Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"
Источник: Яндекс картинки
11:15 / 24.08.2021

"Книги мёртвых дядек про мёртвых дядек"
Изучение литературы совсем не исключает использования мультимедиа. Одним из таких инструментов стало приложение "Живые страницы" для смартфонов и планшетов, проект курирует редактор сайта tolstoy.ru Фекла Толстая. Основные произведения Толстого построены таким образом, что можно ознакомиться и со всем текстом, и быстро посмотреть, как исторически развивается сюжет

Как увлечь классикой прагматичных школьников

Современные школьники "не хуже" советских и не утратили тягу к познанию, однако мир с тех пор сильно изменился. Педагоги ищут новые подходы к преподаванию произведений Толстого, Тургенева, Островского.

Участники Летней школы для учителей литературы, которая в третий раз прошла на базе музея-усадьбы "Ясная Поляна" в Тульской области, обсуждали, как научить современных детей воспринимать большую литературу

"Сокол в рощу улетел, на кобылку недруг сел, а хозяйка ждет милого, не убитого, живого". Учителя литературы - участники Летней школы в Ясной Поляне разбирают пушкинское стихотворение, как детектив расследует преступление.

Предлагают версии, определяют свидетелей гибели богатыря, предполагаемых соучастников убийства и в конце концов вычисляют злодея. Цель Летней школы - научить учителей "размыкаться", отходить от привычного способа подачи материала, чтобы вернуть интерес подростков к классике.

"Зачем мне это надо?"


Участники Летней школы для учителей литературы отмечают утилитарный взгляд современных детей на образование.

- Я в школе 15 лет - да, дети становятся все более и более прагматичными в массе своей, им всегда важно сначала понять, а зачем это нужно: "Зачем нужно читать? А что будет, если я прочитаю? Что мне это даст?"

Но когда объясняешь, что может дать чтение, то понимание приходит, - говорит учитель женской гуманитарной гимназии из города Череповца Вера Мелдова. - Моя ученица через два года после одного из таких разговоров сказала, что она поняла, что "литература везде".

Это не просто школьный предмет, она помогает детям, подросткам, у которых еще очень мало жизненного опыта, этот опыт открывать и принимать. Сложность как раз в том, чтобы пробиться через эти прагматические установки.

Подростки, при всем их желании отрицать, противопоставлять свое мнение окружающим, и десятилетие назад, и сейчас были и остаются восприимчивыми к миру чувств, переживаний, созданному в литературе.

- Литература - предмет о жизни, и потому, преподавая ее, прагматичный взгляд детей нужно направлять на их жизнь, на их будущее, - говорит учитель гимназии №76 из Набережных Челнов Антон Ермаков. - У каждого педагога есть четкие инструменты воздействия, умения дать понять ребенку, зачем ему нужно обучаться или зачем нужны знания о каком-то конкретном произведении.

Скажем, на примере "Анны Карениной" можно подумать о взаимоотношениях в своей будущей семье, и я такие задания даю.

Аналогичный прием эффективен и в преподавании объемных произведений, таких как роман-эпопея "Война и мир" Льва Толстого, который редкий школьник смог прочитать от начала и до конца.

- Я училась в школе в 1970-е годы и скажу честно, в школе "Войну и мир" не читала.

Я всегда говорю детям, которые решили героически одолеть роман-эпопею, что до эпилога вы точно не дойдете, не осилите, но тем не менее есть такие, кто читает полностью, пусть их и немного, - говорит учитель литературы Зональненской школы Томской области Елена Александрова. - Сравнивая детей разных лет, я не вижу какой-то колоссальной разницы.

Просто нужно найти то, что им близко, чтобы произведение воспринималось актуально для наших дней. Ведь все, что касается взаимоотношений, любви, духа, плоти - всего, что волновало Толстого в "Войне и мире", это же волнует и современного человека, школьников в том числе.

Война и мир технологий

Обычно, говоря о новых технологиях в образовании, подразумевают их применение в физике, математике, информатике, причем в основном в сфере допообразования - "Кванториумах", кружках робототехники, например. Но и изучение литературы совсем не исключает использования мультимедиа.

Одним из таких инструментов стало приложение "Живые страницы" для смартфонов и планшетов, проект курирует редактор сайта tolstoy.ru Фекла Толстая, а в числе партнеров - Государственный исторический музей.

- Мне помогает приложение "Живые страницы", например, потому что там дети ориентируются очень хорошо.

Основные произведения Толстого построены таким образом, что можно ознакомиться и со всем текстом, а также быстро посмотреть, как исторически развивается сюжет, - говорит Елена Александрова.

- Это очень удобно на уроке, когда даешь задание посмотреть информацию, например, по Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой, как они пресекаются, и дети за какие-то 10 минут эту информацию получают.

По ее словам, это не противоречит принципу восприятия произведения в целом и отдельных образов персонажей, поскольку дети читают не краткий пересказ, а отрывки из оригинального текста, что удобно, учитывая объем "Войны и мира".

Не противоречит это и условиям реальности - изменилась скорость восприятия информации, отмечают педагоги. Современные дети привыкли получать ее не из библиотек и не из печатных книг, а из интернета, через компьютеры и гаджеты.

- Мы все живем в "экранной" культуре, проводя перед телевизорами, компьютерами, гаджетами, наверное, 90% своего времени, - говорит учитель литературы московской гимназии №1514, председатель Гильдии словесников и один из организаторов Летней школы для учителей литературы Антон Скулачев.

- Мы живем в культуре постоянно появляющихся новых интерпретаций литературных произведений - в фильмах, мультфильмах, комиксах, театральных постановках, перформансах. И это нормально, мы живем в очень множественном мире, где у текста не может быть одной интерпретации.

Понимая это, например, в Зональненской средней общеобразовательной школе в Томской области - сельской, кстати - пять лет назад организовали кинофестивали. Школьники снимают ленты по литературным произведениям. Они сами выбирают текст, который хотят экранизировать, пишут сценарий, играют роли, монтируют фильмы.

- Первой работой стал фильм по одному из эпизодов "Войны и мира", потом брали другие классические произведения - Пушкина, Бунина, Зощенко… Дети все больше заинтересовывались, включились в работу и начальные классы, - рассказала Александрова.

- Самые большие фильмы были около 10 минут, но в основном в пределах 5–7 минут хронометражи, в жюри приглашаем тех, кто профессионально занимается кинематографом, наших бывших выпускников. Для детей это развитие творческих навыков, им это нравится.

Неизвестная литература

- Важно учитывать, что на дворе 2021 год, а последние по хронологии тексты, которые в массовой школе изучаются, ну в лучшем случае относятся к 1970-м годам, а иногда и к 1950-м, - рассуждает Скулачев.

- И вот мне кажется, проблема в том, что массовое преподавание литературы игнорирует эти обстоятельства, закрывает на них глаза, как будто бы этого ничего нет и мы живем в культуре, в которой ничего не происходило в последние сто лет.

Как будто не было великого русского кинематографа, фильмов Тарковского, Муратовой и других, не было литературы 1970–1990-х и 2000-х годов, которая входит в шорт-листы международных литературных премий.

При этом пробелы в программе, по мнению Скулачева, можно восполнить и без участия регуляторов - профильных федеральных министерств и ведомств. Создание одного рекомендательного списка книг, который по традиции станет "железобетонным" - обязательным для использования, - это бесперспективно.

- Пусть будет, например, список для детей, которые любят фантастику, другой - для тех, кто любит приключения, и так далее. Хороший учитель - сам по себе уже специалист по культурному самоопределению и выбору самых разных вариантов.

Цель литературного образования не в том, чтобы ученик прочитал все, что нужно прочитать, а в том, чтобы он стал самостоятельным читателем.

Чтобы он понимал, что литература - это не то, что написал "мертвый дядька про мертвых дядек", а литература - это про него и для него самого, что он может быть соавтором: например, находить в разные моменты жизни подходящие себе книги или написать "фанфик" - продолжение истории по мотивам оригинального произведения.

Как узнать себя в литературе


Вера Мелдова предложила взглянуть по-иному на подход к изучению литературы в школе, пойти от обратного - начинать с современных авторов, более понятных детям, чтобы через их творчество добраться до классиков.

- Мне думается, что работу с детьми пятых-седьмых классов нужно строить именно так. Работа с современными авторами дает возможность как-то острее воспринимать литературу. Для детей ведь классика - "нафталин", и им нужно еще уметь как-то воспринять язык.

Нами - взрослыми - язык Пушкина воспринимается как великий, а детям приходится даже в крошечном стихотворении "переводить" каждое слово, оно очень абстрактно воспринимается, - сказала она.

- В работе с современными рассказами, повестями - а именно малые жанры наиболее удобны - школьник узнает себя, свои переживания в герое, начинает понимать, что можно делать, а что приведет к каким-то роковым последствиям.

А дальше уже заглянуть, а что было с героями 100–200 лет назад, а оказывается, там еще глубже, еще интересней и сложней.

Использование только наработанных схем преподавания, по словам Антона Ермакова, вредно и для самого учителя, который в итоге "застревает", лишая себя свободы выбора методов работы.

Здесь должна быть разумная грань, поскольку нынешние школьники - будущие студенты вузов, должны быть приучены и к классическим лекциям.

- Но полностью "садиться" на классическую трансляцию знаний - дети пришли, я прочитал тему, на следующем уроке проверим результат - нельзя, - говорит он.

- Мы должны разнообразить учебный процесс для того, чтобы не терять связи с детьми, поддерживать их интерес к предмету, мотивировать, а с другой стороны - сами не застревать на каком-то одном уровне.

Преподавать, например, ту же "Грозу" Островского по десятому кругу в одном и том же направлении, в одном и том же формате нет смысла.

Со временем количество преподавательских инициатив должно только расти, считают в Летней школе.

При поддержке Гильдии словесников проходит еще одна такая школа для учителей в Псковской области в Пушкинских горах (ее проводит общество "Пушкинский проект"), а в 2022 году планируют открыть третью - в подмосковном Переделкине.

- Конечно, хочется, чтобы на нашу страну была сотня летних школ, но пока одна - "Методическая копилка словесников", где 8 800 учителей со всей страны постоянно делятся вот этими подходами, идеями к урокам, как построить курс литературы.

Мы стараемся и материалы Летней школы, и всего, что происходит, выкладывать. Задача - не мешать учителям, не надо их все время контролировать, да это и невозможно, нужно дать возможность таким инициативам расти и развиваться.

Алексей Шершнев



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.