"Как на крыльях улетел. Ровно его ветром сдуло. Как водой снесло"
Очередной творческий неполживец покинул Россию из-за спецоперации
Кто-то (к сожалению) вернулся ради телеэфиров и корпоративов - например, Ургант, Манижа, Леонидов. А кто-то лишь сейчас оформляет позорное бегство.
Недавно выяснилось, что уехал 49-летний заслуженный артист РФ Анатолий Вайсман, более известный зрителям под сценическим псевдонимом Анатолий Белый.
Уроженец местечка Брацлав Винницкой области, откуда берёт начало течение "брацлавский хасидизм".
Успеха в карьере добился благодаря женитьбе на Марине Голуб, которая была старше на полтора десятка лет. Женившись на "звезде", отличался высокомерием, надменностью, демонстративным презрением к коллегам.
Все последние годы этот господин, будучи одним из наиболее востребованных российских актёров
(под сотню ролей, в т.ч. Григорий Александров в многосерийном телефильме "Орлова и Александров", Казимир Малевич в х/ф "Шагал - Малевич", комиссар Бейтикс в "Господах офицерах", коммерсант Влад в "Метро", Ханин в "Стальной бабочке", Черных в "Оптимистах"), не скрывал своей ненависти к нашей стране и нашему народу.
Являлся завседатаем "Эхо Москвы" и "Дождя"*. Ещё в 2017-м рассуждал о "главной проблеме России, состоящей в глобальном неуважении человека человеком, мы это имеем сейчас уже в процветающей форме, эта неценность жизни, личности человека".
Вещал, что "корень в несвободе нашей, испокон веков у нас холопство и рабство, холопство и рабство, холопство и рабство. У нас свободного человека и не взращено".
Патетически заявлял: "Холопство в нас заряжено генетически! Самое грустное в этой истории для меня, что человек как таковой в России не меняется в сторону свободы".
Перманентно жаловался, жаловался, жаловался. Скажем, на антисемитизм. В беседе с журналом WomanHit: "Наслушался я и шуток, и колкостей по поводу своей национальности. До сих пор помню случай на НВП, учитель был антисемит. Я в то время сидел на последней парте.
Тема урока была «арабо-израильский конфликт». Он сделал какое-то предисловие, а потом сказал: «А теперь повернёмся к евреям», - и весь класс обернулся ко мне. Это я всё к тому, почему вырос таким".
В 2019-м в интервью екатеринбургскому "Деловому кварталу" Белый говорил: "Столетия рабства в России привели к тому, что человек забыл генетически, что такое свобода. У большинства людей - рабская психология, и они этого даже не замечают.
<…> Есть ощущение, что во мне пройдена какая-то точка невозврата. И последние события показали, что я такой не один. Люди просыпаются. Ситуация в стране такая, что точка кипения достигнута... Сидеть и просто смотреть уже невозможно.
Иначе ты тоже становишься частью всеобщего хаоса и бессознательного существования. Я так не могу и не хочу.
<…> Если углубляться, то это Византия с тоталитарным «нарожают ещё». Как говорил Иосиф Бродский, «основная трагедия русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку; если угодно - в презрении». Я пессимист. Я не знаю, изменит ли когда-то хоть что-то ситуацию в нашей стране. Надежды мизерные.
<…> Я - шелкопряд. Вы знаете, что за всю свою жизнь шелкопряд прядёт одну нить? И умирает, когда заканчивает её. Шелкопрядов спасает то, что их много".
Он активнейшим образом выступал в соцсетях, кидался антироссийскими лозунгами на творческих встречах. Но почему-то не уезжал.
Случилось наконец-то. Уволился из МХТ им. А.П. Чехова и эмигрировал. Написал с присущим ему пафосом: "Да, я уехал. Да, ушёл из театра и вообще отовсюду.
Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью. Потому что больше не могу оставаться в стране, которая ведёт [спецоперацию].
Не могу делать вид, что ничего не происходит, не могу видеть смеющихся в летних кафе людей, не могу слышать весёлую музыку, льющуюся из открытых дверей. Не могу больше молчать. Мы проиграли в этой битве.
Мы - это культура, это те, кто думал и надеялся на демократическое развитие своей страны. Нас мало. И нас можно сдуть с лица земли и истории очень легко.
Мою страну выбили из-под ног вместе с людьми, которых я считал друзьями (остались единицы), вместе с теми, кому я играл со сцены, наивно полагая, что хоть как-то действую на их души и сердца.
Мы не нужны России. Очень жаль. Потому что в России большое количество прекрасных людей. Красивых людей. Но тьмы больше. Это горькая правда, но её надо принять.
Самое главное моё слово в этом тёмном времени - разочарование. Оно очень глубокое и разностороннее. Разочарование в природе человека, в победе звериного бессознательного над слабым разумом. Тьма рулит.
Сразу предвосхищу такого рода мысли - я не превозношу себя, я не на белом коне, я сам выхожу из своего Египта каждый день и многое не удаётся, но я стараюсь".
"МК": "Коллеги Анатолия Белого не сильно скорбят о потери «бойца», и после их рассказа становится понятно почему. Они рассказали, что на протяжении всех последних месяцев артист вёл себя более чем странно: приходил на спектакль, запирался в своей гримёрке, никого не пускал к себе.
Его не видели в актерском буфете, репетиций не посещал, а на сцену выходил только после третьего звонка. Отыграв, не всегда выходил на поклоны, а если и выходил, то с выражением лица, полным скорби".
Уехал не в родной Брацлав. "Совестливый" актёр обнаружен почему-то в Израиле.
Примечание:
* иностранный агент
Алексей Иванов