Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Игоря Артемьева 27 марта 2020 года в Доме Правительства (Москва)
Источник: Правительство Российской Федерации
12:12 / 27.03.2020

"Проблема с масками существует не только в нашей стране"
"Мы отмечаем, что борьба, которая сейчас осуществляется, чтобы больше масок производилось, во многих регионах, где логистика получше, куда уже можно доставить большие партии масок, даёт свои результаты и цены падают. Цены на маски после спекулятивных максимумов в среднем по стране падают очень существенно. Но всё равно в некоторых регионах их пока не хватает", - Игорь Артемьев

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации  Игоря Артемьева 27 марта 2020 года в Доме Правительства (Москва)

О мерах по контролю за ситуацией на рынках продуктов питания, медицинских изделий и нефтепродуктов.

Из стенограммы:

И. Артемьев: В соответствии с поручениями Президента, Правительства Российской Федерации уже более месяца назад в связи с проблемами, которые начали возникать на Дальнем Востоке, а потом и по всей стране, из-за коронавируса, мы в каждом из наших территориальных органов (их 84) создали оперативные штабы.

Такой же штаб работает в этой иерархии в центральном аппарате здесь, в Москве. Мы стали в ежесуточном режиме мониторить и принимать меры в отношении прежде всего таких важных социальных товаров, товаров первой необходимости, как лекарства, продукты питания и так далее.

Федеральная антимонопольная служба переведена на круглосуточный режим. На нашем сайте fas.gov.ru вы найдёте горячую линию, куда поступают прямые обращения граждан. Такие же сайты существуют во всех наших региональных подразделениях, то есть в каждом регионе, в каждой столице субъекта Российской Федерации.

Чем мы занимаемся? Прежде всего мы не только пишем запросы и получаем ответы, например, по продуктам питания от торговых сетей, от производителей – мы ходим по торговым сетям, магазинам сами. Первая цель – убедиться в том, что товар имеется в наличии, и, конечно, узнать, по какой он цене.

Кроме этого мы работаем на всю глубину. Мы идём по цепочке – от производителя. Мы приходим к ним, смотрим, что на складах у производителя, не придерживают ли предприятия товар, для того чтобы снизить предложение на рынке и затем спекулятивно повысить цены. И сразу принимаем меры.

Вместе с нами в этих штабах работают сотрудники прокуратуры, правоохранительных органов, санитарных органов, и мы все вместе выясняем эту ситуацию.

Что мы видим в целом по рынку за последние недели и последние дни? Ещё раз подчёркиваю, у нас есть ежедневная информация, в том числе сегодня утром я получил информацию в разрезе каждого региона по ценам на примерно 15 продуктов первой необходимости и на лекарства из списка так называемых жизненно важных препаратов.

Мы все видели, конечно, что был повышенный спрос со стороны граждан на продукты питания, он был достаточно существенным.

В то же время меры, которые приняты Правительством и регионами, в частности правительством города Москвы, увеличили скорость подвоза товаров в семь раз. Фуры ездили по ночам – сейчас они ездят круглые сутки. Сняты различные заградительные барьеры. Сегодня склады пополняются значительно более оперативно.

То есть, если спрос повышался на десятки процентов – на 50, 60, 70% по отдельным регионам, то скорость подвозки товаров увеличилась в 7 раз за это время.

О чём это говорит? Во-первых, о том, что наше сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность в области продуктов питания за последние годы, прежде всего благодаря принятым заблаговременно программам импортозамещения, окрепли. У нас достаточно своих, российских товаров.

Конечно, мы понимаем, что по импорту могут возникать затруднения из-за закрытости границ – с Китаем на Дальнем Востоке, с Европой, что тоже очевидно и понятно. Но этих товаров сегодня по системе взаимозаменяемости и по наличию на складах и в торговых сетях, как мы видим ежедневно, достаточно.

На отдельных товарах я могу тоже подробно остановиться.

Поэтому ни в ближайшую неделю, ни в ближайший месяц (или сколько нам предстоит бороться с коронавирусной инфекцией) мы не ожидаем никаких особых проблем, связанных с дефицитом продовольственных товаров.

Теперь что касается лекарств. Лекарства делятся на две большие группы. Есть жизненно важные препараты, которые жёстко регулируются государством, где мы как Федеральная антимонопольная служба вместе с Минздравом фиксируем так называемую предельную цену, которую ни производитель, ни продавец не могут повышать – ни в аптечной сети, ни при государственных закупках.

И эта мера, которая была уже 10 лет назад принята на вооружение в Российской Федерации, сейчас нам очень сильно помогает.

К жизненно важным препаратам относятся, во-первых, препараты противовирусные, они все есть в наличии в аптечных сетях. Мы это проверяем. Они есть в запасе в достаточном количестве. Если какие-то проблемы могут возникать, то опять же только по линии импорта. Поэтому совет нашим российским гражданам – прежде всего спрашивать российские аналоги.

Многие привыкли покупать импортные препараты – здесь в связи с курсом доллара может отмечаться определённый рост цен, но не в секторе жизненно важных препаратов. Там, подчёркиваю, неважно, иностранный или российский препарат – предельная цена практически фиксирована, и поэтому она останется на том же самом уровне.

Наша задача в этих условиях – чтобы препараты были. Подчёркиваю: ни сейчас, ни в ближайшей перспективе всё, что касается общеукрепляющих, противовирусных препаратов, антибиотиков, того, что имеет прямое отношение к инфекции, с которой все мы сегодня боремся, и сопутствующими в связи с этим заболеваниями, которые возникают на базе вирусной инфекции…

Почему я упомянул антибиотики? Антибиотики вообще не действуют на вирусы, как известно, но тем не менее, когда организм ослаблен, бактериальные инфекции нападают на этот организм, поэтому нужны будут антибиотики, и они все тоже находятся в списке жизненно важных препаратов, где установлена предельная цена, ниже которой можно спускаться, выше – нет.

Конечно, разные организации ведут себя по-разному, но в целом и наши торговые сети, и наши аптечные сети – я хочу это подчеркнуть – ведут себя очень прилично в этой ситуации. Там, где по конъюнктуре, чисто такой спекулятивной, они могли бы, скажем так, наживаться на всём этом, в подавляющем большинстве случаев они этого не делают.

Хотя очень много различных проверочных мероприятий заканчивается санкциями, потому что те, кто сегодня незаконно завышает цены, должны нести ответственность. Вместе с нами, подчёркиваю, этим занимается и прокуратура, и Следственный комитет, и Министерство внутренних дел при необходимости.

Вот по крупам, например. Мы провели внеплановые проверки недавно таких компаний, как «Доширак-Рос», «АгроАльянс», «Бондюэль-Кубань».

Проведены проверки поставщиков крупы и макаронных изделий в ряде областей, в частности это так называемая Первая крупяная компания, компания «Макфа», «АгроАльянс». По сахару тоже складывалась достаточно напряжённая ситуация, но сейчас её нет.

Проведены проверки таких компаний, как «Бакалея-Южный порт», «Шугар», «Продимпекс», «Скайфуд», компания «Русагро» – «Русагро-Центр», «Русагро-Сахар», то есть вся эта сеть. Проверили также производителей сахара в различных областях: «Селтинг», «Агропак», «Чехов-Сахар».

Что всегда беспокоит людей, особенно больных диабетом, – это наличие гречневой крупы. В действительности у нас произведено много этой крупы, и мы в ряде случаев выявили факты её некоторого придерживания. Сегодня вы можете убедиться в том, что на полках гречневая крупа есть.

Мы провели 11 внеплановых выездных проверок производителей гречневой крупы и выявили там картельные соглашения, то есть всё-таки элементы сговоров между производителями, которые пытались в этой ситуации вести себя недобросовестно.

Акт картельного соглашения, если нами он будет доказан вместе с правоохранительными органами, влечёт за собой уголовную ответственность сроком лишения свободы до шести лет включительно. Соответственно, эта работа также проводится.

Что касается лекарств и продуктов питания, то ситуация в целом такая: в ближайшем прогнозе, в ближайшие недели, она не является тревожной.

Это подтверждается не только теоретическими методами, экономическими, макроэкономическими, а, повторяю, реальным инструментальным опытом, то есть непосредственным хождением наших коллег каждый день по магазинам, складам, аптекам. И мы всё это видим своими глазами, осуществляя видеофиксацию. У нас есть возможность сегодня об этом ответственно сказать.

Что касается цен на нефтепродукты и бензин. Цены на нефтепродукты и бензин регулируются в России особенным образом по той простой причине, что существует так называемый демпфер. Я сейчас не буду подробно останавливаться на всех механизмах, объясню очень просто.

Когда цены на мировых рынках растут, цены повышаться не могут и не будут повышаться, хотя наш рынок очень зависим от них. Когда цены снижаются, казалось бы, и у нас цены должны снизиться и это должен ощутить каждый потребитель.

Но наша система налогообложения устроена так, что забирает всю эту разницу в бюджет, от снизившихся цен. Нефтяные компании начинают в данном случае доплачивать в бюджет, и бюджет распределяет это самым социально необеспеченным гражданам.

То есть если бы было простое снижение, его бы ощутили все граждане, но этого снижения нет, эти деньги забирает бюджет, чтобы отдать их самым обездоленным людям нашей страны.

Если хотите, это очень похоже на механизм страхования ответственности. Таким образом (повторю), начиная с последних двух лет, когда цены падают, деньги забирает бюджет и отдаёт их самым нуждающимся за счёт целевых социальных программ. В этом смысл того, что происходит.

Статистика же говорит в этих условиях о следующем. При инфляции в 1% с 1 января этого года цены на бензин и все нефтепродукты в среднем выросли на 0,2%, то есть рост ниже инфляции, безусловно, будет обеспечен российским Правительством в этом году.

Вопрос: Алексей Прокин, НТВ. Скажите, пожалуйста, доля импорта как по продукции сельского хозяйства, так и по лекарствам какая?

И. Артемьев: По импортным лекарствам, входящим в список ЖНВЛП, может быть достаточно большой – порядка 40%. Тем не менее Минздравом, Минпромторгом и ФАС отслеживаются все поставки.

Я напомню, что все контракты действуют, контракты фиксировали цены в привязке к тому курсу доллара, который был, поэтому в большинстве своём контракты не являются гибкими и в этом случае соответствующие поставки идут. Кроме того, вне зависимости от курса доллара предельная цена в России на эти импортные лекарства зафиксирована.

Что бы ни хотел производитель в данном случае, он обязан в силу контракта – иначе будут штрафные санкции – осуществлять поставки. Эти поставки не могут быть выше той предельной цены, которая утверждена. Эти меры заблаговременно Правительством были приняты.

Что касается сектора не жизненно важных препаратов, то там, действительно, по импорту возникают пересмотры цен. Мы это видим и контролируем.

Если соответствующие поставщики, оптовые производители либо торговые аптечные сети занимают доминирующее положение на рынке, то есть имеют большу́ю долю рынка, мы привлекаем их к ответственности за монопольно высокие цены.

Это штрафы на миллиарды рублей, которые просто разоряют компании, поэтому сегодня мы используем и первый, и второй механизм.

Вопрос: Мария Балюк, РИА «Новости». Вы много говорили о лекарствах, но вопрос с масками остаётся очень острым…

И. Артемьев: Проблема с масками существует не только в нашей стране, но и в странах Европы, в Америке. Сейчас все предприятия, которые производят маски, переведены на трёхсменный режим работы, они работают всю ночь тоже.

Объёмы очень сильно растут. Кроме того, Правительство сейчас сняло соответствующие пошлины на поставки импортных масок. Есть государства, в которых их переизбыток, и эти поставки сейчас тоже осуществляются в страну.

Но когда возник повышенный спрос, необходимо было время, чтобы активизировать собственную промышленность, снять пошлины – вся эта работа проведена. Сейчас рост производства очень существенный в нашей стране.

Вместе с тем по отдельным регионам существует дефицит масок. Минпромторг регулирует поставки прежде всего в эти регионы. Мы ожидаем, что в ближайшее время эта проблема должна быть снята.

Вопрос: Дмитрий Мешков, «Интерфакс». Скажите, будет ли как-то регулироваться цена на тесты на коронавирус? Сейчас это делает, насколько я понимаю, всего одна компания, помимо государственных.

И. Артемьев: Федеральная антимонопольная служба следит за этим, и мы будем это делать и дальше. Поскольку диагностика – это часть борьбы и очень важная часть борьбы с заболеванием, этому рынку, конечно, тоже уделяется повышенное внимание.

Вся цепочка, связанная с необходимой поставкой оборудования, например, аппаратов искусственной вентиляции лёгких, тестирующих полосок или различных других тест-систем, – всего того, что нужно для непрерывного цикла лечения заболевания, находится под особым контролем и Минздрава, и нашим.

Вопрос: Анастасия Бойко, ТАСС. По данным на 26 марта, ФАС зафиксировала в 16 регионах снижение роста цен на маски. Значит ли это, что ни в одном регионе сейчас нет роста цен на маски?

И. Артемьев: Нет, это, к сожалению, пока ничего не значит. У нас страна большая, и есть регионы с очень трудной логистикой, которые сами не производят эти маски. Поэтому туда ещё нужно доставить.

Поэтому мы отмечаем, что вот эта борьба, которая сейчас осуществляется, чтобы больше масок производилось, во многих регионах, где логистика получше, куда уже можно доставить большие партии масок, даёт свои результаты и цены падают.

Цены на маски после спекулятивных максимумов в среднем по стране падают очень существенно сейчас. Но всё равно в некоторых регионах их пока не хватает.

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Власть", подраздел "Правительство"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.