Краснов: "Заметно выросли тяжкие и особо тяжкие преступления"
Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Викторовича Краснова
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые сенаторы, коллеги!
В 2020 году все мы столкнулись с негативными последствиями распространения коронавирусной инфекции, однако, благодаря скоординированной работе и мобилизации усилий соблюдение законности и правопорядка в стране в целом удалось обеспечить.
Внесение изменений в Конституцию РФ на высшем законодательном уровне закрепило гарантии по защите трудовых прав граждан.
Государством были приняты беспрецедентные меры, направленные на поддержку рынка труда, а первостепенной задачей прокуроров стало их надзорное сопровождение.
Пресекались нарушения при постановке граждан на учет в связи с потерей работы в период пандемии, принятии решений об отказе или прекращении выплат пособий по безработице.
Потребовалось принятие мер реагирования в связи с неправомерным введением простоя, понуждением сотрудников брать отпуск за свой счет, ликвидацией предприятий и сокращением штатов.
В условиях турбулентности, потери многими домохозяйствами привычных доходов еще более важное значение приобрели меры прокуроров по восстановлению прав работников на получение заработной платы. За год 420 тысячам из них возвращено почти 24 млрд руб. долгов.
Кроме того, прокурорами выявлено свыше 70 тыс. нарушений законодательства об охране труда.
Практически в каждом регионе не обеспечивались безопасные условия работы, к ней допускались лица без прохождения должного обучения. Нарушался порядок учета и расследования несчастных случаев, не принимались профилактические меры.
Мы прекрасно понимаем проблемы, которые сегодня волнуют людей, поэтому все процессы, происходящие на рынке труда, прокурорами отслеживаются.
* * *
В год 75-летия Победы значительные усилия органов власти были обращены на обеспечение социальных гарантий ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла.
Вместе с тем, испытавшие все тяготы войны ветераны, обращаясь к нам по поводу нарушения их прав, порой характеризуют ситуацию как неравный бой с чиновниками.
К счастью такие случаи единичны, но они есть. Например, в Нижегородской области потребовались меры реагирования для восстановления прав пожилой женщины, которую в преддверии 9 мая не только оставили без выплаты, но и незаконно лишили статуса «Труженик тыла».
Случаи отказов в выплатах в связи с 75-й годовщиной Победы выявлены в республиках Бурятия, Хакасия, Красноярском, Ставропольском краях, Брянской, Вологодской, Мурманской, Свердловской, Челябинской областях и городе Симферополе.
Все эти нарушения оперативно устранялись.
На постоянном контроле прокуроров находились вопросы обеспечения жильем ветеранов и членов их семей.
За истекший год количество нуждающихся в улучшении жилищных условий сократилось втрое. Однако еще не все обеспечены жильем. Причем эта цифра по сути ежемесячно меняется, в том числе и в результате удовлетворения судом исков прокуроров о постановке на учет ветеранов. В таких условиях свою задачу мы видим в том, чтобы досконально разбираться с каждым конкретным случаем.
В целом вопросы, связанные с реализацией пенсионерами, инвалидами прав на получение государственной социальной поддержки постоянно находились в поле зрения прокуроров.
В 25 субъектах РФ защищены права граждан при назначении, перерасчете и выплате пенсий, установлении льготного стажа работы.
Реагирования потребовали случаи отказов инвалидам в компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и получении иных социальных выплат (Ростовская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская области и др.).
Принципиальная оценка дана фактам недофинансирования из средств региональных бюджетов мероприятий по обеспечению льготных категорий граждан лекарствами.
Если говорить в целом о здравоохранении, то 2020 год стал для системы периодом серьезных испытаний и, благодаря предпринятым колоссальным усилиям, она выстояла.
Но к сожалению, не всегда гарантированные государством и фактически выделенные средства поддержки доходили до врачей, медсестёр, водителей скорой помощи. Прокурорами вскрыты многочисленные случаи занижения или неначисления указанных выплат, средствами надзора обеспечено перечисление 2,5 млрд рублей 86 тысячам работников медицинских учреждений.
Вместе с тем, в целях обеспечения прав пациентов нашей реакции потребовали нарушения при оказании плановой и скорой медицинской помощи, перепрофилировании лечебных учреждений.
По представлениям прокуроров во многих регионах в больницах запущены в эксплуатацию аппараты ИВЛ, восстановлена работоспособность томографов, обеспечен нормативный уровень охвата населения исследованиями на COVID-19.
Выявлен ряд нарушений в деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Им ненадлежаще реализовывались полномочия по изучению территориальных программ, гарантирующих гражданам бесплатное оказание гражданам медицинской помощи.
В результате устанавливаемый в регионах объем финансирования медпомощи не обеспечивал реальную потребность людей в медицинских услугах (Республика Адыгея, Алтайский край, Ивановская область и др.). По этим и другим нарушениям руководителю фонда мною внесено представление.
* * *
Реальное обеспечение социальными гарантиями во многом определяется уровнем защищенности семьи, прав детей.
В 2020 году государством оказана материальная поддержка, позволившая снизить «градус» напряженности в семьях, особенно там, где родители потеряли работу в период пандемии.
Но, к сожалению, не везде должностные лица органов власти, местного самоуправления, отделений пенсионного фонда оперативно и точно исполняли требования нормативных актов, постоянно или временно устанавливающих выплаты на несовершеннолетних.
Повсеместно прокуроры реагировали на незаконные отказы в их назначении. Эти меры способствовали получению 22,5 тысячами родителей и опекунов более 280 миллионов рублей на детей.
С учетом послания Президента перед прокурорами стоят дополнительные задачи по надзорному сопровождению вопросов поддержки семей с детьми, в первую очередь где воспитанием занимается один из родителей, получения ими всех гарантированных государством выплат.
Остро стоит проблема обеспечения несовершеннолетних с редкими заболеваниями необходимыми и дорогостоящими лекарствами. Ситуации, когда родителям приходится годами добиваться назначения своему больному ребенку жизненно важного медицинского препарата, вызывают справедливое возмущение.
Во многих случаях для устранения препятствий потребовалось вмешательство прокуроров (Вологодская, Калининградская, Ульяновская области).
Нашего постоянного внимания также требовало обеспечение жилищных прав детей-сирот. Несмотря на принимаемые меры, 182 тыс. лиц этой категории квартир еще не получили, при этом некоторые из них стоят в очереди свыше 5 лет.
При этом на фоне дефицита финансирования в Республике Башкортостан, Волгоградской, Иркутской областях и других регионах предоставленные средства не расходовались.
Зачастую приобретаемые жилые помещения не отвечают элементарным санитарным и техническим требованиям.
Так, в Орловской области по нашим материалам расследуется уголовное дело в отношении 3 должностных лиц районной администрации, принявших в эксплуатацию построенные дома для сирот, которые по факту являлись строительными вагончиками.
Нами сформированы законодательные предложения, направленные на предоставление дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, в том числе получение ими сертификатов на приобретение жилья, возможность временного вселения в маневренный фонд и компенсации расходов по найму квартир.
В текущем году прокурорами будут продолжены проверки, направленные на погашение задолженности по алиментам, пресечение нарушений при организации питания и безопасности в школах. Останется на контроле защита прав учеников при проведении Всероссийской олимпиады школьников и Единого государственного экзамена.
* * *
В прошедшем году не останавливалась работа прокуроров по обеспечению законности в сфере ЖКХ. Решению многих проблем отрасли могло бы способствовать формирование стабильной, цивилизованной практики вовлечения государственного и муниципального имущества в концессионный оборот.
Закономерным итогом заключения подобных соглашений должна стать скорейшая модернизация и замена устаревшей инфраструктуры и оборудования в данной области, повышение качества жизни людей.
В то же время проведенные прокурорами в 2020 году проверки показали, что коммунальные сети нередко используются концессионерами исключительно в целях наживы, без финансирования их содержания. Это приводит как к износу коммуникаций (около 60 %), так и к росту тарифов на услуги для населения.
В связи с чем нами предложено определить централизованного оператора в данной сфере, формирующего единую информационную систему, с предоставлением доступа к ней органам прокуратуры. При этом включить в нее данные как об объектах, подлежащих передаче в концессию, так и о ходе ее реализации.
Все еще не решены проблемы дольщиков. За год прокурорами выявлено более 11 тыс. нарушений в этой сфере, оказано содействие завершению строительства 569 проблемных объектов и восстановлению прав свыше 70 тыс. граждан.
Нередко причины долгостроя связаны с ненадлежащим осуществлением застройщиками и привлекаемыми ими организациями строительного контроля, от качества которого в целом зависит и безопасность возводимых объектов.
В связи с этим в Правительство внесены предложения о необходимости проработки вопроса о совершенствовании строительного контроля путем законодательного установления дополнительных квалификационных требований к осуществляющим его лицам, введения их аттестации и усиления ответственности за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей.
В свете поручений главы государства мы продолжим контролировать сферу жилищного строительства, беспрепятственное подключение домохозяйств к газовым сетям и другим источникам энергии.
* * *
Ощутимую нагрузку в прошлом году испытывала экономика страны. В данной сфере прокурорами выявлено и пресечено почти 1 миллион нарушений законодательства.
Отдельный акцент был сделан на надзорном сопровождении национальных проектов.
В результате вскрыты многочисленные факты несвоевременного доведения бюджетных средств до получателей, их незаконного расходования, картельные сговоры, нарушения подрядчиками сроков исполнения работ, а органами власти – законодательства о контрактной системе.
В ряде регионов выявлены хищения выделенных лимитов бюджетных средств и сопутствующие им должностные преступления. По нашим материалам возбуждено 476 уголовных дел.
В рамках реализации нацпроектов мерами реагирования прокуроры добились расселения 2,4 тысячи жильцов аварийных домов, завершения строительства и ремонта 80 объектов образования, исполнения более 50 контрактов по модернизации автомобильных дорог, благоустройства свыше 100 общественных территорий.
Этому способствовал в том числе непрерывный обмен информацией с Федеральным казначейством, Счетной палатой и Росфинмониторингом, а также прямой контакт прокуроров с кураторами нацпроектов в Правительстве. Последовательная работа прокуроров в этом направлении будет продолжена.
В числе значимых оставался надзор за состоянием законности в кредитно-банковской сфере.
Установлено более 5 тыс. нарушений, в том числе связанных с использованием микрофинансовыми организациями мошеннических схем, заключением ущемляющих права граждан договоров кредитования, невыполнением обязательств перед вкладчиками.
Организована системная работа по борьбе с нелегальными кредиторами и блокировке интернет-ресурсов, создающих угрозу деятельности кредитных организаций.
Более чем вдвое увеличилось число выявленных нарушений в сфере ценообразования. Прокурорского вмешательства потребовал необоснованный рост цен на продукцию первой необходимости, средства индивидуальной защиты.
Принятыми мерами удалось добиться снижения цен на продовольственные товары, а также предупредить их необоснованный рост во многих регионах страны.
Наряду с этим пристальное внимание прокурорами уделялось соблюдению конкурентного и налогового законодательства.
* * *
Вызванные пандемией современные реалии в экономике потребовали и корректировки надзора за соблюдением прав предпринимателей.
Были задействованы новые механизмы прямой связи с бизнес-сообществом. Для оперативного решения возникающих вопросов обеспечивалось участие в данных процессах иных государственных органов и представителей банковского сектора.
Серия проведенных в прошлом году личных приемов предпринимателей в разных уголках России выявила общность проблем, с которыми они сталкивались. Среди них неполучение гарантированной государством поддержки, несоблюдение моратория на проведение проверок, создание искусственных административных барьеров.
Всего в этой сфере в 2020 году прокурорами выявлено более 200 тысяч нарушений закона, только к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 36 тыс. виновных должностных лиц.
Во многих случаях причинами нарушений были дефекты правового регулирования на региональном уровне, которые устранены внесением более 32 тысяч актов прокурорского реагирования.
В центре внимания прокуроров оставалось соблюдение прав предпринимателей контрольно-надзорными органами.
По нашей инициативе сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год был сокращен почти наполовину, около 200 тыс. предложенных контролерами мероприятий исключены.
Завершена доработка федеральной информационной системы «Единый реестр проверок», который стал действенным инструментом гласности контрольно-надзорной деятельности.
Одновременно руководством страны поддержано наше предложение о распространении моратория на плановые проверки малого предпринимательства и на текущий год.
Убежден, что данные меры, а также вступление в силу в июле этого года нового Федерального закона о государственном и муниципальном контроле позволят существенно повысить правовую защищенность хозяйствующих субъектов.
* * *
Государственная политика в области охраны окружающей среды нацелена на сохранение экологического и ресурсного потенциала для настоящего и будущих поколений.
Вместе с тем, проведенные в прошедшем и в этом году надзорные проверки показали, что, несмотря на принимаемые органами власти меры, все компоненты природной среды надлежащим образом не защищены. Выявлено более 282 тыс. нарушений законов, по материалам прокуроров возбуждено почти 2 тыс. уголовных дел.
В 40 городах страны уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. Действующая государственная сеть мониторинга не в полной мере отвечает установленным требованиям, зачастую основана на эксплуатации устаревших технических средств.
Несмотря на возросшую необходимость активизации наблюдения за состоянием окружающей среды, между Росгидрометом и Росприроднадзором надлежащее взаимодействие не налажено. О существующих проблемах проинформирован Председатель Правительства.
Экологическая тема была подробно затронута Президентом в недавнем послании. В связи с этим прокуроры усилят надзор за выполнением уполномоченными органами своих обязанностей по контролю за крупнейшими предприятиями-загрязнителями и обеспечению возмещения причиненного вреда окружающей среде.
По поручению Главы государства органами прокуратуры продолжались проверки исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении. Ключевыми вопросами здесь остаются загрязнение водных объектов, подача населению грязной воды под видом питьевой. Нередко граждане видят, открывая кран, что из него течет коричневая вода. Это недопустимо.
После вмешательства прокуроров во многих регионах коммерческими структурами усовершенствованы системы водоочистки, на муниципалитеты возложена обязанность по ремонту и строительству очистных сооружений.
Уже приведено в соответствие с нормативами 70 очистных сооружений, построено – 20. В масштабах страны может цифра небольшая, но мы будем и впредь контролировать решение этих проблем.
Кроме того, проверена эксплуатация скважин минеральной воды. Пресечены многочисленные факты её добычи в отсутствие лицензий или с нарушениями их условий, несоблюдения режимов зон санитарной охраны источников, непроведения мероприятий по защите месторождений от преждевременного истощения и загрязнения.
Неразрывно связаны с озвученными мной проблемами вопросы упаковки и реализации потребителям питьевых и минеральных вод.
Производителями не обеспечиваются санитарные требования при розливе воды, не контролируются ее качество и безопасность.
Так, ряд хозяйствующих субъектов незаконно используют чужие товарные знаки («Ессентуки», «Боржоми») или маркировку, не соответствующую содержимому в бутылке (Республика Крым, Ставропольский край, Иркутская область и другие регионы).
Повсеместно в торговой сети пресекались случаи реализации бутилированной воды без товаросопроводительных документов, сертификатов соответствия, неизвестных производителей.
Наши предложения по улучшению ситуации в этой области в марте направлены в профильный комитет Совета Федерации. В свою очередь прокуроры во взаимодействии с контролирующими ведомствами продолжают мониторинг в данной сфере.
Остаются на контроле охрана заповедной береговой полосы озера Байкал, ликвидация объектов накопленного экологического вреда.
В связи с планируемым запретом на вывоз из страны необработанной древесины во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами будут приняты дополнительные меры по пресечению ее нелегальной заготовки и контрабанды.
* * *
На системной основе осуществлялся надзор в целях укрепления законности в оборонно-промышленном комплексе.
Результаты прокурорских проверок государственных заказчиков оборонной продукции, а также крупнейших предприятий отрасли, а всего их за год проверено более 8 тыс., в целом свидетельствуют о положительных изменениях в сфере ОПК.
Удалось добиться укрепления финансовой дисциплины, исключить из стоимости военной продукции необоснованно заявленные расходы на сумму более 18 млрд рублей, обеспечить выполнение гособоронзаказа почти на 100%.
Вместе с тем проблем еще много. Основными из них являются нарушение сроков выполнения работ в рамках гособоронзаказа, хищение, нецелевое расходование выделенных на него бюджетных средств, использование контрафактной продукции при ремонте и создании новых образцов и видов вооружения и военной техники.
Несмотря на длительный период реализации программы импортозамещения (почти 5 лет), в этой области тоже не без проблем.
Так, в рамках проверки Минпромторга выявлены факты срыва сроков реализации мероприятий по импортозамещению комплектующих изделий военной продукции, в том числе электронной компонентной базы, а также мероприятий государственных подпрограмм в сфере станкостроения, направленных на восстановление технологической независимости предприятий оборонного комплекса.
В связи с этим в ближайшее время начинаем широкомасштабную проверку всех мероприятий импортозамещения, предусмотренных соответствующими планами-графиками.
Кроме того, проверим выполнение законодательства о гособоронзаказе дочерними и зависимыми обществами госкорпорации «Роскосмос».
* * *
В сфере противодействия коррупции за год прокурорами вскрыто более 245 тысяч нарушений законодательства.
Почти 2 тысячи из них установлено при проведении проверок соответствия доходов и расходов лиц, замещающих государственные и иные должности.
В суды предъявлено 53 иска о взыскании с недобросовестных чиновников неподтвержденных доходов на сумму свыше 79 млрд рублей, а это в три раза больше, чем в прошлом году (25 млрд). К настоящему времени большая часть требований судами удовлетворена (38 исков на сумму 74 млрд руб.).
Возросло и число выявленных прокурорами случаев неурегулированного конфликта интересов (с 3,6 до 4,2 тыс.). Треть из них в деятельности лиц, замещающих должности федеральной государственной службы.
Особенно остро эти вопросы проявляются в сфере закупок для государственных нужд, где прокурорами устанавливались факты участия в заседаниях конкурсных комиссий лиц, имеющих прямую личную заинтересованность в итоговом решении.
Продолжена скоординированная борьба с коррупционными преступлениями. Их зарегистрировано более 30 тысяч.
Хотел бы отметить динамику со знаком плюс в выявлении наиболее опасных, в том числе организованных форм коррупции, а также деяний, причиняющих крупный или особо крупный ущерб. Не буду останавливаться на конкретных примерах, они практически ежедневно у всех на слуху.
Вместе с тем сохраняются и недостатки в данной области, в том числе в части ее правового регулирования. Как показало проведенное нами обобщение, эффективность принимаемых мер снижает возможность освобождения коррупционеров от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
И хотя применение данной меры касается только лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, после выплаты штрафа для них сохраняется возможность вновь занимать должности государственной и муниципальной службы, что противоречит основополагающим принципам антикоррупционной работы.
Требуют совершенствования и правовые нормы о мелком взяточничестве, которое все чаще стало приобретать характер криминального бизнеса, когда такие незаконные действия совершаются на регулярной основе и в организованных формах, а средства уголовно-правового воздействия, применяемые в подобных случаях, недостаточны.
* * *
Значительное внимание уделялось работе по защите интересов государства от иностранного вмешательства.
В связи с попытками оказать влияние на общественно-политическую ситуацию в стране Генеральной прокуратурой РФ в 2020 году признаны нежелательными в России 12 иностранных и международных неправительственных организаций, также заблокированы их интернет-ресурсы.
По нашим требованиям запрещена деятельность 1 террористической и 7 экстремистских организаций. Заблокирован доступ к 10 тысячам сайтов, распространяющих призывы к экстремизму, терроризму и массовым беспорядкам, с 52 тыс. ресурсов удалена противоправная информация.
В последние годы Интернет становится основным источником распространения экстремистской идеологии. С его использованием совершаются подавляющее большинство призывов к такой враждебной деятельности и каждое второе преступление экстремистской направленности, число которых в истекшем году возросло почти вдвое.
Выросло на треть и количество преступлений террористического характера.
В условиях такой напряженной обстановки на первый план в нашей работе выходит надзор за состоянием антитеррористической защищенности важных государственных и социальных объектов, противодействие распространению в СМИ негативной информации, нагнетающей эскалацию в обществе, содержащей призывы к насилию.
* * *
Оценивая состояние преступности в стране, остановлюсь на том, что вызывает беспокойство применительно к её динамике и структуре.
В условиях продолжающегося незначительного увеличения числа зарегистрированных преступлений в 2020 году, как и в предшествующие периоды, заметно выросли тяжкие и особо тяжкие преступления (+ 14%).
Во многом это связано с продолжающимся угрожающим ростом преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. За год их количество увеличилось с 294 до 510 тысяч или на 74%.
Если этот процесс не остановить, то уже скоро они станут доминировать в структуре преступности (на сегодня уже 25%).
Утекают личные данные вкладчиков банков, технически не пресекается возможность использования злоумышленниками звонков с подменных номеров, плохо работают оперативные службы. Все это, как я уже отмечал ранее, порождает безнаказанность и в итоге провоцирует дальнейшую криминальную активность.
Особую тревогу вызывают посягательства в отношении несовершеннолетних. Казалось бы, их число ежегодно снижается (в 2020 году на 12%), но, во-первых, темпы спада отстают от общей динамики сокращения преступности, а, во-вторых, далеко не в лучшую сторону меняется структура регистрируемых преступлений против детей.
Если раньше они чаще становились потерпевшими от корыстных преступлений, то теперь стало больше преступлений против их половой неприкосновенности. За последние 10 лет количество несовершеннолетних, пострадавших от таких деяний, выросло на 63%.
Этот пугающий рост, конечно, можно пытаться объяснить повышенным вниманием общества и правоохранительных органов к проблеме сексуального насилия над детьми и подростками, но здесь более уместно говорить о просчетах системы профилактики и мерах по ее наладке.
Поэтому с прошлого года по всем таким фактам, как, впрочем, и в связи с другими чрезвычайными происшествиями и преступлениями с несовершеннолетними, нами проводятся необходимые надзорные проверки.
Также перед прокурорами поставлена задача максимально использовать имеющиеся полномочия для улучшения состояния раскрываемости преступлений.
К сожалению, вынужден констатировать, что общий её уровень за прошедший год снизился до 52%. Остались нераскрытыми 963 тыс. криминальных деяний.
В процессе изобличения преступников ключевое значение имеют своевременность и полнота первоначальных следственных действий и оперативных мероприятий.
В этой связи приоритетом для прокуроров оставалось обеспечение законности при приеме и регистрации сообщений о преступлениях.
В результате их вмешательства возбуждено 165 тыс. уголовных дел о преступлениях, не получивших своевременного учёта.
По прежнему актуальной остается проблема длительности расследования уголовных дел. Удельный вес уголовных дел, оконченных следователями и дознавателями в срок свыше установленного законом, вновь увеличился.
Кроме того, в прошлом году прокурорами отменены около 23 тысяч постановлений о прекращении уголовного дела и каждое третье о приостановлении расследования.
А это более 400 тыс. дел, по которым не приняты все возможные меры для установления лиц, совершивших преступления, и возмещения причиненного потерпевшим вреда.
В целом же, в вопросах возмещаемости ущерба от преступлений наконец-то наметилась позитивная динамика. Благодаря принятым всеми правоохранительными органами мерам соответствующий показатель увеличился почти на треть.
* * *
В числе актуальных оставались вопросы обеспечения законности в транспортной сфере.
Значительные усилия прокуроров были направлены на соблюдение требований безопасности при эксплуатации приаэродромных территорий, пресечение незаконного завышения стоимости транспортных услуг. Почти 15 тысяч нарушений ими выявлено в таможенной сфере.
* * *
Объективная оценка состояния законности в стране невозможна без анализа работы по рассмотрению обращений граждан.
Учитывая, что в органы прокуратуры ежегодно их поступает почти 5 млн, были приняты меры по исключению избыточных этапов разрешения заявлений, установлению обратной связи с людьми. Эта работа стала более открытой, нацеленной на ощутимый для граждан результат.
Чаще других находили подтверждение доводы о нарушениях трудового и жилищного законодательства, в сфере ЖКХ, прав несовершеннолетних.
Несмотря на снижение на 8 % числа жалоб о нарушениях закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, они составляют треть от всех разрешенных прокурорами обращений.
Всего в результате проверки доводов заявителей вскрыто более 480 тыс. нарушений законов, что потребовало внесения свыше 355 тыс. актов прокурорского реагирования.
Будем и впредь средствами координации и надзора добиваться, чтобы результатом рассмотрения каждого поступившего обращения становилась действенная помощь людям и фактическое устранение нарушений.
* * *
Завершая свое выступление, хочу поблагодарить Вас, уважаемая Валентина Ивановна, и всех сенаторов за конструктивное сотрудничество и поддержку в решении самых злободневных и волнующих россиян проблем.
Хочу заверить, прокуроры и в дальнейшем приложат все усилия к обеспечению законности и поддержанию правопорядка в стране в интересах наших граждан, общества и государства.
Благодарю за внимание!