Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Министр РФ (без портфеля) Михаил Абызов
Источник: Яндекс картинки
09:26 / 06.10.2016

Михаил Абызов: «Результаты реформы контрольно-надзорной деятельности ощутим в 2018 году»
Такие институты как "Сколково", РВК, "Роснано", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд инновационного развития, должны будут стать фундаментальными в рамках общей системы институтов развития. Некоторые из них уже реализовали свои бюджеты. Это означает, что их надо либо докапитализацировать, либо измененять формы их работы

Открытое правительство представило концепцию проекта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Реализовать все мероприятия проекта предполагается до 2024 года. Документ подготовлен для обсуждения на президиуме Cовета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Об этапах реализации реформы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности нам в интервью рассказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов на полях Инвестиционного форума в Сочи.

— Состоялась презентация ваших предложений по реформе контрольно-надзорной деятельности. Расскажите, что надо менять в этой сфере и о тех слухах, которые ходят постоянно о слиянии ведомств и объединении их функций, потому что дублирующих функций очень много.

Само по себе слияние либо изменение структуры контрольно-надзорных органов не является самоцелью реформы по контролю и надзору. Скорее, это инструмент, с помощью которого эти изменения можно реализовать. Основная задача реформы контроля и надзора — выстроить новую систему, которая бы во главе своих целей обеспечивала защиту ценности жизни и здоровья граждан, обеспечивала бы безопасность государства.

В этой связи главной задачей является радикальное сокращение смертельных случаев, радикальное снижение заболеваемости по рискам, которые контролирует государство. Кроме того, нам необходимо на 30% к 2024 году сократить объем материального ущерба, который происходит по причинам невыполнения государственных требований: это и аварийность, и пожарная безопасность, и транспортная безопасность, производственный травматизм.

Вторая задача — чтобы эта новая система была более комфортной и, главное, экономически менее обременительной для бизнеса. Административное давление на бизнес необходимо радикально сокращать. И мы рассчитываем, что непроизводственные, неэффективные затраты бизнеса от выполнения обязательных требований должны к 2024 году сократиться в два раза.

Третье — саму структуру и систему работы контрольно-надзорных органов необходимо радикально преобразовать. Это потребует где-то оптимизации структуры, а самое главное — внедрения новых технологий и риск-ориентированного подхода. Здесь имеется в виду переход на проверки, ориентированные на предотвращение вреда, и проверки объектов высокого уровня риска.

Что подразумевает внедрение информационных технологий, которые позволяют обеспечить дистанционное взаимодействие контрольного органа и подконтрольного субъекта. Это и новая система подготовки инспекторского состава и кадров, которые должны реализовывать эти задачи, и задачи по противодействию коррупции в работе контрольно-надзорных органов, и иные аспекты совершенствования системы государственного контроля и надзора.

Вот три ключевые цели реформы, для осуществления которой необходимо реализовать восемь проектов. Все эти проекты имеют конкретные показатели в горизонте 2018, 2021 и 2024 годов. Таким образом, мы говорим не о какой-то долгосрочной стратегии, мы говорим о плане оперативной работы, результаты которой можно было бы почувствовать уже в 2018 году.

— Еще одна тема, которая достаточно давно обсуждается, — это Стратегия-2030. Вы возглавляете рабочую группу, которая ей занимается, не могли бы сказать, какие уже этапы пройдены, чего удалось достичь?

Правительство взяло дополнительное время для разработки Стратегии-2030, и мы немножко продлили сроки ее подготовки.

В рамках работы Экспертного совета при правительстве рабочая группа, которую возглавляет ректор экономического факультета МГУ Александр Аузан, сейчас провела необходимые фокус-группы и социологические исследования среди экспертного сообщества, в рамках которых ответила на основные вопросы, связанные с тем, как видится экспертному сообществу образ государства к 2030 году, как видится состояние основных государственных и общественных институтов.

Речь идет не только о тех структурах, которые находятся в непосредственном ведении правительства, а в целом о государственной системе.

Мы в течение ближайших трех месяцев должны будем совместно с коллегами из Министерства экономического развития этот визионерский образ "Россия-2030" непосредственно разложить на некоторые программные части, которые предусмотрены стратегией. Для ее успешной реализации нужно иметь оперативный план.

И таким оперативным планом должна стать Программа развития 2018–2024, которую по поручению президента ведет Центр стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным.

Мы договорились в ноябре провести масштабную совместную сессию с экспертами Центра стратегических разработок, членами Экспертного совета при правительстве, нашими коллегами из ключевых экономических ведомств: Министерства экономического развития и Министерства финансов, для того чтобы рассмотреть весь этот комплекс вопросов, начиная от визионерского представления и основных программных задач по Стратегии-2030, заканчивая оперативным планом ее возможной реализации в горизонте 2018–2024 годов.

Нам важно здесь иметь абсолютно сопрягаемые и взаимодополняющие документы, и такую работу до конца года мы проведем.

Надо сказать, что результаты этой работы будут представлены в следующем году как Центром стратегических разработок в рамках Стратегии 2018–2024, так и Экспертным советом при правительстве РФ в рамках разработки Стратегии-2030.

— Какова функция Совета по стратегическому развитию приоритетных проектов, в чем задача еще одного совета? Можно ли ожидать расширения приоритетных проектов?

Когда мы готовили предложения по совершенствованию государственного управления и представляли председателю правительства, а в последующем президенту, вопрос о формировании и реализации проектного управления в государственной системе был одним из элементов изменения качества госуправления в целом. Одним, но не единственным, потому что помимо внедрения практики и культуры проектного управления нам необходимо изменить и процессное управление, повышать его качество.

Мы не можем всю государственную систему единовременно изменить. Это то, о чем говорил председатель правительства на пленарном заседании форума: сегодня основной ориентир и основные механизмы работы государственной системы — это работа по поручениям, которую невозможно перестроить за один день.

Но наряду с этим мы должны реализовывать принципы проектного управления: надо радикально изменять качество модели управления, сокращать количество поручений, ориентировать их на достижение результата, а не на обеспечение процесса. Выполнение этих задач будет обеспечивать в том числе созданный Президентский совет путем реализации восьми масштабных приоритетных проектов.

И здесь важнейшим элементом нового государственного управления будет новая система подготовки кадров. Эти изменения невозможно произвести без переподготовки, без обучения того кадрового состава, тех людей, которые будут заниматься этими вопросами. Поэтому то, что было предложено в рамках приоритетных проектов на уровне Совета при президенте, — это только первый этап работы по улучшению государственного управления.

Я не считаю, что надо радикально расширять повестку стратегических проектов на уровне президента и председателя правительства. Их количество должно быть ограничено для того, чтобы иметь возможность контроля над ними со стороны первых руководителей; и это тоже обсуждалось на пленарной дискуссии.

— Какие шаги последуют дальше?

В рамках форума председатель правительства Дмитрий Медведев сказал абсолютно правильную вещь, связанную с тем, что нам необходимо новые принципы госуправления реализовывать в каждом без исключения министерстве. Главная задача теперь — эти принципы и подходы к непосредственной реализации в повестке работы наших министерств и ведомств.

— Одна из тем форума — это инновации, их внедрение в российскую практику. Вот правительство являлось одним из инициаторов реформы институтов инновационного развития и речь шла о том, что часть неэффективных устранена, часть изменена. Как вы видите будущее инновационных институтов России и что происходит сейчас в этой сфере? Потому что есть ощущение ступора.

На самом деле вопрос изменения структуры институтов развития на сегодняшний день не обсуждается. Предложения, которые подготовлены Экспертным советом и внесены в правительство, подразумевают несколько моделей работы институтов развития. И сейчас, я бы сказал, не самым главным является обсуждение структуры институтов развития.

Гораздо более важным является на сегодняшний день ревизия, аудит мандата каждого института, обновление этого мандата, четкое формирование показателей эффективности работы для каждого института развития, причем как в отдельности, так и в их совокупности для того, чтобы у нас один и тот же проект не имел разнонаправленного сопровождения со стороны государственных институтов развития.

Здесь надо сверить систему координат и сделать так, чтобы задачи каждого из институтов развития друг друга дополняли, не дублировали и не противоречили друг другу. Я считаю, что эту работу можно сделать до конца года, и соответствующее поручение президента правительству дано.

— А все-таки сколько этих инновационных институтов должно остаться и какие должны быть у них функции?

Из основных, безусловно, такие институты как "Сколково", РВК, "Роснано", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд инновационного развития, должны будут стать фундаментальными в рамках общей системы институтов развития. Некоторые из них уже реализовали основные бюджеты, которые были им выделены; это означает, что нам надо принять решение либо по их докапитализации, либо по изменению формы их работы.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.