Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Санаторий «Курпаты» (Республика Крым)
Источник: Яндекс картинки
10:49 / 26.04.2017

Курорты, которые мы потеряли
Развитие санаторно‑курортного комплекса перестало волновать государство, финансирование снизилось. Прямые продажи путёвок из‑за обнищания населения оказались невозмож­ны, а опустевшие санатории потенциальным инвесторам – первым российским капиталистам – были неинтересны. Индустрию сохранили дальновидные энтузиасты – сотрудники санаториев, решившиеся приватизировать курортные объекты

А ведь когда-то по недорогим путёвкам на них отдыхали почти все

В конце апреля Совет Федерации предложил поддержать развитие санаторно-курортной отрасли, увеличив спрос на услуги российских санаториев за счёт введения налогового вычета по НДФЛ на путёвки в здравницы. Зачем нужен этот манёвр? Даже оставшиеся в ведении профсоюзов здравницы давно ориентированы на коммерческие продажи, генерируя оборот не менее 1 млрд. рублей в год.

Санатории – явление, порождённое советской экономикой и системой здравоохранения. И хотя первые здравницы существовали в России ещё в начале XX века, их массовое строительство стартовало только после выхода положения Совнаркома о социальном обеспечении трудящихся в октябре 1918 года.

Санаторно-курортное лечение было впервые утверждено как вид врачебной помощи. Курорты стали собственностью государства и охранными зонами, а все их «земли, парки, степные и водные пространства» перешли из ведения Народного комиссариата земледелия к Народному комиссариату здравоохранения.

Концепция всеобщего санаторно‑курортного лечения требовала беспрецедентного наращивания коечного фонда. С 1933 по 1937 год общий объём капиталовложений (включая ведомственные средства) превысил 600 млн. рублей. По данным статистического сборника «Народное хозяйство СССР за 70 лет», к 1939 году в стране действовало почти 2200 санаториев, пансионатов с лечением и санаториев‑профилакториев общей мощностью 255 тысяч коек.

В конце 1950-х годов было создано управление ведомственными санаториями, а вскоре власть над индустрией практически полностью сосредоточилась в руках профсоюзов. Они получили в своё ведение большую часть санаториев, домов отдыха и пансионатов, но тем не менее Госплан СССР закладывал в бюджет финансирование расходов по обслуживанию этих объектов. Профкомы распределяли часть путёвок бесплатно, часть – за 30% стоимости.

К 90‑му году, по данным сборника «Народное хозяйство за 70 лет», в стране действовали 5853 санатория, предоставлявших услуги отдыха‑оздоровления, профилактики профзаболеваний и долечивания пациентов, перенёсших острые заболевания, например, инфаркт миокарда.

После распада СССР почти 2,5 тысячи объектов отошли бывшим союзным республикам, ставшим независимыми государствами. России досталось больше половины санаторно‑курортного комплекса СССР. Как страна распорядилась этим наследством?

Развитие санаторно‑курортного комплекса перестало волновать государство, финансирование снизилось. Прямые продажи путёвок из‑за обнищания населения оказались невозмож­ны, а опустевшие санатории потенциальным инвесторам – первым российским капиталистам – были неинтересны.

Индустрию по большому счёту сохранили дальновидные энтузиасты – сотрудники санаториев, решившиеся приватизировать разрушающиеся курортные объекты и создать акционерные общества. Часть санаторных предприятий осталась на балансе ведомств и Росимущества, часть перешла к новым владельцам промпредприятий как довесок к профильным активам.

Однако основным наследником санаторно‑курортной индустрии оказалась организованная в 1990 году Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), получившая большинство оздоровительных мощностей ВЦСПС. По данным РБК, федерации тогда досталось 678 объектов, аналитики Института сравнительных исследований трудовых отношений и Университета Уорика оценили их общую стоимость в 2,9 млрд. рублей (в ценах на 1 января 1992 года).

Часть санаторно‑курортного комплекса профсо­юзов – предположительно 68% – перешла под контроль региональных профобъединений. Некоторые объекты, оказавшиеся у ФНПР, были сразу приватизированы. В частные руки тогда попал, например, санаторий «Русь» в Сочи, правда, через 10 лет по решению суда актив вернулся в федеральную собственность, на баланс Управделами Президента РФ.

Кризис 1998 года вызвал всплеск спроса на внутренний туризм, и спустя какое‑­то время санаторным направлением, особенно в привлекательных приморских зонах, стали интересоваться частные инвесторы. Волнением капитала не преминули воспользоваться проф­союзы.

По разным оценкам, на сегодняшний день ФНПР освободилась чуть ли не от половины своих санаторных активов. Как свидетельствует сайт туроператора «Профкурорт», в распоряжении ФНПР осталось 374 санатория. Президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов, впрочем, не сомневается, что ФНПР по‑прежнему остаётся самым крупным игроком санаторного рынка с миллиардными оборотами.

На какие средства живут нынешние здравницы? Заработать только с помощью ОМС и соцстрахования нельзя, говорят игроки санаторной индустрии, так что без коммерческих путёвок не обходится никто. Санатории профсоюзов от целевых клиентов совсем отказаться не могут, но стараются свести эту нагрузку к минимуму.

«У нас есть установленная квота на профсоюзных пациентов, они имеют 20‑процентную скидку, – говорит Миляуша Муртазина, начальник отдела качества санатория «Бакирово», принадлежащего Федерации профсоюзов Респуб­лики Татарстан. – Но основной поток всё же формируют коммерческие продажи, около 30% мощностей обслуживает заказы крупных предприятий, таких, например, как АвтоВАЗ и «Лукойл».

Государство включается в оплату санаторно‑курортного лечения, только если речь идёт о реабилитации в санатории (ОМС) или о льготниках – инвалидах, участниках Великой Отечественной войны и ветеранах боевых действий и ещё нескольких категориях (соцстрахование).

В 2015 году в системе ОМС были задействованы 104 санаторно‑курортные организации, Фонд соцстрахования направил своих подопечных в 470 санаторно‑курортных учреждений, потратив на это 3,9 млрд. рублей, но обеспечить путёвками удалось лишь 27,4% льготников, и те, кто ездил в этом году, снова попадут в санаторий лишь через три‑четыре года.

На рынке, оценённом Росстатом в 2015 году в 119 млрд. рублей, социальные бюджеты погоды не делают.

Так что основной объём продаж путё­вок приходится на физических лиц, доходы которых весьма ограниченны. Средняя стоимость суток в санатории стартует от 3,5 тысячи рублей в зависимости от курорта, а среднее время отдыха в санатории не превышает десяти дней, хотя курс оздоровления должен быть не менее двух недель. Тормозит развитие санаторной отрасли сезонность.

На юге России игроки рынка больше ориентируются на туристов и работают сезонно, «проседая» в зимнее время.

Оттого, наверное, на этих территориях заметна ротация собственников. Сохранять позиции удаётся тем санаториям, управленцы которых умело сочетают преимущества туристического объекта и медицинские компетенции. Недаром успешные игроки кон­центрируются не столько в южных регионах, сколько в Сибири. Но тут появляется новая проблема – транспортная доступность объектов.

Цифры

В санаториях, домах отдыха и пансионатах во времена СССР ежегодно лечились и отдыхали 19 миллионов человек, то есть примерно каждый тринадцатый. Путёвка в санаторий на 24 дня в 70–80-е годы стоила в среднем 120 рублей. При частичной компенсации профсоюзами она обходилась в 36 рублей.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.