Россия продолжает строить пациент-ориентированную модель здравоохранения
Пандемия COVID-19 стала вызовом для всех российских отраслей без исключения, но быстрее всех пришлось реагировать системе здравоохранения.
О том, готовы ли мы к подобным шокам в будущем, способна ли Россия нарастить экспорт медицинских услуг и что нужно сделать для популяризации массового спорта в стране, рассказала в интервью нашему корреспонденту в рамках Восточного экономического форума заместитель председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова.
- Хотелось бы начать с самого актуального сейчас вопроса не только в здравоохранении, но и во всех без исключения отраслях - пандемии.
Как Счетная палата РФ оценивает эффективность реагирования отечественной системы здравоохранения на пандемию? Готовы ли мы к подобным вызовам в дальнейшем и что необходимо учесть в будущем?
На наш взгляд, отечественная система здравоохранения смогла эффективно мобилизовать необходимые ресурсы в контексте пандемии: были быстро развернуты дополнительные больничные койки, налажена поставка СИЗов, оперативно организовано тестирование населения, разработаны вакцины.
Однако для достижения устойчивого функционирования системы здравоохранения в условиях подобных вызовов необходимо уделить особое внимание таким критериям, как доступность и качество первичной медико-санитарной помощи, достаточность материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов, вопросам лекарственного обеспечения и развития профилактической медицины.
Сейчас Счетная палата как раз внимательно смотрит расходование бюджетных средств на организацию первичной медико-санитарной помощи в рамках параллельного контрольного мероприятия, проводимого совместно с 32 региональными контрольно-счетными органами.
Безусловно, важно обратить внимание на вопросы кадрового обеспечения. Счетная палата неоднократно указывала на весьма актуальный для отрасли кадровый дефицит.
Напомню, что в 21 регионе не обеспечено достижение уровня заработных плат, обозначенного в указе президента №597, по врачам; по среднему медицинскому персоналу - в 11 субъектах, по младшему медицинскому персоналу - в 48 регионах.
- Достаточно ли финансирования для того, чтобы если не решить перечисленные вами проблемы отрасли, то как минимум повысить устойчивость системы?
В части достаточности финансовых ресурсов для эффективного и устойчивого функционирования отрасли стоит уделить внимание вопросам распределения, предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС бюджетам терфондов ОМС.
Действующая методика распределения субвенций не в полной мере учитывает объективные различия между регионами, кроме того, не учитываются факторы, напрямую влияющие на потребность в объемах медицинской помощи, такие как заболеваемость и смертность населения.
Счетная палата рекомендовала Минздраву России совместно с ФОМС внести изменения в Методику распределения субвенции, установив переходный период.
Считаю важным также остановиться на вопросе существующей низкой конкуренции между медорганизациями различных форм собственности в системе ОМС,
которая влечет за собой незначительное участие частных медорганизаций в оказании медицинской помощи в рамках обязательного медстрахования: так, доля объемов помощи по ОМС, выделенных частным медорганизациям, составляет всего 5,1%.
Это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточности финансового обеспечения большинства тарифов и, с другой стороны, о наличии административных барьеров для вхождения в систему ОМС и получения заявленных объемов медицинской помощи.
- Безусловно, повышение качества услуг здравоохранения, улучшение инфраструктуры и решение перечисленных вами вопросов позитивно скажутся на имидже российского здравоохранения в мире и сделают его более привлекательным для иностранцев. Как обстоят дела с экспортом медицинских услуг в России?
Отмечу, что с 1 января 2019 года в рамках национального проекта "Здравоохранение" реализуется профильный федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг", кассовое исполнение которого за январь - июнь 2021 года составило 100%.
Счетная палата не усматривает рисков его реализации, при этом, несмотря на исполнение показателей ФП, Россия занимает лишь 41-ю строчку (из 46) в рейтинге "Индекс медицинского туризма" за 2020–2021 годы.
Верхние строчки рейтинга заняли Канада, Сингапур и Япония.
По оценке Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, наиболее популярные профили оказания медицинской помощи среди иностранцев, исходя из объема вырученных средств, за 2019 год - акушерство и гинекология (в т. ч. ЭКО) - 19%, общее обследование - 7%, онкология - 7% и травматология и ортопедия - 6%.
При этом 60% пролеченных в России иностранных граждан приехали из Центральной Азии, 37% - из Европы.
Здесь стоит отметить, что наиболее привлекательными с точки зрения медицинского туризма являются системы здравоохранения, направленные на построение так называемых пациент-ориентированных моделей.
В данном контексте имеет смысл обратить внимание на опыт Германии, Канады, Сингапура, Японии и Израиля в части применения пациент-ориентированного подхода, благодаря чему системы здравоохранения обеспечивают высокое качество обслуживания граждан, внимательность и короткие очереди для получения медуслуг.
Россия сейчас находится на пути построения пациент-ориентированной модели здравоохранения, при этом пока ни в одной стране мира она в полной мере не была реализована.
Конечно же, основополагающими факторами развития медицинского туризма являются высокое качество оказания медпомощи, а также применение высокотехнологичного оборудования.
Однако немаловажную роль также играют вопросы сервиса, общей инфраструктуры и логистики. Кроме того, для привлечения пациентопотока из других стран важно донести до потенциальных пациентов информацию о высоком качестве и безопасности оказываемых в учреждении услуг.
Сделать это можно благодаря прохождению аккредитации в международных системах сертификации.
- Говоря о вопросах здравоохранения, нельзя не затронуть тему здорового образа жизни. Недавно Счетная палата завершила работу над анализом доступности массового спорта для россиян. Как вы оцениваете ситуацию в целом по России и, в частности, на Дальнем Востоке?
На начало 2021 года доля граждан России, систематически занимающихся физкультурой и спортом, составляла 45,4% (61,9 млн человек). При этом президентом России поставлена задача к 2030 году увеличить численность систематически занимающихся массовым спортом россиян до 70%.
По результатам наших проверок выявлены риски достижения данного показателя, в первую очередь связанные с высокой стоимостью предоставления спортивных услуг, а также с недостаточной обеспеченностью спортобъектами
Что касается регионов, расположенных на территории Дальнего Востока: здесь в занятия массовым спортом вовлечены 41,5% населения (3,2 млн человек), что незначительно ниже среднероссийского показателя.
В целом за последние несколько лет отмечается рост занимающихся массовым спортом.
Вместе с тем в отдельных регионах ДФО наблюдается отрицательная динамика: Забайкальский край (2019 год - 35,3%, 2020 год - 33,8%), Чукотский автономный округ (2019 год - 42,6%, 2020 год - 41,8%).
Здесь следует, конечно, учитывать, что действовавшие в 2020 году "ковидные" ограничения оказали влияние и на сферу физкультуры и спорта.
Отмечу, что в ДФО за счет средств бюджета Приморского края компенсируются недополученные доходы коммерческим организациям, оказывающим спортивные услуги на бесплатных или льготных условиях, а также оказывается финансовая помощь отдельным группам населения для обеспечения доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями в регионах, расположенных в ДФО, составляет 57,3% (в 2018 году - 52,4%, в 2019 году - 54,3%).
Однако наблюдаются существенные различия в обеспеченности объектами спорта по субъектам округа: максимальный уровень - в Амурской области (84,2%), минимальный - в Приморском крае (42,7%).
Вместе с тем рост числа спортивных сооружений регионов ДФО в полной мере не решает проблему физической доступности спортивной инфраструктуры для занятий массовым спортом жителей Дальнего Востока.
Мы считаем, что для обеспечения физической доступности спортивных объектов необходимо учитывать мнение граждан в части их территориального размещения, возрастной структуры населения, финансовых возможностей, состояния здоровья, местных предпочтений по видам спорта, а также климатических и географических региональных особенностей.
- Что, на ваш взгляд, может способствовать созданию спортивно-туристических кластеров на Дальнем Востоке и насколько это перспективно?
Безусловно, полезным в этом контексте представляется применение практики государственно-частного партнерства, что, в свою очередь, будет способствовать повышению привлекательности туризма на Дальнем Востоке, с одной стороны, и позволит нашим гражданам успешно совмещать отдых, спорт и туризм, с другой.
Так, применение ГЧП для создания спортивных объектов позволит не только обеспечить ввод новых объектов спорта, повысит уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, но и создаст условия для доступности спортивных объектов и услуг для льготных категорий населения.
При этом важно использование консультационных и экспертных ресурсов институтов развития по поддержке реализации инвестиционных проектов, что, в свою очередь, будет способствовать привлечению внебюджетного финансирования на создание спортивной инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП.
Конечно же, для эффективного формирования современных спортивно-туристических кластеров, помимо локальных программ по развитию туризма и спорта, а также достаточного количества объектов спортивной инфраструктуры, необходимы такие аспекты,
как достаточность гостиничного фонда, наличие историко-культурных объектов в регионе, а также поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на развитие в отраслях туризма и спорта.
Беседу вела Елена Кудрявцева