Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов
Источник: Генеральная прокуратура Российской Федерации
14:41 / 01.07.2021

Краснов: "Мы можем влиять на ситуацию не только внутри страны, но и за её пределами"
Генпрокуратура РФ не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ. Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России

Генпрокурор России Игорь Викторович Краснов в интервью нашему корреспонденту рассказал, почему именно надзорный орган был наделен функцией представлять интересы страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судебных инстанциях.

Генпрокурор России Игорь Краснов полагает, что, учитывая опыт и возможности прокуратуры, ее новое международно-правовое подразделение будет работать быстро и эффективно, что пойдет на пользу и потерпевшим, с которыми надзор может заключать мировые соглашения.

- Президент поддержал ваше предложение о передаче Генпрокуратуре из Минюста полномочий по представительству и защите интересов России в ЕСПЧ и других международных судебных инстанциях. Чем эта инициатива была обоснована?

Реализация решения главы государства, уверен, будет надежно обеспечивать защиту интересов Российской Федерации, что является одной из основных наших задач. У прокуратуры имеется солидная организационная и правовая база, которая потенциально превосходит возможности других органов.

В условиях непростого контекста международных отношений задействование этих преимуществ сейчас крайне актуально. Тем более что опыт прокурорского представительства уже имеется в ряде стран-членов Совета Европы, к нему нет нареканий.

- Передача означает, что Минюст России не справлялся с этой функцией или выбор был сделан потому, что Генпрокуратура - активный участник международно-правовых отношений?

Дело однозначно не в том, что Минюст России не справлялся.

Начну с того, что защита интересов государства, являющаяся первоочередной функцией уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, как сфера правовой деятельности в полной мере относится и к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри государства.

Вполне логично вынести практику нашего судебного представительства и на межнациональный уровень.

В уголовном судопроизводстве прокурор - обязательный участник всех его стадий.

Наличие полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, обязательное участие во всех судебных заседаниях дает прокуратуре неоспоримое преимущество по максимально успешному отстаиванию интересов страны по делам о нарушении прав человека в уголовно-процессуальной сфере.

Прокуроры обладают универсальным набором правовых средств, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти,

представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и другими субъектами внутригосударственных правоотношений.

В связи с реализацией правозащитных функций прокурорами проверяется значительный массив обращений, что вместе с результатами в других направлениях деятельности предопределяет их исключительную осведомленность о состоянии законности и правопорядка в стране.

В числе преимуществ организационного характера - разветвленная система органов прокуратуры, расположенных на территории всех городских и районных административно-территориальных центров страны.

Это обстоятельство значительно повышает возможности органов прокуратуры по оперативному истребованию информации о фактической и юридической стороне дела, в том числе копий всех относящихся к нему документов.

Наделение прокуроров соответствующими полномочиями повышает эффективность решения насущной проблемы международного права, связанной с неисполнением или затягиванием исполнения решений Европейского суда.

Отмечу, что авторитет и опыт Генпрокуратуры России в сфере международно-правового сотрудничества давно признаны в мире.

В совокупности перечисленные факторы в современных условиях придадут необходимый импульс для качественных улучшений по представительству Российской Федерации в наднациональных судебных органах, повышения обеспеченности правовой защиты страны на международной арене.

- В свое время в Генпрокуратуре выдвигалась идея подачи регрессных исков по делам, проигранным в ЕСПЧ, к причинителям вреда и ущерба. Теперь реализуете ее в полной мере?


Пока ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Требуется обстоятельная проработка по нему по мере накопления опыта в обозначенной сфере. Мы будем разбираться с каждым конкретным случаем.

- Возможен ли какой-то принципиально новый подход к исполнению решений ЕСПЧ?

Генеральная прокуратура Российской Федерации не станет ограничиваться применением имеющегося у нее инструментария только лишь на стадии исполнения постановлений ЕСПЧ.

Сочетание надзорных и правозащитных полномочий прокурора с функцией по представлению интересов в ЕСПЧ позволит вмешиваться и устранять нарушение прав граждан и организаций на всех этапах рассмотрения жалоб против России - с момента их подачи до исполнения постановления.

Использование полномочий прокурора по истребованию материалов уголовных, гражданских и административных дел даст новые возможности и повысит эффективность работы по представлению интересов Российской Федерации.

Единство и централизация системы органов прокуратуры способствуют эффективному использованию ресурсов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур,

например, для проведения надзорных проверок на основании изложенной в жалобах в международные (межгосударственные) органы, в том числе в ЕСПЧ, информации о фактах нарушений, требующих принятия мер реагирования,

а также при необходимости для проработки вопросов о возможности примириться с заявителем от имени нашего государства посредством заключения мирового соглашения.

- Теперь, когда соответствующие изменения в закон «О прокуратуре» уже приняты, каким образом будет решаться вопрос со штатом главного управления международно-правового сотрудничества? Возьмете людей из Минюста или только штатные единицы?

Решением президента Российской Федерации Генпрокуратуре передается штатная численность подразделений Минюста, ранее выполнявших указанные функции. В связи с этим мы будем иметь возможность принять на службу сотрудников министерства, попавших под организационно-штатные мероприятия.

Для замещения должностей в новом подразделении главного управления международно-правового сотрудничества, которое будет реализовывать переданные полномочия, к кандидатам будут предъявляться требования,

установленные законом «О прокуратуре», в планах также установить специальное требование о владении одним из официальных языков Совета Европы.

В целях организации эффективной работы не исключаем также возможности перевода в данное подразделение работников органов прокуратуры и принятия на службу сотрудников иных ведомств, помимо Минюста России, имеющих высокие квалификации и богатый профессиональный опыт в обозначенной сфере.

- В июле в Санкт-Петербурге пройдет международная конференция «Роль прокуратуры в защите индивидуальных прав и публичного интереса в свете требований Европейской конвенции по правам человека». Можно ее назвать первым опытом в этой сфере Генпрокуратуры России, которой передаются новые функции?

Проведение этого мероприятия планировалось задолго до принятия решения о передаче Генеральной прокуратуре функций по представительству и защите интересов страны в ЕСПЧ.

Этот факт еще раз подтверждает, что правозащитная функция прокуратуры всегда была и остается приоритетным направлением нашей деятельности.

Другое дело, что полномочий для эффективной реализации этой функции теперь у нас стало больше, поскольку с сегодняшнего дня мы можем влиять на эту ситуацию не только внутри страны, но и за ее пределами.

С этой точки зрения предстоящая конференция в Санкт-Петербурге - возможность для нас посмотреть на ситуацию еще шире.

- Учитывая санкции, насколько представительным ожидается мероприятие?

Несмотря на непростую политическую обстановку, участие в конференции планирует принять целый ряд высокопоставленных представителей государств и международных организаций, в том числе в режиме ВКС (видео-конференц-связи.- прим. ред.).

Я выступаю за конструктивный подход и ориентирую на это подчиненных, поскольку наша общая задача с иностранными партнерами - борьба с транснациональной и организованной преступностью - является безусловным приоритетом.

Беседу вёл Максим Варывдин



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.