Евсеева Елена Юрьевна, балерина
Родилась 13 декабря 1982 года в Ижевске в семье экономиста (отец) и мастера спорта по спортивной гимнастике (мать). Перепробовала в детстве множество занятий. Художественная школа, плавание, виолончель, бальные танцы и баскетбол.
С 10 летнего возрасте училась в Пермском хореографическом училище. В 14 лет переехала в Санкт-Петербург. В 2001 году окончила Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой (класс Марины Васильевой).
С 2001 по 2008 год являлась солисткой Михайловского театра, на сцене которого танцевала в балетах «Щелкунчик» (Маша), «Спящая красавица» (Аврора, фея Бриллиантов), «Баядерка» (Гамзатти), «Дон Кихот» (Китри), «Корсар» (Медора), «Раймонда» (Раймонда), «Жизель» (Жизель), «Шопениана» (Мазурка, Седьмой вальс), «Лебединое озеро» (Одетта–Одиллия), «Чиполлино» (Редиска), «Спартак» (Эгина).
С 2008 года - в труппе Мариинского театра. Работает под руководством педагога-репетитора Любови Кунаковой.
Репертуар:
Сильфида («Сильфида», хореография Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен);
Жизель, Зюльма, Классический дуэт («Жизель», хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа);
Рамзея («Дочь фараона», хореография Мариуса Петипа, реконструкция Тони Канделоро);
Гамзатти, тени («Баядерка», хореография Мариуса Петипа, редакция Владимира Пономарева и Вахтага Чабукиани);
Медора, Гюльнара, трио одалисок («Корсар», постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа);
Grand pas (вариация) («Пахита», хореография Мариуса Петипа;
Генриетта («Раймонда», хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева);
Флора («Пробуждение Флоры», хореография Мариуса Петипа, реконструкция спектакля 1894, постановка Сергея Вихарева);
Друзья принца («Лебединое озеро», хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, редакция Констанина Сергеева);
Китри, Цветочница («Дон Кихот», хореография Александра Горского);
Ноктюрн, Одиннадцатый вальс, Прелюд, Первый вальс («Шопениана», хореография Михаила Фокина);
«Весна священная» (хореография Вацлава Нижинского);
Солистка («Свадебка», хореография Брониславы Нижинской);
Мария («Бахчисарайский фонтан», хореография Ростислава Захарова);
Маша, Классическое трио («Щелкунчик», хореография Василия Вайнонена);
Барышня («Барышня и хулиган», хореография Константина Боярского);
Сюимбике («Шурале», хореография Леонида Якобсона;
Вакханка («Вальпургиева ночь», хореография Леонида Лавровского);
Ширин, танец золота («Легенда о любви», хореография Юрия Григоровича);
Катерина, Хозяйка Медной горы («Каменный цветок», хореография Юрия Григоровича);
Карлотта Гризи, Фанни Черрито (Pas de quatre, хореография Антона Долина);
Кармен («Кармен-сюита», хореография Альберто Алонсо);
Бабочка ("Сон в летнюю ночь", хореография Джорджа Баланчина);
«Вальс», «Симфония до мажор» (III. Allegro vivace), Pas de deux на музыку П.И. Чайковского (хореография Джорджа Баланчина);
«Рубины» («Драгоценности», хореография Джорджа Баланчина);
Полигимния («Аполлон», хореография Джорджа Баланчина);
Маша («Щелкунчик», постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова);
«Золушка» (Золушка, Худышка), Concerto DSCH, «Конек-горбунок» (Царь-девица);
«Там, где висят золотые вишни» (хореография Уильяма Форсайта);
Approximate Sonatа (хореография Уильяма Форсайта);
Две наяды («Ундина», хореография Пьера Лакотта);
Часы («Стеклянное сердце», хореография Кирилла Симонова);
«Расставание», «Предчувствие весны» (три женщины), Intensio (хореография Юрия Смекалова);
Without (хореография Бенжамина Мильпье);
«Инфра» (хореография Уэйна Макгрегора);
Push Comes to Shove (хореография Твайлы Тарп);
Параша («Медный всадник», хореография Юрия Смекалова);
Кристина («Пахита», хореография Юрия Смекалова, реконструкция хореографии Мариуса Петипа и постановка Grand pas Юрия Бурлаки);
«Времена года» (хореография Ильи Живого);
Пимпинелла («Пульчинелла», хореография Ильи Живого);
Также в репертуаре:
III акт балета «Спящая красавица» (Аврора) - хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева;
Классическое па-де-де - хореография Никиты Долгушина;
Pas de deux Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда» - хореография Агриппины Вагановой;
Pas de six из балета «Маркитантка» - хореография Артюра Сен-Леона;
Grand pas classique - хореография Виктора Гзовского;
«Вешние воды» - хореография Касьяна Голейзовского в редакции Вадима Десницкого;
Pas de deux из балета «Пламя Парижа» - хореография Василия Вайнонена;
«Бакхти» - хореография Мориса Бежара;
«Лабиринт» - хореография Ксении Зверевой;
Tromba Lontana - хореография Максима Петрова;
Concertino bianco - хореография Дмитрия Пимонова.
Награды и звания
2009 - Лауреат Международного конкурса артистов балета в Сеуле, I премия);
2019 - Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» за роль в спектакле «Push Comes to Shove»;
2011 - Заслуженная артистка Удмуртской республики;
2022 - Народная артистка Удмуртской республики (2022);