Кравцов: "Мы должны и обучать, и воспитывать"
Кравцов: упор только на функциональную грамотность ведет к снижению качества образования
По словам министра просвещения, к снижению качества также ведет децентрализация управления системы образования
Качество школьного образования снижается в странах, которые делают упор только на функциональную грамотность, России не следует идти этим путем.
Об этом заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в рамках правительственного часа в Совете Федерации в среду.
"Мы проанализировали те страны, которые участвуют в трех исследованиях. Обратите внимание на Гонконг, который был в 2016 году на четвертом месте, а сейчас - на седьмом с половиной.
Или Финляндия, которая всегда славилась хорошим образованием, сегодня снижается. Почему?
Потому что в этих странах сделан акцент на смещение образовательной политики в сторону, например, усиления только функциональной грамотности, а не предметных базовых знаний.
Мы не должны эти ошибки допускать, мы должны всесторонне развивать школьника: давать и базовые знания, и прикладные знания", - сказал Кравцов.
Кроме того, по словам министра, к снижению качества образования ведет децентрализация управления системы образования.
Он подчеркнул, что по качеству образования в начальной школе Россия опережает другие страны, а по качеству естественно-научного образования в 4-8 классах входит в пятерку.
"Однако каждая третья школа в стране имеет потенциал для улучшения образовательных результатов. Особенно - это основная школа - 8-9 классы", - отметил министр.
Матвиенко раскритиковала министра просвещения за увлеченность зарубежными исследованиями
Спикер Совета Федерации также отметила, что у Сергея Кравцова отсутствует системное понимание целей нацпроекта "Образование"
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала главу Минпросвещения Сергея Кравцова за отсутствие системного понимания целей нацпроекта "Образование" и увлеченность международными исследованиями качества российского образования.
"Я не совсем удовлетворена, Сергей Сергеевич, вашим докладом и ответами на вопросы сегодня. Не получилось системного понимания, что такое национальный проект "Образование", какие цели стоят перед ним, как они будут достигнуты.
Практически ничего не было сказано о среднем профессиональном образовании, считаю это проблемой проблем", - сказала Матвиенко в среду на заседании верхней палаты парламента, обращаясь к министру.
"Что меня очень насторожило, это ваша увлеченность международными исследованиями качества образования в России. По-моему, это не тот путь, по которому нужно идти министру просвещения РФ.
Мы всегда гордились, нам есть чем гордиться, отечественной системой образования, которая была лучшей в мире и, думаю, сегодня таковой остается.
Я думаю, что у нас достаточно своих собственных сил, чтобы самим разобраться с качеством образования, что нужно делать для его повышения", - добавила спикер Совфеда.
Она предложила провести отдельную встречу сенаторов с главой Минпросвещения по теме нацпроекта "Образование". По мнению Матвиенко, министерство в ряде случаев использует в своей работе технократический подход.
"Вот сейчас мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, у нас все будет хорошо с воспитанием - это очень поверхностный и неправильный подход", - считает спикер.
Как подчеркнула Матвиенко, Министерству просвещения РФ необходимо стратегически посмотреть на проблемы образования и предложить реальные инструменты для их решения, "чтобы воспитание стало таким же важным, как и образование в стране".
"Мне бы очень не хотелось такого восприятия, что национальные проекты - это количество построенных школ и детских садов, это не так, не для этого национальный проект создавался", - сказала Матвиенко.
Как отметил в ответ на критику спикера Совфеда Кравцов, международный опыт в ходе докладе был приведен "лишь по одной причине - чтобы не совершить тех ошибок, которые уже сделаны и которые провоцируют на определенные шаги".
"Отказаться от базового содержания образования, перейти на функциональную грамотность - это нельзя сделать, мы должны и обучать, и воспитывать", - сказал министр.