Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин на Пленарном заседании ГД по принятию закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» 21 мая 2020 года
Источник: Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
06:40 / 21.05.2020

Володин: "Есть обращение председателя правительства с просьбой этот законопроект рассмотреть"
"Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. Правительство говорит нам о необходимости принять закон как можно скорее, для того чтобы началась работа по формированию этой важнейшей информационной базы, которая должна заработать с 1 января 2023 года", - Александр Хинштейн

Здание Государственной Думы. Большой зал. 21 мая 2020 года. 12 часов. Председательствует Председатель Государственной Думы В.В. Володин

Стенограмма

Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги! Просьба зарегистрироваться.

Пожалуйста, включите режим регистрации.

Коллеги, обращаю внимание: идёт регистрация.

Покажите, пожалуйста, результаты.

Результаты регистрации (12 час. 00 мин. 53 сек.)
Присутствует 357 чел. 79,3 %
Отсутствует 93 чел. 20,7 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 93 чел. 20,7 %
Результат: кворум есть
В зале присутствует 357 депутатов. Кворум есть.

Уважаемые коллеги, мы с вами можем начать работу, но нам, прежде чем начать, правильно было бы поздравить с первым днём работы в статусе депутата Березина Никиту Владимировича, представляющего политическую партию ЛДПР, избранного от региональной группы № 131, город Москва. В зале присутствует новый депутат. (Аплодисменты.)

Коллеги, насколько я знаю, на протяжении вчерашнего и сегодняшнего дней депутаты проходили обследования и сдали тест на коронавирус. Для информации: вы, наверное, знаете, что у нас ряд депутатов переболели коронавирусом, выписались из больницы трое из четырёх, один депутат находится в больнице до сегодняшнего дня, есть наши коллеги, которые перенесли заболевание на ногах, но есть и те, кто по итогам теста увидел, что ранее болел, обнаружены антитела, у нас пять таких депутатов. И вот когда с ними стали разговаривать на предмет того, когда они себя чувствовали плохо и чем они занимались, оказалось, конечно, что они все работали.

В связи с этим ещё раз выскажу убедительную просьбу: почувствовали недомогание — лучше побудьте дома в рамках самоизоляции, потом, если всё будет хорошо, выходите на работу. У нас есть возможность дистанционно участвовать в работе комитета, смотреть, как идёт заседание Государственной Думы, и затем свою позицию выразить. Средства коммуникации сегодня продвинулись вперёд, и они позволяют многое сделать в рамках дистанционной организации работы, за исключением одного — участия в пленарном заседании. Бережно относитесь к тем, кто рядом с вами!

Я фамилии не буду называть, не имею права называть фамилии, коллеги, но экспресс-тест показал, что у нас ещё выявлены депутаты, которые заболели. И если бы мы не провели эту работу, если бы они не сдали этот тест, сегодня они были бы среди нас — понимаете, о чём речь идёт?

Нам с вами ни в коем случае нельзя так относиться ни к своим коллегам, ни к своим обязанностям. Посмотрите, Государственная Дума, мы все, несмотря на вот эти проблемы, — а мы с вами по-другому не можем, только вот таким составом можем принимать решения — оперативно собираемся, причём каждую неделю, рассматриваем вопросы, связанные с мерами поддержки, с решениями, принятыми президентом, правительством, и ни на день не задержали принятие необходимых решений, которых люди ждут, предприятия ждут.

Но для того чтобы поддерживать вот такую работоспособность, нам правильно было бы с себя спросить, иначе мы с вами можем не собраться и поставим под удар решения, которых ждут люди. Поэтому ещё раз обращаюсь к вам с большой просьбой: давайте пройдём все эти вызовы и проблемы, а потом, ну, дадим уже слабину. Договорились?

Но, коллеги, наверняка это может остаться только в мечтах, потому что коронавирус изменил нашу жизнь не на день и не на месяц, он внёс очень серьёзные изменения в будущее, и, пока не будет изобретено лекарство, пока не будет вакцины, нам придётся серьёзно изменить отношения и в быту, и в работе.

В общем-то, это огромные изменения, которые будут, скорее всего, неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому большая просьба, понимая эту ответственность, корректировать в том числе свои решения и поступки.

А те коллеги, кто приобрёл антитела, — обязательно поделитесь ими с теми, кто ждёт этой поддержки и помощи. Могу сказать лишь одно: что касается тех, кто приобрёл такие антитела, — больше всего здесь, можно сказать, повезло фракциям ЛДПР, "Единая Россия" и КПРФ, поскольку тесты показали, что такие антитела есть у представителей этих фракций. Но дай бог, чтобы это не понадобилось.

Коллеги, нам необходимо принять проект порядка работы за основу.

Просьба включить режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (12 час. 08 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 355 чел. 78,9 %
Проголосовало против 1 чел. 0,2 %
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 356 чел.
Не голосовало 94 чел. 20,9 %
Результат: принято
Принимается проект порядка работы на сегодняшний день за основу.

Коллеги, есть ли вопросы по повестке? Есть.

Включите режим записи, пожалуйста.

Покажите список.

Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич.

Диденко А.Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.

Уважаемый Вячеслав Викторович, в связи с особым порядком рассмотрения просьба 10-й, 11-й вопросы рассмотреть с одним докладом и одним содокладом.

Председательствующий. Пожалуйста, Никонов Вячеслав Алексеевич.

Никонов В.А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "Единая Россия".

По 12-му вопросу содоклад вместо Кононова сделает Никонов.

Председательствующий. Шеин Олег Васильевич.

Шеин О.В., фракция "Справедливая Россия".

Из регионов поступает очень много обращений по поводу зарплат врачей. Мы видим, что этот вопрос находится на контроле у Президента Российской Федерации и по выплатам тем медработникам, которые работают непосредственно с больными COVID, действительно идёт серьёзное разбирательство.

Но я напомню: есть 415-е постановление правительства, по которому трансферты в регионы ушли на выплаты медработникам, оказывающим помощь не только больным COVID, но и лицам из групп риска, с той самой внебольничной пневмонией в том числе.

В связи с этим есть проект протокольного поручения о том, чтобы профильный комитет, Комитет по охране здоровья, запросил у Правительства Российской Федерации информацию со сбивкой, группировкой по субъектам, сколько людей получили деньги и сколько денег — по категориям врачей, которые работают с лицами из групп риска, в том числе с внебольничной пневмонией.

Председательствующий. Спасибо.

Давайте мы эту информацию запросим. Но и со своей стороны, коллеги, по имеющимся у вас фактам, связанным с невыплатой надбавок, положенных по решению, которое принял президент и мы с вами в рамках законодательства также зафиксировали, давайте сформируем оперативную информацию и, если она в дальнейшем будет поступать из наших избирательных округов, договоримся о следующем.

Мы её передаём Жукову Александру Дмитриевичу, который ежедневно принимает участие в работе оперативного штаба, созданного правительством. Соответственно, будет правильным, чтобы Александр Дмитриевич эту информацию доводил до сведения председателя правительства и Татьяны Алексеевны Голиковой, как начальника штаба. И конечно, мы с вами здесь должны стоять на страже реализации принятых норм, защиты прав граждан, тем более врачей, которые сегодня спасают людей.

Александр Дмитриевич, вы поддерживаете такое предложение?

Ну а что касается запроса, поручим это профильному комитету.

Дмитрий Анатольевич, договорились?

Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.

Иванов С.В., фракция ЛДПР.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 12 мая при обсуждении законопроекта о федеральном регистре вы давали поручение комитету, чтобы была проведена встреча с фракциями, со специалистами, чтобы также были учтены замечания граждан, в большом количестве поступающие в Государственную Думу.

Вот мне кажется правильным, перед тем как обсуждать этот вопрос, уточнить, была ли проведена такая работа. Если нет, то вопрос из повестки дня надо исключить. Мы ведь сегодня принимаем достаточно правильные законопроекты, которые направлены на помощь гражданам, но, я боюсь, если мы примем сейчас этот законопроект, то больше будут говорить именно об этом.

Председательствующий. Сергей Владимирович, насколько мне известно из вчерашнего обсуждения этого вопроса на заседании Совета, руководство Федеральной налоговой службы встретилось со всеми фракциями. И Игорь Владимирович Лебедев, представляя фракцию ЛДПР, подчеркнул, что, в общем-то, аргументы, звучавшие в поддержку этого законопроекта, заслуживают внимания, кроме того, возможно, фракция даже может пересмотреть своё отношение к нему в пользу поддержки.

Мы договорились, что сегодня при рассмотрении этого законопроекта в его обсуждении будет участвовать руководитель Федеральной налоговой службы, он находится здесь, в ложе. Также, если вы не возражаете, после выступлений по мотивам от фракций мы попросим руководителя Федеральной налоговой службы выступить перед депутатами и ответить на те вопросы, которые прозвучат в том числе в выступлениях по мотивам от фракций. Нет возражений, коллеги? Нет возражений. Договорились.

Пожалуйста, Карпов Анатолий Евгеньевич.

Карпов А.Е., фракция "Единая Россия".

Спасибо, Вячеслав Викторович. Я также по 2-му вопросу повестки дня — "О едином федеральном информационном регистре...". В том виде, в каком проект закона есть сейчас, он вступает в прямое противоречие с рядом действующих законов. Нами были подготовлены 20 поправок, которые ликвидируют это противоречие. Кажется, что эти поправки всё-таки должны быть внесены, для того чтобы в законопроекте не оставалось указанных проблем.

Председательствующий. Ну я ещё раз отмечу, что законопроект прошёл процедуры рассмотрения первого чтения, второго чтения.

Александр Евсеевич, можете напомнить, сколько времени этот законопроект находится в Государственной Думе?

Хинштейн А.Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "Единая Россия".

Добрый день, уважаемые коллеги! Да, Вячеслав Викторович, могу напомнить: законопроект был внесён осенью прошлого года, а работа над ним ведётся с 2018 года.

Председательствующий. Уважаемые коллеги, почти два года законопроект находится в Государственной Думе, была возможность с ним многократно ознакомиться. Активно мы обсуждаем его уже полгода.

Есть обращение председателя правительства с просьбой этот законопроект рассмотреть, потому что сам закон, если мы его поддержим, начнёт реализовываться с 2026 года, а вступит в силу с 2023 года.

Исходите из того, что здесь присутствует Егоров Даниил Вячеславович, руководитель ФНС, он, если что, на те вопросы, которые прозвучат, сможет ответить, и, возможно, его ответы снимут те вопросы и замечания, которые сегодня звучат.

Если у вас есть предложения в виде поправок, то мы с вами до 2023 года можем их внести в этот закон, и потом, до того как закон вступит в силу и с 2026 года уже начнёт полностью работать, тоже время есть, но работу сейчас надо запускать, есть аргументы в эту пользу. Давайте мы дождёмся рассмотрения этого законопроекта.

Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ.

Небольшое уточнение. Ну, прежде всего мы настаиваем на снятии этого законопроекта с рассмотрения, потому что наша встреча и дополнительная проработка с экспертами выявила следующее.

Во-первых, законопроект противоречит 23, 24, 55-й статьям Конституции, указу президента № 646 от 5 декабря 2016 года о Доктрине информационной безопасности, где прямо записано, что собирание всей информационной базы воедино при отсутствии должной защиты... а мировые киберфорумы подтвердили, что нет сегодня ни одной системы, которая имеет надлежащий уровень защиты.

Кроме этого, он нарушает права граждан в части права на тайну, на частную жизнь. Ну и конечно же, этот законопроект в принципе, вот если посмотреть опыт... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич. Вы предложили снять сегодня с рассмотрения 2-й вопрос повестки дня.

Давайте тогда по порядку.

Коллега Диденко предлагает 10-й и 11-й вопросы рассматривать с одним докладом и одним содокладом. Нет возражений? Нет возражений. Принимается решение.

Коллега Никонов предлагает по 12-му вопросу замену содокладчика на Никонова. Нет возражений? Нет. Принимается.

Коллега Шеин внёс предложение, мы его обсудили.

Олег Васильевич, вы с этим согласны? Согласны.

Коллега Иванов Сергей Владимирович задал вопрос — я на этот вопрос ответил.

Коллега Карпов задал вопрос в отношении поправок и рассмотрения законопроекта, который сейчас находится в процедуре третьего чтения, — ответ прозвучал, а дальше уже решение будет принято при рассмотрении законопроекта.

И коллега Коломейцев предлагает снять с рассмотрения вопрос 2.

Пожалуйста, председатель профильного комитета, Александр Евсеевич Хинштейн, прокомментируйте предложение Коломейцева Николая Васильевича. Ваша позиция?

Хинштейн А.Е. Комитет по-прежнему считает необходимым принять законопроект в третьем чтении, и при обосновании законопроекта я готов более подробно осветить в том числе и те вопросы, которые поднимаются оппонентами по этому законопроекту.

Председательствующий. То есть комитет настаивает на рассмотрении сегодня данного законопроекта?

Хинштейн А.Е. Да.

Председательствующий. Ставится на голосование предложение Коломейцева, который предлагает снять с рассмотрения законопроект под пунктом 2. Профильный комитет просит оставить законопроект в повестке дня.

Просьба включить режим голосования.

Пожалуйста, покажите результаты.

Результаты голосования (12 час. 19 мин. 19 сек.)
Проголосовало за 101 чел. 22,4 %
Проголосовало против 172 чел. 38,2 %
Воздержалось 6 чел. 1,3 %
Голосовало 279 чел.
Не голосовало 171 чел. 38,0 %
Результат: не принято
Решение принято: данный законопроект будет рассмотрен, остаётся в повестке дня.

Уважаемые коллеги, ставится на голосование: принять порядок работы на сегодняшний день в целом, с учётом внесённых предложений и изменений.

Пожалуйста, включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (12 час. 19 мин. 57 сек.)
Проголосовало за 280 чел. 62,2 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 3 чел. 0,7 %
Голосовало 283 чел.
Не голосовало 167 чел. 37,1 %
Результат: принято
Принимается порядок работы на сегодняшний день.

Прежде чем приступим к рассмотрению повестки, коллеги, напомню предложение по регламенту: два часа. Вот исходите из того, что два часа работаем — и закрываем пленарное заседание. Мы отключаем вентиляцию, понятно, что делается не только это, но меры предосторожности правильно было бы соблюдать. И завтрашнее заседание, если вы не возражаете, начнём в 12 часов и закончим также в 14 часов. Нет возражений? Нет возражений.

Коллеги, далее. Скорее всего, это будет отражено в постановлении, которое будет вынесено на рассмотрение. Мы исходим из того, что меры поддержки, которые предлагает президент, мы реализуем незамедлительно, правительство вносит законопроекты — мы их также рассматриваем.

Исходя из наших консультаций мы видим, что на следующую неделю у нас пока повестка по приоритетным решениям в необходимом объёме отсутствует, мы можем рассмотреть её за два дня. Так что вторничное заседание предлагаем отменить, а оставить только заседания в среду и четверг. Нет возражений? Нет.

И ещё одно. Если мы увидим, что повестка, необходимая для того, чтобы мы собрались, отсутствует, — такое может быть, — то хотелось бы получить поддержку Совета Государственной Думы — повторю, если такое произойдёт, — чтобы мы имели возможность принять решение и перенести, допустим, заседания со среды и четверга на более позднее время или оставить одно пленарное заседание, чтобы у нас была возможность для манёвра, чтобы мы могли собираться по мере необходимости. Нет возражений? Нет возражений.

Вот эти решения, коллеги, нам важно будет зафиксировать, с тем чтобы мы с вами, с одной стороны, так же оперативно, но, с другой стороны, результативно могли собираться и работать.

А сейчас рассматривается 2-й вопрос повестки, законопроект третьего чтения. Проект федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Евсеевича Хинштейна.

Пожалуйста, Александр Евсеевич.

Хинштейн А.Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный к третьему чтению законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации". Во втором чтении законопроект был принят на прошлой неделе, 12 мая.

Действительно, вокруг законопроекта в последние две недели сломано много копий. Мы видим довольно шумную дискуссию и в средствах массовой информации, и в социальных сетях. И в связи с этим я хотел бы дать некоторые пояснения, поскольку большинство контрдоводов, если не все, по этому законопроекту не имеют отношения к реальному положению вещей. Полагаю, что это во многом связано с недостаточностью информирования о том, что собой представляет законопроект.

В связи с этим, Вячеслав Викторович, если вы позволите... Коллеги из Федеральной налоговой службы по нашей просьбе подготовили короткий видеоролик, на полторы минуты, который объясняет и популярно, наглядно демонстрирует, что такое единый федеральный информационный регистр, для чего он нужен, как он формируется и почему мы считаем опасения противников законопроекта в части того, что нарушается тайна частной жизни или затрагиваются конституционные права, несостоятельными. Если, Вячеслав Викторович, позволите, я попросил бы этот ролик включить, он готов.

Председательствующий. У вас есть полторы минуты. Пожалуйста*.

Включите микрофон на трибуне.

Хинштейн А.Е. Спасибо.

Коллеги, комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. Мы вновь повторяем, что он претерпел существенную доработку: все замечания, которые имели под собой основания, в нём учтены.

Правительство говорит нам о необходимости принять закон как можно скорее, для того чтобы началась работа по формированию этой важнейшей информационной базы, которая должна заработать с 1 января 2023 года. Все вопросы и замечания, которые есть, мы готовы дальше в рамках комитета рассматривать.

И ещё. Мы считаем необходимым начать работу — и приступили к ней — по внесению изменений в законодательство в части ужесточения ответственности за хранение информации, персональных и иных данных, в том числе ужесточения ответственности за утечки, с тем чтобы до 2023 года, когда система заработает, государством был чётко определён механизм ответственности за любые действия, хотя мы убеждены, что этого не произойдёт, и комитет внимательно знакомился с тем, как технически к этой работе готовятся коллеги из правительства.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

По мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть желающие.

Включите режим записи, пожалуйста.

Покажите список.

Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста, от фракции КПРФ.

Подготовиться Нилову Олегу Анатольевичу.

Коломейцев Н.В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сразу уточнение: закон начнёт работать с момента подписания президентом, начнётся сбор информации, а только с 2023 года вы, возможно, сможете получить доступ к собранной о вас информации.

Второе уточнение. В Великобритании, в Англии, любимой стране зажиточных людей Российской Федерации, аналогичный закон был принят в 2006 году — ну, я думаю, вы не будете спорить, что технологически и по многим вопросам они сегодня несколько мощнее нас, — но через четыре года правительством было принято решение об уничтожении этого регистра в силу невозможности обеспечения хранения информации о частной жизни, что повлекло утечку информации, как было написано в их постановлении, и нанесение ущерба национальной безопасности.

Этот закон противоречит 646-му указу президента, в котором как раз сформулировано то, до чего дошли англичане: комплексное агрегирование в один документ всех данных о людях в условиях невозможности обеспечения безопасности резко увеличивает возможности наших геополитических противников в плане получения данной информации.

А по закону (вы, вероятно, не все прочитали) у нас более 30 видов сведений будет собираться, в том числе к этому будут иметь доступ нотариусы, которые работают под иностранными юрисдикциями, — естественно, они будут иметь базы и будет самый упрощённый порядок передачи информации из регистра.

Дальше. Есть заключение Государственно-правового управления, которое отправлено патриарху, — вы знаете, что все религиозные конфессии возмущены введением числовых идентификаторов.

Напоминаю вам, что конституционные суды Португалии, Венгрии и ещё ряда стран запретили использование как регистров, так и числовых идентификаторов, которые в принципе, ну, фактически поэтому и называются "информационный концлагерь", понимаете?

Ну и кроме того, с какой стати ФНС выступает, вообще-то, главной в этой теме? У нас на самом деле все постановления, все указы, все законы вообще регистрируются в Минюсте, у них полномочия по контролю за соблюдением, исполнением, регистрацией и отменой актов.

В общем-то, нет ни одного аргумента, который бы вызывал... заставлял нас торопиться, тем более если только с 2023 года можно будет иметь доступ, а 152-й закон "О персональных данных", вообще, прямо запрещает в статье 5, часть 3, агрегирование всех данных. А получать — пожалуйста, можно... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич.

Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "Справедливая Россия".

Подготовиться Лебедеву Игорю Владимировичу.

Нилов О.А., фракция "Справедливая Россия".

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что встречи с руководством ФНС у фракции не было, по каким причинам — ну, разберёмся позже.

Позиция фракции такая: это очередное, да, возможно благое, намерение, значит, решение упорядочить, установить контроль, вывести из тени, из зоны комфорта многих принимается в чрезвычайной спешке, причём решение на 2023—2026 годы!

Сейчас у нас коронавирус, у нас экономический кризис — бегом, два часа работаем, принимаем эти законы. Куда спешим?! Что такого случится за эти три года? Успеется, коллеги! Пусть занимаются сейчас другими вопросами — спасением экономики России! Вот это уже вызывает опасение, не просто так эта спешка...

Теперь по существу. Были примеры вот такие лёгкие: мы заменили свидетельство о собственности с бумажного на электронное, мы поменяли трудовые книжки, амбулаторные карты. Придите сегодня в поликлинику — вам не нужно носить амбулаторную карту с собой, потому что у каждого врача, а может быть, и у каждой санитарки, если войти в компьютер, будет ваша история болезни. Чем она защищена?

Любой, извините, даже школьник, имея возможность взломать сервер поликлиники, получит ваши суперинтимные, частные сведения о здоровье, о жизни и так далее, сведения, о чём вы говорите с врачом. Где здесь опыт, где тестирование этой системы, почему надо принимать сразу на всю страну?!

Давайте выделим отдельную территорию, отдельную категорию граждан, сами покажем пример — я, например, готов. Давайте, депутаты всех уровней, сенаторы, судьи, прокуроры — вперёд! Как раньше говорили: "Коммунисты, вперёд!"

Давайте на себе три года испытывать эту систему, наверняка там выявятся какие-то недоработки, откорректируем, поправим, а потом будем всех остальных граждан насильно заставлять, что называется, вступать под колпак ФНС.

И самое главное, здесь коллеги уже говорили, вот 24-я статья Конституции: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются". Скажите, уважаемые юристы, не это ли предполагается делать?

Было сказано: да это, знаете, фамилия, имя, отчество, год рождения, там ещё что-то, и ничего больше! Тогда зачем эта база? Тут и МВД, тут и ФНС — и там что, только такие вот никчёмные сведения? Ничего подобного, уважаемые коллеги!.. (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Спасибо, Олег Анатольевич. Ну, вы законодатель со стажем, более того, насколько знаю, 26 лет своей жизни отдали написанию и принятию законов. Определите, пожалуйста, понятие — что такое "суперинтимные сведения"?

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Ну а что касается депутатов, — вот вы сказали: "Коммунисты, вперёд!" — у депутатов нет ни интимной, ни суперинтимной жизни. Посмотрите, о нас пишут всё, что хотят, и ни за что не несут ответственность, при этом, знаете, неизвестно, откуда это берётся. Поэтому когда мы говорим о таких вещах...

Вы возьмите и предложите определение понятия "суперинтимная жизнь", и внесите предложение, поправку в закон, что вы под этим понимаете. Почему вы опасаетесь, что та база данных, которая будет сформирована, — там будут СНИЛСы и так далее — будет нести больше опасности, чем на сегодняшний день?

На сегодняшний день, как вы видите, в этой ситуации настолько вообще, извините меня, не защищены граждане, что поговорить надо, может быть, об этом. И это разговор не о депутатах, а как раз о наших гражданах. Вот давайте поговорим об этом!

Пожалуйста, Игорь Владимирович Лебедев, фракция ЛДПР.

Подготовиться Боярскому Сергею Михайловичу.

Лебедев И.В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В таком виде, в каком предлагается принять данный законопроект, — а главное, в такой спешке — фракция ЛДПР, к сожалению, поддержать его не сможет.

Пять основных моментов, которые нас беспокоят в этом законопроекте. Да, мы встречались с представителями ФНС, да, мы получили ответы на некоторые вопросы, но, к сожалению, не на все. Как только что сказал мой коллега Нилов, первое, что нас беспокоит, — это нарушение Конституции, статьи 24: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".

Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к частной жизни гражданина, а значит, являются объектом конституционно-правовой защиты согласно статьям 23 и 24 Конституции.

Второе — это нарушение закона "О персональных данных". Во-первых, как уже было сказано, не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в несовместимых целях, — это является нарушением принципов работы с персональными данными, установленных статьёй 5 закона "О персональных данных".

Во-вторых, что касается управления персональными данными, часть 11 статьи 8 законопроекта устанавливает, что персональные данные граждан подлежат постоянному хранению, их изъятие, в том числе по требованию гражданина, не предусмотрено, но закон № 152-ФЗ "О персональных данных" говорит о том, что гражданин вправе уточнить свои персональные данные, а также попросить об их блокировке или уничтожении, — данный законопроект такого права не даёт.

Третье. Один супероператор базы данных — ФНС. Почему ФНС? У них суперзащита? Они суперпрофессионалы? Нет. Право доступа к данному регистру будут иметь представители органов госвласти, МФЦ, избирательные комиссии, нотариусы, суды, прокуратура, органы дознания и следствия, полиция, ФСБ, служба судебных приставов, ФНС — по сути, слив данных может быть осуществлён любым рядовым сотрудником МФЦ, и никто не защитит наших граждан от этого.

Четвёртое. Данные собираются принудительно, данные собираются в безусловном порядке, и гражданин не может повлиять на процесс их сбора.

Пятое — риски единого хранения, в одном месте. Очевидно, что создание единой базы данных граждан будет вызывать повышенный интерес у любых злоумышленников. На сегодняшний день — и это вам скажет любой специалист в области IT-технологий — не существует технической возможности на сто процентов гарантировать безопасность какой-либо информационной системы.

И вторым риском, связанным с единым местом хранения, являются возможные утечки данных изнутри. Известно, что в прошлом году более 60 процентов утечек происходило именно при участии внутренних злоумышленников.

К сожалению, данный законопроект оставляет больше вопросов, чем даёт ответов. Если бы не было такой спешки... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Спасибо, Игорь Владимирович.

Пожалуйста, Боярский Сергей Михайлович, фракция "Единая Россия".

Боярский С. М., фракция "Единая Россия".

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Здесь много раз говорили о спешке с принятием закона — напомню, что законопроект в Государственной Думе рассматривается уже почти два года.

Каждого из нас, родившегося на территории Российской Федерации, с момента рождения сопровождают документы, сведения.

Первый и главный документ — свидетельство о рождении; потом медицинская страховка, паспорта, внутренний и заграничный, аттестат о среднем образовании, дипломы, водительские права — перечислять можно сколь угодно долго. Эти сведения хранятся и обрабатываются в различных ведомствах, разрозненно.

С учётом вызовов и скорости, с которой необходимо обрабатывать информацию в нынешние времена, и предлагаются те изменения, которые мы здесь подробно обсуждаем. Послушайте, мы что, хотим вернуться на 15—20 лет назад, когда, чтобы произвести элементарную операцию, нужно было потратить уйму времени, нервов, обойти все инстанции для получения каких-то справок, выписок?!

Давка, очереди — когда новые технологии пришли, это всё ушло в прошлое. Сайт государственных услуг, многофункциональные центры — ко всему этому мы привыкли, нам удобно этим пользоваться, и эту работу необходимо продолжать.

Теперь по поводу страхов и фобий. Мы с вами, согласитесь, подписываем не глядя соглашение об обработке персональных данных в коммерческих структурах, в банках, нам никто никогда в жизни не даст кредит, даже минимальный, если мы не откроем полностью картину своей жизни. Вот там и обработка, и коммерциализация данных происходит.

При покупке турпутёвки, при медицинском обслуживании — везде собираются данные (я уже не говорю про иностранные соцсети или платформы по бронированию отелей), которые потом превращаются чудным образом в таргетированную рекламу. Это всё нужно регулировать, об этом нужно говорить, но это предмет регулирования другого закона, а не того, который мы сегодня обсуждаем.

Здесь речь идёт о безопасном государственном подходе к обработке уже существующих сведений. ФНС зарекомендовала себя как локомотив развития цифровых технологий и справится с этой задачей во исполнение поручения председателя правительства, чтобы не человек бегал и доказывал, что ему положены, например, льготы, выплаты, субсидии, а чтобы государство, на опережение в том числе, приходило и такие услуги предоставляло.

Коллеги, не нужно бояться новых технологий, их нужно уметь правильно использовать — грамотно, ответственно и профессионально. Уверен, так и будет, за этим будущее, оно уже наступило.

Фракция партии "Единая Россия" будет поддерживать принятие законопроекта в третьем чтении.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович.

Коллеги, как и договаривались, давайте мы с вами предоставим возможность выступить Егорову Даниилу Вячеславовичу — руководителю Федеральной налоговой службы. Федеральная налоговая служба является представителем Правительства Российской Федерации по данному законопроекту, и было бы правильно, наверное, дать возможность в том числе ответить на прозвучавшие вопросы в ходе выступлений по мотивам.

Пожалуйста, Даниил Вячеславович.

Егоров Д.В., руководитель Федеральной налоговой службы.

Добрый день, Вячеслав Викторович! Добрый день, уважаемые депутаты! Вы знаете, я считаю, что очень правильно поставлены вопросы. Мы на самом деле находимся в фундаментальном плане перед развилкой: с одной стороны — в каком направлении мы развиваемся, а с другой стороны — как мы обеспечиваем защиту при этом развитии. Я постараюсь до вас донести по крайней мере наши подходы.

На самом деле мы этим законопроектом, скорее даже этой идеей, стали заниматься не в 2018 году и не в 2017 году, а ещё в 2015 году.

Мы, управляющие, наверное, одним из самых больших объёмов данных, как никто другой, прекрасно понимаем, насколько важно иметь чистые данные, насколько важно иметь защищённые данные, для того чтобы за деньги налогоплательщиков, за деньги людей, которые живут в нашем государстве, оказывать максимально качественные услуги.

Я не соглашусь с тем, что мы отстаём по всем параметрам от других государств в нашем технологическом развитии. Это не так, это неправда, мы способны реализовывать очень серьёзные, очень сложные информационные системы. Почему была выбрана ФНС?

Потому что у нас есть очень серьёзный опыт в реализации и создании разных реестров — это и реестр малого и среднего предпринимательства, это и реестры налогоплательщиков, это и федеральная информационная адресная система, и многое-многое другое.

При этом немаловажно отметить, что всё это происходит на базе нашей инфраструктуры, это происходит в наших центрах обработки данных, которые соответствуют тем уровням безопасности, которые нужны для реализации этого закона. О чём идёт речь?

Речь идёт о том, что, прежде чем будет запущена эта система, она будет протестирована как Федеральной службой безопасности, так и иными службами по максимальным уровням защиты. Это принципиально важно, когда мы говорим о том, как запускаются эти системы.

Но самое фундаментальное, с моей точки зрения, о чём стоит говорить и что стоит принять во внимание, это то, что прежде всего эта система не сборка данных, эта система собирает ключи, которые позволяют в каждом ведомстве иметь актуальные и достоверные данные.

Мы не собираем все данные из всех ведомств в одну точку, нет. На самом деле коллеги, которые говорили, что сборка данных в одной точке — это максимальный риск, приводили верный аргумент. Мы это осознаём, как никто другой, и поэтому у нас не один ЦОД, и поэтому у нас распределённые системы работают, и поэтому мы ставим максимальные уровни защиты.

Именно поэтому мы собираем ключи, мы собираем те 30 видов сведений из 12 органов, которые позволят нам взаимосвязанно оказывать услуги, и это очень чётко прописано, как мне представляется, в целях законопроекта.

О чём мы говорим? Мы говорим о достоверности и актуальности сведений... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте время, пожалуйста.

Егоров Д.В. ...прежде всего для оказания услуг людям. Посмотрите, что было сделано, и вряд ли кто-то отнимет у нас это завоевание, как у государства: МФЦ — мало у какой развитой страны есть такие услуги. Вы думаете, это обеспечивается за счёт тех фронт-офисов, которые работают? Ну конечно нет!

Это обеспечивается за счёт той информационной системы, которая стоит за этими фронт-офисами. Вам, я думаю, могут многие рассказать, каких сил и какой системы требовало внедрение СМЭВ, информационного обмена, чтобы обеспечить эти услуги.

И сегодня наши граждане этим пользуются. Сегодня семьям с детьми выдаётся субсидия просто после обращения на портал — вы правда думаете?.. Мы ещё полгода назад такой услуги людям оказать не смогли бы, им пришлось бы с бумагами приходить и доказывать родство и так далее. Вот те бенефиты, которые мы имеем.

И другая сторона — защита информации. Как я уже сказал, это только ключи, а не сама информация, это чётко описано. Это первое.

Второе. Мы чётко соблюдаем требования закона "О персональных данных", нормы также прошли юридическую экспертизу. Там нет ни медицинских данных, ни данных о вероисповедании, ни биометрических данных. Неправда, что они есть, этого там нет!

Почему мы говорим, что эту систему надо внедрять?

Потому что на самом деле для внедрения таких информационных систем требуется время и контроль — прежде всего со стороны парламента — за тем, как мы это внедряем и что в итоге у нас получится, какие услуги мы сможем оказывать людям, которые также будут иметь доступ к этой системе и смогут проверить, какими данными о них обладает государство, для того чтобы понимать, на какие услуги они имеют право.

Большое спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Ставится на голосование проект федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", 2-й вопрос нашей повестки дня, третье чтение.

Пожалуйста, включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (12 час. 48 мин. 09 сек.)
Проголосовало за 243 чел. 54,0 %
Проголосовало против 47 чел. 10,4 %
Воздержалось 14 чел. 3,1 %
Голосовало 304 чел.
Не голосовало 146 чел. 32,4 %
Результат: принято
Федеральный закон принят.

Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса.

Подождите, "по ведению" — значит, оно нарушено где-то; если нарушено, тогда пожалуйста.

По ведению — Коломейцев Николай Васильевич.

Коломейцев Н.В. Нарушение — это выступление руководителя...

Председательствующий. Коллеги, это не по ведению.

Переходим к рассмотрению блока законопроектов, рассматриваемых во втором чтении.

3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (с целью урегулирования правоотношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции), второе чтение.

Доклад Андрея Михайловича Макарова.

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Власть", подраздел "Дума"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.