александром Петровым, служившем до войны в Князь-Владимирском соборе и проживавшем в Лигове, откуда он и был эвакуирован немцами в Гатчину. Службы проходили в нижнем храме.
Вместе с о. Александром был эвакуирован в Гатчину брат его жены кандидат богословия Михаил Смирнов, подвергавшийся в 1929 году аресту и высылке из северной столицы. 14 декабря 1941 года им была открыта вторая церковь в Гатчине – св. Иоанна Предтечи на городском кладбище. Третьим действующим храмом в Гатчине во время войны стала Мариенбургская Покровская церковь.
После расстрела в августе 1942 года протоиерея Александра Петрова настоятелем становится эвакуированный из Царского села протоиерей Феодор Забелин. Вплоть до окончания оккупации они вместе с протоиереем Николаем Быстряковым из Суйды поочередно занимали пост благочинного храмов Гатчинского округа.
Благодаря тому, что городской глава Гатчины Л.А.Рассказов пел в любительском соборном хоре, городское управление выделило храму на восстановление безвозвратную ссуду размером 100 тысяч рублей, была также выделена помощь Предтеченской кладбищенской церкви и Покровской церкви в Мариенбурге.
Все храмы Гатчины и, прежде всего, Павловский собор, организовывали сбор средств и вещей для помощи нуждающимся и беженцам. Отец Феодор во время войны укрыл в соборе советского разведчика, поэтому, когда после освобождения Гатчины от немцев начались аресты священников, служивших во Псковской Миссии, о. Феодор избежал ареста и суда.
Большим духовным утешением для прихожан собора стало обретение во время войны большого храмового образа Божией Матери «Утоли моя печали». С ним связано чудо спасения от смерти молящихся в храме.
Основные труды по восстановлению храма после войны понесли протоиереи Феодор Забелин и Петр Белавский (который с 1927 года был духовным отцом преподобномученицы Марии Гатчинской, был осуждён как иосифлянин и вернулся к служению лишь после войны). Верующие приносили в храм спасённые от уничтожения иконы и церковную утварь, в том числе, те иконы, ризы для которых были собственноручно вышиты последним предвоенным настоятелем собора протоиереем Алексием Благовещенским. Занял своё прежнее место иконостас, сохранённый Варварой Прозоровой, причем, утраченные элементы были выполнены из липы и сосны.
После кончины в 1949 году о. Феодора Забелина завершением ремонта храма занимался о.Петр Белавский. Вокруг него группировались бывшие «иосифляне», в том числе сестры кружка матери Марии Гатчинской. Это не могло ускользнуть из поля зрения властей, и в 1955 году о. Пётр был переведён на должность настоятеля Мариенбургской Покровской церкви.
Долгое время вплоть до своей кончины в 1989 г. настоятелем собора являлся протоиерей Иоанн Кондрашов, которого сменил на этом посту ныне митрофорный протоиерей и настоятель Покровского собора г.Гатчины протоиерей Михаил Юримский, который до этого в течение 10 лет служил в Павловском соборе диаконом, а потом третьим священником.
С 1992 по настоящий день года настоятелем собора является митрофорный протоиерей, благочинный храмов Гатчинского округа Владимир Феер. За время его настоятельства произошли многие значимые события в жизни благочиния: открываются новые храмы, с 1999 года возобновлён крестный ход с «копиями» Гатчинских святынь из Троицкой церкви Гатчинского дворца в Павловский собор, ведётся большая издательская, миссионерская и педагогическая работа, издаётся газета «Нечаянная Радость».
Большой радостью для гатчинцев стало прославление Русской Православной Церковью в 2006 году в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской. А в апреле 2007 года состоялось обретение и пренесение святых мощей матушки Марии из С.-Петербурга в Гатчинский Павловский собор. Работами по составлению жития, прославлению святой и обретению её святых мощей также руководил благочинный храмов Гатчинского округа протоиерей Владимир Феер.
В 2008 году, в храме был проведен капитальный ремонт, а звонница украсилась девятью колоколами художественной работы, отлитыми в Воронеже. Самый крупный из них весит более двух тонн. На каждом колоколе изображены иконы особо чтимых в соборе святых, в том числе, и матушки Марии Гатчинской.
В соборе хранится множество святынь, среди которых мощи великих святых и чтимые иконы Божией Матери.