Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Певец Валерий Ободзинский
Источник: Яндекс картинки
12:24 / 18.01.2017

Валерия Ободзинская: «Отцовское «нет» было железным»
Вокруг папы создано много мифов, зачастую ни на чём не основанных. Едва ли могу сказать, что когда-либо прочла об отце хоть что-то толковое: как правило, все либо не совсем так, либо совсем не так. Я от всего подобного устала и в итоге сама взялась за перо. Решила, что иначе правду об Ободзинском не узнают

«Что-то случилось», «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Неотправленное письмо»... Попробуйте изъять эти и многие другие вещи из сокровищницы отечественной эстрады и обнаружите, как колоссально много она потеряет. 24 января их исполнителю, Валерию Ободзинскому, исполнилось бы 75 лет. Мы попросили поделиться воспоминаниями дочь главного советского лирического тенора Валерию Ободзинскую.     

- Какими критериями руководствовался отец при составлении репертуара? Что в песне являлось для него самым важным?

Прежде всего, песня должна была ему нравиться. Причем это вовсе не означало, что композиции следовало обязательно носить лирический характер, — отец мог запросто и даже с удовольствием исполнить пламенное коммунистическое произведение.

Они у него, кстати, выходили замечательно: народ на концертах буквально рыдал от восторга. Нельзя сказать, что Ободзинский был не требовательным: просто явное отторжение к предлагаемому ему для исполнения материалу испытывал крайне редко. Поэтому и репертуар у него необычайно широк.

Однако если моменты неприятия тех или иных вещей порой и случались, то хоть расшибись в лепешку, умри у него на глазах — ничто не действовало. Причем касалось это не только музыки — папа мог быть очень жестким и категоричным. Отцовское «нет» было железным: сказал, как отрезал.   

- Ободзинский — певец золотой эпохи отечественной эстрады. И, несмотря на то, что для многих он так и остался величайшим, все же был не единственным выдающимся вокалистом. В чем, на Ваш взгляд, заключалась его изюминка? Что его выделяло среди других эстрадных испонителей?

Его называли западным певцом. И папа не то чтобы данный аспект не скрывал — напротив, всячески подчеркивал. Он этому учился, пытался перенять что-то из манеры лучших зарубежных артистов — Элвиса, Синатры, Марио Ланца.

Поначалу, кстати, репертуар отца чуть ли не целиком состоял из итальянских песен. Поэтому, возможно, на определенном этапе у Ободзинского имелись сложности — ведь в советское время подобные заигрывания с Западом не особо приветствовались.

Если же говорить об отличительной особенности именно как исполнителя... Не знаю, насколько правомочно рассуждать здесь о какой-то эксклюзивности, — возможно, подобные качества присущи многим, — но папа всегда был искренним, внутренне честным и потому настоящим. А зритель это чувствует, его не обманешь.

- Известно, что Ваш отец — самородок. Профессионально пением не занимался. Однако, чтобы поддерживать голосовые связки в состоянии «боевой готовности», наверное, надо все же репетировать, распеваться, тренироваться. Как в этом смысле обстояли дела у Валерия Владимировича?

В юности он работал с голосом постоянно, придумывал какие-то вокальные упражнения. И, кстати, несмотря на то, что действительно целенаправленно пению не обучался, несколько уроков у преподавателя из Консерватории взял.

А вот в 90-е годы, когда папа находился на последнем мощном витке популярности, ни о каких репетициях речи не шло. Бывало, лежит на диване, слушает песню, моментально запоминает ее и затем исполняет так здорово, словно и не было в его жизни вынужденного творческого простоя. Не будет большим преувеличением сказать, что Ободзинский пел, как дышал.

- Каким он был отцом?

Ласковым. При этом со мной маленькой разговаривал, как со взрослой. Без панибратства, с одной стороны, и без сюсюканья — с другой. Уважительно, с достоинством — то есть, на мой взгляд, не так, как большинство отцов общаются со своими детьми.

- Можно ли было его назвать компанейским человеком?

В юности недостатка в друзьях не испытывал. Тогда еще папа был очень контактным, открытым — бесконечно получал приглашения в гости, да и двери его собственного дома не закрывались. Однако в последние годы отец замкнулся, свел общение к минимуму, предпочитая уединение.

Причем не страдал от одиночества — это был осознанный выбор. Скорее всего, он испытывал нечто вроде разочарования в людях. Порой не без налета горького цинизма замечал: «Никаких друзей не бывает». Словом, под конец папа стал весьма угрюмым человеком.

- Какие увлечения, помимо музыки, сопровождали Ободзинского по жизни?

Классические мужские хобби его особо не трогали. То есть футбол, охота, рыбалка — все это к отцу отношения не имело. Зато очень интересовался политикой, телевизор у нас всегда был настроен на новостной канал.

- Незавидная участь быть отнесенным к категории «забытые имена» Ободзинскому точно не грозит: о нем постоянно говорят, а песни перепевают, про него снимают телепрограммы, фильмы, ему посвящают книги. Насколько велик во всем этом процент лжи? В частности, каково Ваше мнение относительно вышедшей лет десять назад монографии Варлена Стронгина «Отлучение от песни»?

Дочитать не смогла, если честно. Действительно вокруг папы создано много мифов, зачастую ни на чем не основанных. Едва ли могу сказать, что когда-либо прочла об отце хоть что-то толковое: как правило, все либо не совсем так, либо совсем не так.

Я от всего подобного устала и в итоге сама взялась за перо. Решила, что иначе правду об Ободзинском не узнают. Первую часть книги, над которой трудилась примерно года три, недавно отдала в редакцию. Этот отрезок повествования посвящен папиному детству, юности, молодости.

Надеюсь, книга скоро увидит свет, хотя должна отметить, что работа над ней шла (и продолжает идти) не очень просто. Неожиданно столкнулась с препятствиями. Ведь для того чтобы литературный материал был максимально весом и авторитетен, его неплохо бы подкрепить ценными высказываниями тех, кто знал отца не понаслышке.

Но почему-то многие неохотно идут на контакт. Даже, что явилось для меня большим сюрпризом, Давид Тухманов, в сотрудничестве с которым Ободзинский создал некоторые свои лучшие композиции.

- Как человек, занимающийся наследием Валерия Владимировича, не приоткроете тайну: остались ли в архивах нереализованные записи и есть ли надежда, что публика их когда-нибудь услышит?

Такие фонограммы, конечно же, существуют, и в немалом количестве. Порой возникают мысли навести в этой области порядок. Но, во-первых, сейчас у меня львиная доля времени уходит на создание книги, так что сосредоточить внимание на аудиоархивах просто физически не получается. А во-вторых, выпускать что-либо на CD сегодня — задача неблагодарная. Кому это нужно? Все ведь давным-давно перетекло в интернет.

Но заняться данным вопросом все равно необходимо. Надеюсь, в один прекрасный день программа под условным названием «Ободзинский. Из неизданного» в том или ином виде появится.

Беседу вёл Денис Бочаров



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.